эффективного спроса » (форма обучения очная)
1.«Общая теория занятости, процента и денег»: логика, основные понятия, значение.
2. Принцип эффективного спроса. Характеристики функции потребления.
3. Факторы, определяющие инвестиции и сбережения
Семинар « Экономическая теория Дж. М. Кейнса: подходы к монетарной и фискальной политике » (форма обучения очная, заочная) –
эвристическая беседа
1. Предпочтение ликвидности: психологические и деловые мотивы. Предельная эффективность капитала.
2. Проблемы эффективности монетарной политики.
3. Роль фискальной политики в теории Кейнса.
Задания для самостоятельной работы
1. Дать определение следующим категориям (понятиям): депрессивная экономика, «основной психологический закон», эффективный спрос, побуждение к инвестированию, предпочтение ликвидности.
2. Подумайте, в чем состоит преемственность и новаторство в экономической теории Дж. М. Кейнса.
3. Подберите 5 высказываний известных экономистов, политических деятелей о Кейнсе. Проанализируйте их.
4. Домашнее чтение: Дж. М. Кейнс. Общая теория занятости, процента и денег (Главы 1-3, 11, 15-18) http://www.ek-lit.org
5. Подготовить научное сообщение по теме: «Кейнс и его время. Нравственно-философская позиция и экономические идеи».
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной
работы и подготовке к семинару
Данная тема является очень важной в истории экономической науки. Ведь русло современной экономической теории определили две революции – маржиналистская и кейнсианская. Сам Кейнс является неким водоразделом. Например, есть известная работа М. Блауга «Сто великих экономистов до Кейнса и после Кейнса». Американский экономист Р. Харрод отмечал: «Кейнс по-вдимому должен занять постоянное место в истории экономической мысли в качестве первого лица, которое разработало полностью обоснованную теорию того, что мы именуем сейчас макроэкономикой.
Семинары посвящены личности и экономической концепции Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). Обязательно прочтите работу Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (указанные главы как минимум). На первом семинаре акцент делается на изучение теории эффективного спроса. Основными компонентами эффективного спроса являются потребление и инвестиции. Подумайте, что влияет на потребление? Почему Кейнс считал главным фактором эффективного спроса размер инвестиций?
Второй семинар посвящен теории процента и денег, анализу инструментов монетарной и фискальной политики. Главным пунктом проблемы эффективного спроса Дж. М. Кейнс считал превращение сбережений в инвестиции. Он предложил целый ряд государственных мер, которые могли бы решить эту задачу. Необходимо ознакомиться с возможными механизмами постоянного вмешательства государства в экономику, обоснованием необходимости данного вмешательства.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Как Вы понимаете «кейнсианскую революцию» в экономической теории?
2. Назовите основные направления критики Дж. М. Кейнса неоклассической теории саморегулируемого рыночного хозяйства.
3. В чем сущность кейнсианской теории «эффективного спроса»?
Тема 2.6. Неолиберализм
Неоавстрийская школа. Ф. Хайек, Л. Мизес. Особенности субъективизма неоавстрийцев. Учение о спонтанном рыночном хозяйстве Ф. Хайека. Экономический либерализм Л. Мизеса. Позиция неоавстрийцев в отношении государственного вмешательства в макроэкономическое регулирование.
Германский неолиберализм и его теоретические истоки. Фрайбургская школа и теория социального рыночного хозяйства. Особенности взглядов В. Ойкена, А. Мюллер-Армака, В. Репке на социальные проблемы и регулирование монополии и конкуренции.
Американский неолиберализм. Чикагская (монетарная) школа неолиберализма. Исходные положения монетаристской теории. Кризис середины 1970-х годов и монетаристская критика проводимой политики. Концепция адаптационных ожиданий и теория денег М. Фридмана. Школа рациональных ожиданий. Инструменты и методы монетаристской политики. Возникновение проблемы стагфляции. Критика монетаристской стратегии экономического регулирования со стороны неокейнсианцев.
Экономическая теория предложения: теоретические основы концепции. Проблема инфляции и экономического роста. Рекомендации в области налоговой политики. Монетаризм и экономическая теория предложения как теоретические основы рейганомики и тетчеризма.
Семинар « Чикагская школа неолиберализма» - кейс-метод
1. Монетаризм: теоретические основы, выводы, рекомендации.
2. Экономическая теория предложения.
Практическое занятие «Развитие экономической науки в XX веке» - тестирование
Студентам предлагается ответить на тесты по темам 2.2-2.6
Задания для самостоятельной работы
1. Дать определение следующим терминам (понятиям): неолиберализм, «спонтанный порядок», «интервенционизм, общество «Мон Пелерин», ордолиберализм, монетаризм, монетарное правило, стагфляция, кривая Лаффера.
2. Составить сравнительную таблицу основных постулатов концепций монетаристской и кейнсианской школ. Линии сравнения: а) роль государства; б) главная проблема; в) денежная масса; г) занятость; д) отношение к бюджетному дефициту.
3. Подготовьте научное сообщение на тему «Дж. Стиглер как представитель чикагской школы неолиберализма».
4. По мнению известного российского ученого В.М. Полтеровича идеи Ф.Хайка, М. Фридмена составляли методологию Вашингтонского консенсуса. Подтвердите или опровергните данный тезис.
5. Домашнее чтение: М. Фридмен Основы монетаризма http://www.ek-lit.org
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинару и практическому занятию
Изучение темы следует начать с рассмотрения понятий «либерализм», «неолиберализм», «консерватизм», «ультралиберализм». Следует учитывать, что деление экономистов и политиков на либералов и консерваторов в известной степени условно. Идеи и подходы либералов и консерваторов переплетаются, критерии оказываются «размытыми», недостаточно четкими.
В современных условиях под названием «неолибералы» выступают несколько школ: чикагская, неоавстрийская, немецкая. Следует последовательно познакомиться с особенностями, спецификой каждой из школ, с экономическими концепциями основных представителей.
Неоавстрийская школа. Ознакомьтесь с экономическими взглядами Людвига фон Мизеса (анализ проблем инфляции, каталлактика, рыночная и нерыночная системы хозяйствования). Подумайте, почему Л. Мизес называет социализм «системой запланированного хаоса». Учеником и последователем Мизеса был Фридрих фон Хайек, который является одним из самых оригинальных экономистов XX в. Проанализируйте теорию спонтанного порядка, концепцию рассеянного знания, теорию «частных денег». Выделите функции, которые согласно Ф. Хайеку, выполняет свободный рынок.
Немецкая школа. Отцом немецкого неолибарализма является Вальтер Ойкен, профессор Фрайбургского университета (поэтому теорию немецкого неолиберализма зачастую называют фрайбургской). Изучите взгляды В. Ойкена: теорию экономических порядков, учение о строе конкуренции (ордолиберализм). Следует учитывать, что помимо ордолиберализма второй базовой теоретической концепцией немецкого неолиберализма является учение о социальном рыночном хозяйстве. Уясните, что такое «социальное рыночное хозяйство», кто автор данного термина. В заключение познакомьтесь с основными элементами экономической политики государства по А. Мюллер-Армаку.
Чикагская школа. Основателем чикагской школы неолиберализма является уже известный нам Фрэнк Найт. В качестве последователей Найта выступают М. Фридмен и Дж. Стиглер. Анализируя экономическую концепцию Джорджа Стиглера, познакомьтесь с теорией «захвата», с исследованиями информационных проблем в экономике.
Семинарское занятие посвящено изучению американского неолиберализма: монетаризма и экономики предложения. Центральной темой является монетаризм. Изучите этимологию данного слова, дайте общую характеристику концепции. Далее проследите эволюцию монетаризма. Следует иметь в виду, что монетарные представления уходят корнями в количественную теорию денег, опираются на исследования И. Фишера, А. Пигу.
Особого внимания заслуживают работы признанного главы монетаризма американского экономиста Милтона Фридмена. Характеризуя методологическую позицию и концепцию М. Фридмена, выясните: 1) что такое перманентный доход в теории М. Фридмена, в чем состоит теория номинального дохода; 2) что такое спрос на деньги, какие факторы его определяют; 3) каким образом регулируется предложение денег; 4) в чем смысл денежного правила М. Фридмена. Заслуживает внимания полемика между монетаристами и кейнсианцами по вопросу о взаимосвязи инфляции и безработицы. В этой связи объясните, почему согласно монетаристской теории кривая Филиппса в долгосрочном периоде превращается в вертикальную прямую. Далее охарактеризуйте монетаристскую экономическую политику.
При подготовке второго вопроса следует учитывать, что экономическую теорию предложения нельзя назвать школой в строгом смысле этого слова, поскольку она не имеет лидера, единой методологической позиции и во многом сливается с монетаризмом. Для начала уясните предпосылки возникновения экономической теории предложения. Далее рассмотрите в чем, согласно «теории предложения», заключается негативное влияние государственной политики на уровень безработицы, на уровень деловой активности. Выясните, что такое эффект Лаффера, дайте его графическую интерпретацию. На семинаре студенты анализируют кейс-задачу. На практическом занятии студенты проходят тестирования по указанным темам.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Поясните смысл концепции «спонтанного порядка» Ф. Хайека.
2. На чем строится критика социалистических теорий неоавстрийской школы?
3. Каковы отличительные черты социального рыночного хозяйства?
4. Какие меры государственного регулирования экономики предлагаются монетаристами?
5. Какова логическая схема экономической теории предложения?
Дата: 2019-07-24, просмотров: 298.