Австрийская школа: К. Менгер, Ф. Визер, О. Бем–Баверк. Методологический индивидуализм и субъективизм австрийской школы.
Лозаннская школа. Теория общего экономического равновесия Л. Вальраса. Дальнейшее развитие теории общего экономического равновесия в концепции В. Парето. Оптимум Парето.
Неоклассика: англо-американский маржинализм. Маржиналистская теория У. Джевонса. А. Маршалл – основоположник «кембриджской школы» маржинализма, родоначальник «экономикса». Теория спроса, предложения, цен и доходов. Проблема государственного вмешательства и утилитаристская концепция благосостояния А. Пигу. Возникновение «американской школы» маржинализма в трудах Дж. Б. Кларка. Концепция «статики» и «динамики». Теория предельной производительности основных факторов и распределения доходов.
Семинары «Маржиналистские школы и генезис неоклассической экономической теории» (4 часа) – работа в малых группах
Семинары по данной теме проводятся в форме олимпиады.
Студенты предварительно разбиваются на малые группы (по 3, 4 человека). Каждая группа получает творческое тематическое задание.
Список тематических заданий:
1. Австрийская школа маржинализма (учение о благах, ценности и обмене К. Менгера; теория альтернативных издержек и вменения Ф. Визера; теория капитала и процента О. Бем-Баверка).
2. . Экономические теории Лозаннской школы: Леон Вальрас.
3. Экономические теории Лозаннской школы: В. Парето.
4. Маржиналистская теория У. Джевонса
5. Теоретический синтез А. Маршалла: преемственность и новаторство.
6. Дж. Б. Кларк: концепция «статики» и «динамики», теория предельной производительности основных факторов и распределение доходов.
7. А. Пигу: экономическая теория благосостояния.
Первый этап олимпиады (домашнее задание) – конкурс творческих проектов. Малые группы показывают творческие проекты, которые оцениваются по трем критериям: 1) научность, полнота содержания; 2) логичность, структурированность; 3) креативность. В конце первого занятия подводятся промежуточные итоги.
На втором этапе олимпиады (второе занятие) студенты пишут экономический диктант по теме занятия. Каждый студент оценивается индивидуально. Далее конкурс вопросов: команды обмениваются вопросами по теме занятия, отвечают на вопросы соперников. Оценивается качество вопроса и ответа. В конце второго занятия подводятся итоги олимпиады.
Задания для самостоятельной работы
1. Дать определение следующим категориям (понятиям): кардинализм, ординализм, общее вменение, специфическое вменение, теория общего экономического равновесия, закон Парето, оптимум Парето, «крест Маршалла», «внешние эффекты», «провалы рынка» .
2. Объясните почему «ножницы» А. Маршалла являются символом перехода от классики к неоклассике.
3. Домашнее чтение: 1) Работы К. Менгера, Л. Вальраса, А. Маршалла; 2) Автономов В.С. Австрийская школа и её представители (http://www.ek-lit.org).
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы
и подготовке к семинарам
Данная тема напрямую связана с курсом микроэкономики, поэтому многие понятия, которые будут Вами прорабатываться, Вам уже знакомы. Например, эластичность спроса, предельная полезность, альтернативные издержки.
Для начала познакомьтесь с культурно-историческими условиями формирования австрийской школы, изучите особенности предмета и метода «австрийцев». Исследуя экономические воззрения представителей данной школы следует помнить, что Карл Менгер выдвинул теорию, согласно которой ценность благ обусловливается их полезностью для потребителя; Фридрих Визер разработал теорию вменения – ценность средств производства определяется вмененной им ценностью потребительских благ; Евгений (Ойген) Бем-Баверк разработал позитивную теорию капитала и теорию процента, основанную на учете фактора времени.
Изучая Лозаннскую школу, следует помнить, что именно данная школа была самой математизированной и, что главной заслугой лозаннцев стала разработка теории общего экономического равновесия. Лозаннская школа оказала особое влияние на российскую экономическую мысль, приобщив ее к математической экономии.
Далее изучите экономические взгляды представителя английской школы маржинализма Уильяма Стэнли Джевонса. Необходимо помнить, что именно Джевонсу принадлежит обоснование «закона обмена», в котором обмен двух товаров происходит обратно пропорционально отношению их предельных полезностей.
Одной из центральных фигур маржиналистской революции является лидер кембриджской школы Альфред Маршалл, который пытался сгладить различия и подчеркнуть преемственность между классикой и неоклассикой. Именно Маршалл разрабатывал тот саамы аппарат, который был подхвачен его учениками и стал основополагающим для микроэкономического анализа: кривые спроса и предложения, понятия равновесной цены, эластичности, фирмы как совершенного конкурента, эффекта масштаба и т.д. Учеником и последователем А. Маршалла был Артур Сесил Пигу. Именно с его именем связана экономическая теория благосостояния. В заключение проанализируйте взгляды профессора Колумбийского университета Джона Бейтса Кларка (теория распределения доходов).
Контрольные вопросы для самопроверки
1. В чем заключается проблема вменения?
2. В чем заключается своеобразие метода А. Маршалла?
3. Что такое общее экономическое равновесие?
4. В чем состоит теория предельной производительности факторов производства Дж.Кларка и какую задачу она позволяет решить?
Дата: 2019-07-24, просмотров: 291.