Тема 2.8. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особенности русской экономической мысли: методологический аспект. Важнейшие течения экономической мысли на русской почве (XVIII – первая половина XIX вв.). Профессионализация экономической науки.

Русская экономическая мысль рубежа XIX-XX вв. Выбор пути развития страны как главная экономическая тема. Либеральное западничество, славянофильство, народники и их экономические идеи (Н.Даниельсон, В.П.Воронцов), историко-социальное направление  (А.И. Чупров, И.И. Янжул), марксисты (Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов-Ленин и др.) Эволюция экономических воззрений С.Н. Булгакова, П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановского.

Маржиналистские теории и математическая школа. Попытки синтеза трудовой теории ценности и теории предельной полезности: (М.И. Туган-Барановский, В.К. Дмитриев). А. Богданов: социализм как организационная наука. Модель трудового крестьянского хозяйства  А.В. Чаянова. Экономические взгляды Н. Кондратьева.

Экономические дискуссии 1920-х гг. о природе планового хозяйства. «Генетика» и «телеология» в дискуссиях о методах построения хозяйственных планов. Русская экономическая мысль в эпоху социальных потрясений.

Семинар «Экономическая мысль России рубежа XIX -  н. XX вв.»

(форма обучения очная)

1. Характеристика экономических взглядов М.И. Туган-Барановского.

2. Экономические дискуссии 1920-х гг. о природе планового хозяйства.

Практическое занятие  – тестирование по итогам второго

раздела, контрольная работа

Задания для самостоятельной работы

1. Составить блок-схему по теме «Школы и направления в русской экономической мысли XIX – начале XX вв.».

2. Прокомментируйте мысль В. Автономова о том, что история развития экономической мысли в России была именно историей мысли – мнений, лозунгов по поводу экономической политики и главных вопросов общественной жизни.

3. Домашнее чтение: Н.Д. Кондратьев. Большие циклы конъюнктуры http://www.gumer.info

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной

работы и подготовке к семинару и практическому занятию

Изучение темы целесообразно начать с выяснения особенностей русской экономической мысли. Для этого необходимо познакомиться с тематикой работ российских экономистов, определить круг проблем, волновавших российское экономическое сообщество. Далее постарайтесь понять, почему выраженная социальная, практическая направленность, повышенная озабоченность моральными проблемами были спецификой русской экономической мысли.

Детально проработайте экономические воззрения М.И. Туган-Барановского. Обратите внимание на многосторонность и оригинальность разработанной им системы экономических взглядов. Особое внимание уделите теории стоимости и теории циклов и кризисов. Далее изучите вопрос, посвященный экономическим дискуссиям 1920-х гг. о природе планового хозяйства. Сравните взгляды «генетиков» и «телеологов» в дискуссиях о методах построения хозяйственных планов. Следует уяснить специфику политэкономии в 1920-30-е гг. С одной стороны, стоящие на классовых позициях большевики исходили из необходимости подчинения экономической науки интересам пролетариата, а с другой - именно в этот период российская наука имела достижения мирового уровня. Важно показать многообразие подходов к исследованию следующих проблем: соотношение плана и рынка, пути стабилизации финансов и производства, проведение структурных преобразований.

Самостоятельно прорабатывая данную тему, познакомьтесь с исследованиями Конъюнктурного института, особое внимание стоит уделить теоретическому наследию Евгения Слуцкого (теория потребительского спроса, исследования в области математического моделирования конъюнктуры).

Детального изучения требуют экономические концепции двух известных ученых, которые были репрессированы в 1930-е гг. – Н.Д. Кондратьева и А.В. Чаянова.  Следует подробно изучить их взгляды, выявить значение их теоретического наследия.

Следующим шагом должно стать знакомство с первой в истории моделью экономического роста, разработанной Григорием Фельдманом. Далее выясните, в чем состоит сущность метода линейного программирования, предложенного Леонидом Канторовичем (Нобелевская премия по экономике 1975 г.) и экономической модели «затраты-выпуск», разработанную американским экономистом русского происхождения Василием Леонтьевым (Нобелевская премия по экономике 1973 г.).

При изучении политической экономии советского периода, необходимо помнить, что основной стержень обсуждений и споров разворачивался вокруг оценки роли рыночных отношений в политэкономии «государственного социализма». Выделите главные рубежи дискуссий по экономическим проблемам в послевоенный период.

Познакомьтесь с научным творчеством Евгения Варги (исследования основ монополизации производства, сферы обращения и потребления, проблемы трансформации капитализма в связи с влиянием мировой войны), Николая Вознесенского (организация хозяйственного расчета, рациональное размещение производительных сил, анализ специфики действия экономических законов), Александра Анчишкина (исследование проблем экономического роста, разработка Комплексной программы научно-технического прогресса).

В заключение целесообразно изучить тенденции в российской экономической науке на современном этапе.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Почему теоретическая и практическая линии в экономической мысли России первой половины XIX в. имели различную тематику?

2. Какие западные экономисты были популярны в России в начале XIX в.?

3. В чем заключалась теория цивилизации Г. Шторха?

4. Кто был автором первого русского учебника политэкономии и к какому из западных экономистов он был близок?

5. Какие основные направления и школы формировались в экономической мысли России во второй половине XIX - начале XX вв.?

6. В чем состоит практическая значимость теории больших циклов Н.Д. Кондратьева?

 

 

6. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Положение об организации и проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов.

2. Положение о балльной системе оценки успеваемости обучающихся Российской таможенной академии.

3. Руководство по оформлению рукописных учебных и научных работ, рукописей печатных изданий Российской таможенной академии.

4. Методические указания по выполнению контрольных работ.

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 243.