Кафедра экономической теории
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
Направление подготовки: 38.03.02 «Менеджмент»
Направленность (профиль): «Финансовый менеджмент»
Уровень бакалавриата
Набор
2018
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра экономической теории
УТВЕРЖДЕНО
учебно-методическим советом
экономического факультета
(протокол от 12.04. 2018 г. № 10)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
Направление подготовки: 38.03.02 «Менеджмент»
Направленность (профиль): « «Финансовый менеджмент»
Уровень бакалавриата
Набор
2018
Автор
Т.В. Лобас, доцент кафедры экономической теории Российской таможенной академии, кандидат исторических наук
Ответственный за выпуск
Д.П. Бусько, заведующий кафедрой экономической теории Российской таможенной академии, кандидат технических наук, старший научный сотрудник
Программа одобрена на заседании кафедры экономической теории (протокол от «04» апреля 2018 г. № 10)
©Российская таможенная академия, 2018
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель изучения дисциплины: формирование у обучающихся системы базовых знаний и навыков в области истории экономических учений.
Задачи дисциплины:
- познакомить обучающихся с основными этапами и направлениями развития экономической мысли;
- показать богатство и разнообразие идейного и методологического арсенала экономической науки;
- содействовать осмыслению вклада крупнейших экономистов прошлого, важнейших научных школ в познание экономической реальности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование результатов обучения, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Результаты обучения,
соотнесенные с общими результатами освоения
образовательной программы
Код компетенции | Результаты освоения | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОК-2 | способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции | Знать: - основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки. Уметь: - сопоставлять позиции разных школ по ключевым теоретическим проблемам, прослеживать «сквозные» темы экономической мысли в изменяющемся историческом контексте. Владеть: - понятийным аппаратом истории экономических учений. |
ОК-3 | способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности | Знать: - связь между предпосылками различных экономических теорий, мерой точности их выводов и областью применимости. Уметь: - на основе опыта различных школ экономической мысли анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне. Владеть: - методологическим подходом к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой задаче. |
ОК-6 | способность к самоорганизации и самообразованию | Знать: - степень влияния основных школ мировой экономической мысли на экономическую политику передовых стран современного мира. Уметь: - оценивать экономические идеи и экономико-политические доктрины с учетом их идеологических и ценностных предпосылок и сферы применимости. Владеть: - навыками оценки понятийного аппарата экономических концепций прошлого на языке современной экономической науки. |
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА
Дисциплина «История экономических учений» относится к базовой части.
Дисциплина изучается на 1 курсе в 1 семестре по очной форме обучения.
Изучение дисциплины «История экономических учений» базируется на знаниях, полученных в рамках школьного курса дисциплины «Экономика» или соответствующих дисциплин среднего профессионального образования. Дисциплина создает теоретическую и практическую основу для изучения дисциплин: «Институциональная экономика», «Экономическая теория».
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 3 зачетные единицы (ЗЕ), 108 академических часов.
Таблица 2.1
Распределение объема дисциплины по видам работ
по очной форме обучения
Виды работ | Всего часов | |
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем | 42 | |
в том числе: | ||
Лекции (Л) | 18 | |
Семинары (С) | 22 | |
из них в интерактивной форме (ИФ) | 8 | |
Практические занятие (ПЗ) | 6 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 66 | |
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации - зачет |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ
ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ)
Учебных занятий
Таблица 3.1
Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий
(очная форма обучения)
№ п/п | Наименование раздела/ темы | Общая трудоемкость (час.) | Лекции (час.) | Семинары и практические занятия (час.) | Самостоятельная работа (час.) | ||
всего | ИФ | всего | ИФ | ||||
1. | Раздел 1. Этапы становления экономической науки | 32 | 6 | - | 8 | 4 | 18 |
1.1 | Особенности экономических воззрений в докапиталистических обществах | 6 | 2 | - | - | - | 4 |
1.2 | Процессы систематизации экономических знаний. Физиократы. | 10 | - | - | 2 | 2 | 8 |
1.3 | Классическая политическая экономия. Оппоненты классической школы политэкономии | 16 | 4 | - | 6 | 2 | 6 |
2. | Раздел 2. Формирование и эволюция основных направлений современной экономической мысли | 76 | 12 | - | 20 | 8 | 44 |
2.1 | Маржиналистская революция | 6 | 2 | - | - | - | 4 |
2.2 | Маржиналистские школы и генезис неоклассической экономической теории | 10 | - | - | 4 | 4 | 6 |
2.3 | Коррективы к неоклассике: теории несовершенной конкуренции и анализ предпринимательской функции | 14 | 2 | - | 4 | - | 8 |
2.4 | Американский институционализм | 8 | 2 | - | - | - | 6 |
2.5 | Дж. М. Кейнс: новая теория для изменившегося мира | 10 | - | - | 4 | - | 6 |
2.6 | Неолиберализм | 10 | 2 | - | 4 | 2 | 4 |
2.7 | Мейнстрим: эволюция, современное состояние и альтернативы | 6 | 2 | - | - | - | 4 |
2.8 | Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли | 12 | 2 | 4 | 2 | 6 | |
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации | З а ч е т | ||||||
Всего по дисциплине | 108 | 18 | - | 28 | 12 | 62 |
5.2. Содержание дисциплины и рекомендации по изучению тем
Рекомендации по выполнению заданий
для самостоятельной работы
При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий).
Изучение данной темы следует начать с уяснения предмета дисциплины «История экономических учений». Далее подробно рассмотрите особенности экономических воззрений в докапиталистических обществах. Обратите внимание, что именно в этот период появляется термин «экономика». Уясните его этимологию, первоначальное значение. Следует подчеркнуть, что на протяжении многих столетий экономическая мысль была частью морально-философских представлений традиционного общества: она складывалась под влиянием религиозных пророков, древних философов, государственной власти.
Далее охарактеризуйте цивилизации Древнего Востока: Египет, Вавилон, Индию, Китай. Определите, каким образом исторический контекст повлиял на особенности предмета и метода экономической мысли Древнего Востока. Затем следует перейти к изучению источников, из которых мы узнаем об экономической мысли Древнего Востока, а именно, юридических документов («Кодекс царя Хаммурапи», XVIII в. до н.э., Вавилон), экономических, философских трактатов и сочинений («Артхашастра», IV в. до н.э, Индия; «Гуань-цзы», IV – III вв. до н.э., Китай; «Шань цзюнь шу», IV в. до н.э., Китай). Особое внимание сосредоточьте на изучении «Артхашастры», которую историки называют «инструкцией по материальному процветанию», «Гуань-цзы», конфуцианства и легизма.
Знакомясь с источниками по истории экономической мысли Древнего Востока: 1) уясните какое влияние на формы общинного устройства, организацию ремесел, торговли, в целом хозяйственной жизни оказывали религия и государственная власть; 2) выделите теоретические положения о богатстве, способах его увеличения, о государственной регламентации экономики.
Далее необходимо выяснить связь предмета экономической мысли античного общества с социально-экономическими отношениями того времени. Поработайте над термином «традиционное общество», соотнесите тематику экономических трактатов с особенностями организации общества данного типа.
Переходя к изучению экономических идей знаменитого греческого мыслителя Ксенофонта (430-354 гг. до н.э., трактат «Ойкономия»), следует иметь в виду, что именно работы этого философа дают наглядную картину «экономии» в представлении древних греков. Выделите основные черты, характеристики образцового хозяйства, с точки зрения Ксенофонта.
Следующим шагом является знакомство с экономическими воззрениями древнегреческого философа Платона (428-348 гг. до н.э., «Государство», «Законы»).
Особое внимание необходимо уделить экономическим взглядам выдающегося мыслителя древности, энциклопедиста, философа Аристотеля (384-322 гг. до н.э., «Никомахова этика», «Политика»). Ведь именно Аристотель стоял у истоков экономической науки, а, заложенная им морально-философская традиция, господствовала в истории экономической мысли до XVI в. Итак, следует четко уяснить, что согласно Аристотелю лежит в основе обмена, каковы критерии справедливого обмена, какова природа денег. Подробно рассмотрите учение об экономии и хрематистике, при этом следует учитывать, что это был первый опыт систематизации хозяйственных отношений.
Центральной темой экономической мысли Древнего Рима была проблема организации крупного рабовладельческого хозяйства. Выразителем интересов крупного рабовладельческого хозяйства был Марк Порций Катон (234-149 гг. до н.э.), автор трактата «О земледелии». Знакомясь с данным произведением, обратите внимание на то, какими критериями, помнению Катона, следует руководствоваться при выборе имения, какова роль управляющего, как необходимо организовать труд рабов. Также следует познакомиться с агрономическими трактатами Варрона, Колумеллы.
Следующим сюжетом, заслуживающим вашего внимания должны стать экономические нормы Нового Завета и экономическая мысль православия.
Далее охарактеризуйте источники экономической мысли Средневековья, уясните их специфику. Необходимо обратить внимание на роль теологии в развитии экономической мысли, выяснить, почему понятие «общее благо» является центральным практически во всех социальных рассуждениях богословов. Далее следует вычленить круг проблем экономического характера, которые анализировались в текстах средневековых авторов. Характеризуя метод исследования, обратите внимание на одну из главных его особенностей, а именно на двойственный характер оценок любых явлений. Уясните с чем это связано. Поскольку элементом доказательств в текстах эпохи Средневековья являлась ссылка на авторитет Священного писания, труды отцов церкви, следующим этапом изучения данной темы должно быть осмысление экономических норм, заложенных в христианском вероучении.
Далее необходимо рассмотреть основные положения экономических воззрений ранних (Августин Блаженный, 354-430 гг.) и поздних (Фома Аквинский, 1225-1274 гг.) канонистов. Познакомьтесь с основными теоретическими положениями работы Фомы Аквинского «Сумма теологии». Важно понять, почему такие ключевые понятия как богатство, справедливая цена, ссудный процент, частная собственность, социальное неравенство трактовались средневековыми авторами по-разному.
Экономическую мысль мусульманского Средневековья, предлагается изучить на примере экономических воззрений философа и историка Валиэддина Абдаррахман ибн Хальдуна (1332-1406). Ибн-Хальдун выдвинул первую в мусульманской философии теорию развития общества, в которой значительное место было отведено экономическим проблемам. Определите предмет экономических исследований Ибн-Хальдуна, охарактеризуйте основные теоретические положения: теории развития общества (как менялась экономика на разных этапах развития общества), цены (от чего зависит), торговой прибыли (в чем источник), денег (кто и для чего создал).
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что является предметом истории экономических учений?
2. Чем отличается экономическая мысль и экономическая теория?
3. Почему предметом изучения в древневосточной экономической мысли была макроэкономика?
4. В чем заключалась идея систематизации экономических отношений Аристотелем?
5. Каким требованиям, по заключению Ф. Аквинского, должна отвечать справедливая цена?
6. Почему Ибн-Хальдуна считают предшественником многих западных экономических теорий?
Политической экономии »
1. Характеристика эпохи Адама Смита. Структура и основное содержание «Исследования о природе и причинах богатства народов».
2. Теоретические положения А. Смита о разделении труда, классах, производительном и непроизводительном труде.
3. Учение Смита о стоимости, деньгах, доходах. Взгляды А. Смита на капитал и воспроизводство.
4. А. Смит об экономической политике государства.
Рекомендации по выполнению заданий
для самостоятельной работы
Приступая к изучению данной темы, следует помнить, что тематика маржиналистской революции является очень важной, в каком-то смысле знаковой темой в курсе «Истории экономических учений». Маржиналистская революция, которую принято датировать 70-ми гг. XIX в., является самой значительной революцией в истории экономической науки. Именно с этого периода берет начало история современной микроэкономической теории.
Следует разобраться какие «внешние» причины обусловили смену классической политэкономии на теорию маржинализма. Изучите методологические принципы маржинализма: методологический индивидуализм, статический подход, равновесный подход, предельный анализ, экономическую рациональность, математизацию. Обратите внимание, что маржинализм – в противоположность историзму, марксизму - вдохнул новую жизнь в модель «экономического человека», занятого максимизацией своей выгоды. Очень важным представляется понять, почему маржинализм является новой парадигмой экономического мышления.
Характеризуя первый и второй этапы маржиналистской революции, необходимо помнить, что они существенно отличаются своим предметом и методом.
Завершающим этапом в проработке данной темы является знакомство с идеями предшественников маржинализма: французского инженера Жюля Дюпюи, французского математика Антуана Огюстена Курно, немецких теоретиков Иоганна Генриха Тюнена, Германа Генриха Госсена.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Работы каких авторов возвестили о начале маржиналистской революции?
2. Что характеризуют предельные экономические понятия?
3. В чем сущность законов, названных именем Г. Госсена?
Тема 2.6. Неолиберализм
Неоавстрийская школа. Ф. Хайек, Л. Мизес. Особенности субъективизма неоавстрийцев. Учение о спонтанном рыночном хозяйстве Ф. Хайека. Экономический либерализм Л. Мизеса. Позиция неоавстрийцев в отношении государственного вмешательства в макроэкономическое регулирование.
Германский неолиберализм и его теоретические истоки. Фрайбургская школа и теория социального рыночного хозяйства. Особенности взглядов В. Ойкена, А. Мюллер-Армака, В. Репке на социальные проблемы и регулирование монополии и конкуренции.
Американский неолиберализм. Чикагская (монетарная) школа неолиберализма. Исходные положения монетаристской теории. Кризис середины 1970-х годов и монетаристская критика проводимой политики. Концепция адаптационных ожиданий и теория денег М. Фридмана. Школа рациональных ожиданий. Инструменты и методы монетаристской политики. Возникновение проблемы стагфляции. Критика монетаристской стратегии экономического регулирования со стороны неокейнсианцев.
Экономическая теория предложения: теоретические основы концепции. Проблема инфляции и экономического роста. Рекомендации в области налоговой политики. Монетаризм и экономическая теория предложения как теоретические основы рейганомики и тетчеризма.
Семинар « Чикагская школа неолиберализма» - кейс-метод
1. Монетаризм: теоретические основы, выводы, рекомендации.
2. Экономическая теория предложения.
Практическое занятие «Развитие экономической науки в XX веке» - тестирование
Студентам предлагается ответить на тесты по темам 2.2-2.6
Задания для самостоятельной работы
1. Дать определение следующим терминам (понятиям): неолиберализм, «спонтанный порядок», «интервенционизм, общество «Мон Пелерин», ордолиберализм, монетаризм, монетарное правило, стагфляция, кривая Лаффера.
2. Составить сравнительную таблицу основных постулатов концепций монетаристской и кейнсианской школ. Линии сравнения: а) роль государства; б) главная проблема; в) денежная масса; г) занятость; д) отношение к бюджетному дефициту.
3. Подготовьте научное сообщение на тему «Дж. Стиглер как представитель чикагской школы неолиберализма».
4. По мнению известного российского ученого В.М. Полтеровича идеи Ф.Хайка, М. Фридмена составляли методологию Вашингтонского консенсуса. Подтвердите или опровергните данный тезис.
5. Домашнее чтение: М. Фридмен Основы монетаризма http://www.ek-lit.org
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинару и практическому занятию
Изучение темы следует начать с рассмотрения понятий «либерализм», «неолиберализм», «консерватизм», «ультралиберализм». Следует учитывать, что деление экономистов и политиков на либералов и консерваторов в известной степени условно. Идеи и подходы либералов и консерваторов переплетаются, критерии оказываются «размытыми», недостаточно четкими.
В современных условиях под названием «неолибералы» выступают несколько школ: чикагская, неоавстрийская, немецкая. Следует последовательно познакомиться с особенностями, спецификой каждой из школ, с экономическими концепциями основных представителей.
Неоавстрийская школа. Ознакомьтесь с экономическими взглядами Людвига фон Мизеса (анализ проблем инфляции, каталлактика, рыночная и нерыночная системы хозяйствования). Подумайте, почему Л. Мизес называет социализм «системой запланированного хаоса». Учеником и последователем Мизеса был Фридрих фон Хайек, который является одним из самых оригинальных экономистов XX в. Проанализируйте теорию спонтанного порядка, концепцию рассеянного знания, теорию «частных денег». Выделите функции, которые согласно Ф. Хайеку, выполняет свободный рынок.
Немецкая школа. Отцом немецкого неолибарализма является Вальтер Ойкен, профессор Фрайбургского университета (поэтому теорию немецкого неолиберализма зачастую называют фрайбургской). Изучите взгляды В. Ойкена: теорию экономических порядков, учение о строе конкуренции (ордолиберализм). Следует учитывать, что помимо ордолиберализма второй базовой теоретической концепцией немецкого неолиберализма является учение о социальном рыночном хозяйстве. Уясните, что такое «социальное рыночное хозяйство», кто автор данного термина. В заключение познакомьтесь с основными элементами экономической политики государства по А. Мюллер-Армаку.
Чикагская школа. Основателем чикагской школы неолиберализма является уже известный нам Фрэнк Найт. В качестве последователей Найта выступают М. Фридмен и Дж. Стиглер. Анализируя экономическую концепцию Джорджа Стиглера, познакомьтесь с теорией «захвата», с исследованиями информационных проблем в экономике.
Семинарское занятие посвящено изучению американского неолиберализма: монетаризма и экономики предложения. Центральной темой является монетаризм. Изучите этимологию данного слова, дайте общую характеристику концепции. Далее проследите эволюцию монетаризма. Следует иметь в виду, что монетарные представления уходят корнями в количественную теорию денег, опираются на исследования И. Фишера, А. Пигу.
Особого внимания заслуживают работы признанного главы монетаризма американского экономиста Милтона Фридмена. Характеризуя методологическую позицию и концепцию М. Фридмена, выясните: 1) что такое перманентный доход в теории М. Фридмена, в чем состоит теория номинального дохода; 2) что такое спрос на деньги, какие факторы его определяют; 3) каким образом регулируется предложение денег; 4) в чем смысл денежного правила М. Фридмена. Заслуживает внимания полемика между монетаристами и кейнсианцами по вопросу о взаимосвязи инфляции и безработицы. В этой связи объясните, почему согласно монетаристской теории кривая Филиппса в долгосрочном периоде превращается в вертикальную прямую. Далее охарактеризуйте монетаристскую экономическую политику.
При подготовке второго вопроса следует учитывать, что экономическую теорию предложения нельзя назвать школой в строгом смысле этого слова, поскольку она не имеет лидера, единой методологической позиции и во многом сливается с монетаризмом. Для начала уясните предпосылки возникновения экономической теории предложения. Далее рассмотрите в чем, согласно «теории предложения», заключается негативное влияние государственной политики на уровень безработицы, на уровень деловой активности. Выясните, что такое эффект Лаффера, дайте его графическую интерпретацию. На семинаре студенты анализируют кейс-задачу. На практическом занятии студенты проходят тестирования по указанным темам.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Поясните смысл концепции «спонтанного порядка» Ф. Хайека.
2. На чем строится критика социалистических теорий неоавстрийской школы?
3. Каковы отличительные черты социального рыночного хозяйства?
4. Какие меры государственного регулирования экономики предлагаются монетаристами?
5. Какова логическая схема экономической теории предложения?
И альтернативы
Единство и многообразие современной экономической теории. Соотношение основного («мейнстрим») и альтернативных течений. «Экономический подход» как исследовательская программа. Теория человеческого капитала. Экономический анализ конкуренции на политических рынках, преступности, экономика семьи.
Поведенческая экономка и информационная парадигма. Эволюционная экономика и поиск новой теории экономических изменений.
Задания для самостоятельной работы
1.Дать определение следующим категориям (понятиям): экономический империализм, человеческий капитал, трансакционные издержки, теорема Коуза, ограниченная рациональность, рутины.
2. Составить блок-схему «Соотношение основного (мэйнстрим) и альтернативных течений в современной экономической теории».
3. Домашнее чтение: Г. Беккер Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал (http:// www.libertarium.ru).
4. Прореферировать статьи из журнала «Вопросы экономики» за последние три года по теме занятия.
Рекомендации по выполнению заданий для
самостоятельной работы
Изучение темы целесообразно начать с определения понятия «mainstream» (основное течение), обратив внимание на то, что ядром мэйнстрима является неоклассический подход. Следует проанализировать причины господства неоклассического подхода, обратив внимание на его универсализм. Далее уясните, какие школы включает в себя мэйнстрим, дайте их краткую характеристику.
Большое внимание уделите рассмотрению альтернативных направлений, учитывая, что правее мэйнстрима находится неоавстрийская школа, левее – посткейнсианство, институционализм в традициях Гэлбрейта, поведенческая, эволюционная экономика, радикальная (марксистская) экономическая теория.
Отдельно стоит проработать тему - «Экономический империализм». Следует учитывать, что «экономический империализм» - это распространение методологического индивидуализма неоклассической экономической теории – максимизирующего подхода «альтернативные издержки-выгоды» - на предметные области, смежные с экономической наукой с опорой на категорию человеческий капитал. Изучите теорию человеческого капитала Т. Шульца, Г. Беккера, бегло ознакомьтесь с экономической теорией дискриминации, экономическом анализе семьи.
Также изучите концепцию ограниченной рациональности Герберта Саймона, поведенческую теорию потребления, познакомьтесь с работами Д. Канемана, А. Тверски, исследованиями в области нейроэкономики. Далее следует остановиться на эволюционной теории Р. Нельсона, С. Уинтера.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какие причины вызывают необходимость обновления методологических основ экономической науки?
2. Какие требования выдвигает практика перед ценностными основами и методами экономической теории?
3. Кто стоял у истоков теории человеческого капитала?
ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
В начале изучения дисциплины рекомендуется ознакомиться с настоящей программой. Дисциплина «История экономических учений» для обучающихся на экономическом факультете направления подготовки «Менеджмент» РТА состоит из 2 разделов, включающих 11 тем.
Учебный материал дисциплины «История экономических учений» обучающиеся изучают на лекциях и семинарах (практических занятиях). При чтении лекций используются средства мультимедиа (программа Power point). Обучающиеся в электронном виде получают слайды лекций, поэтому на лекциях нужно не механически переписывать слайды, а осмысливать материал, следить за логикой изложения лекции, выделяя ключевые слова, проблемы. При подготовке к семинарскому занятию необходимо: 1) внимательно прочитать конспект лекции по данной тематике; 2) ознакомиться с соответствующим разделом учебника; 3) проработать дополнительную литературу и источники; 4) выполнить письменные задания.
Отметим, что спецификой данной дисциплины является необходимость работать с большим количеством первоисточников, а именно с трудами ученых-экономистов различных эпох. При проработке данных текстов необходимо учитывать следующее:
1. Умение работать с текстом — это умение правильно его оценить, быстро разобраться в структуре, взять и зафиксировать в удобной форме все, что оказалось ценным и нужным. Наиболее частые ошибки — это отсутствие целенаправленности в чтении и нерациональная форма записи.
2. Основные мысли любого сочинения можно понять и усвоить лишь в том случае, если в полной мере уяснена схема его построения. Необходимо проследить последовательность хода мыслей автора, логику его доказательств, установить связи между отдельными положениями, выделить то главное, что приводится для их обоснования, отделить основные положения от иллюстраций и примеров. Это уже не просто чтение, а глубокий и детальный анализ текста. И именно при таком подходе становится возможным понять его и по-настоящему усвоить.
3. Проведение такого анализа значительно облегчается, если все это попытаться изобразить на бумаге в текстовой форме, выписывая главные положения, или в форме графической схемы. Суть ее в том, что элементы конспектируемой работы располагаются в таком виде, при котором видна иерархия понятий и взаимосвязь между ними. На первой горизонтали находится формулировка темы, на второй показано, какие основные положения в нее входят. Эти положения имеют свои подразделения и т. д. По каждой работе может быть не один, а несколько графических конспектов, отображающих книгу в целом и отдельные ее части. Ведение графического конспекта — наиболее совершенный способ изображения внутренней структуры книги, а сам этот процесс помогает усвоению ее содержания.
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Для освоения результатов обучения дисциплины применяется лицензионное программное обеспечение, позволяющее использовать:
- Комплексная тренажерная система для подготовки должностных лиц таможенных органов.
- Пакет прикладных программ MSOffice.
- Библиотечно-информационный центр Российской таможенной академии.
На практических занятиях для обучающихся очной формы обучения предусмотрены следующие образовательные технологии:
- эвристическая беседа;
- работа в малых группах;
- кейс-метод.
12.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Материально-техническая база дисциплины обеспечивает проведение всех видов занятий, предусмотренных учебным планом и соответствующих действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
12.1. Материально-техническое обеспечение для изучения дисциплины:
- лекционные аудитории и аудитории для проведения занятий семинарского типа, оснащенные мультимедийным оборудованием (проекторы, экраны, плазменные панели), обеспечивающие реализацию программы;
- по всему лекционному материалу имеются наборы слайдов в виде презентаций;
- для работы со специализированным программным обеспечением имеются компьютерные классы и другие материально-технические ресурсы.
12.2. Материально-техническое обеспечение проведения экзамена / зачета:
При проведении промежуточной аттестации в аудитории должны быть:
– ведомость промежуточной аттестации;
– ведомость бальной системы успеваемости студентов (в печатном либо электронном виде);
– листы ответов со штампом факультета для записей ответов и решения практических заданий;
– калькуляторы, рабочие программы.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«История экономических учений»
Направление подготовки: 38.03.02 «Менеджмент»
Направленность (профиль): «Финансовый менеджмент»
Уровень бакалавриата
Автор
Лобас Татьяна Викторовна
Издано в авторской редакции
Печатается с готового оригинал-макета,
предоставленного кафедрой
Кафедра экономической теории
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
Направление подготовки: 38.03.02 «Менеджмент»
Дата: 2019-07-24, просмотров: 256.