Учебных занятий
Таблица 3.1
Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий
(очная форма обучения)
№ п/п | Наименование раздела/ темы | Общая трудоемкость (час.) | Лекции (час.) | Семинары и практические занятия (час.) | Самостоятельная работа (час.) | ||
всего | ИФ | всего | ИФ | ||||
1. | Раздел 1. Этапы становления экономической науки | 32 | 6 | - | 8 | 4 | 18 |
1.1 | Особенности экономических воззрений в докапиталистических обществах | 6 | 2 | - | - | - | 4 |
1.2 | Процессы систематизации экономических знаний. Физиократы. | 10 | - | - | 2 | 2 | 8 |
1.3 | Классическая политическая экономия. Оппоненты классической школы политэкономии | 16 | 4 | - | 6 | 2 | 6 |
2. | Раздел 2. Формирование и эволюция основных направлений современной экономической мысли | 76 | 12 | - | 20 | 8 | 44 |
2.1 | Маржиналистская революция | 6 | 2 | - | - | - | 4 |
2.2 | Маржиналистские школы и генезис неоклассической экономической теории | 10 | - | - | 4 | 4 | 6 |
2.3 | Коррективы к неоклассике: теории несовершенной конкуренции и анализ предпринимательской функции | 14 | 2 | - | 4 | - | 8 |
2.4 | Американский институционализм | 8 | 2 | - | - | - | 6 |
2.5 | Дж. М. Кейнс: новая теория для изменившегося мира | 10 | - | - | 4 | - | 6 |
2.6 | Неолиберализм | 10 | 2 | - | 4 | 2 | 4 |
2.7 | Мейнстрим: эволюция, современное состояние и альтернативы | 6 | 2 | - | - | - | 4 |
2.8 | Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли | 12 | 2 | 4 | 2 | 6 | |
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации | З а ч е т | ||||||
Всего по дисциплине | 108 | 18 | - | 28 | 12 | 62 |
5.2. Содержание дисциплины и рекомендации по изучению тем
Раздел 1. Этапы становления экономической науки
Тема 1.1. Особенности экономических воззрений
В докапиталистических обществах
Предмет истории экономических учений. Место дисциплины в системе экономических наук.
Экономическая мысль Древнего Востока (Вавилония, Египет, Индия, Китай). Классификация основных письменных источников по истории хозяйства Древнего Востока. Экономическая проблематика древневосточных сочинений. Основные достижения экономической мысли Древнего Востока.
Экономическая мысль античного мира: морально-философская традиция. «Ойкономия» Ксенофонта. Аристотель о соотношении «экономии» и «хрематистики». Древнеримские мыслители о рациональном ведении хозяйства.
Экономические нормы в Новом завете. Экономическая мысль православия. Русский «Домострой». Понятие о «справедливой цене» и отношение к судному проценту в западном христианстве. Фома Аквинский. Ислам и экономическая мысль Арабского востока. Ибн-Хальдун.
Задания для самостоятельной работы
1. Изучить рекомендованную литературу по указанной проблематике.
2. Дать определение следующим категориям (понятиям): нормативный и позитивный подходы, конфуцианство, легизм, хрематистика, схоластика, иосифляне и нестяжатели.
3. Прочтите и сделайте краткий конспект статьи К. Поланьи «Аристотель открывает экономику» (см. Истоки: Экономика в контексте истории и культуры. Вып. 5-й. М., 2004. С. 9-51.). Что понимал под «анонимностью экономики» Карл Поланьи?
4. Поразмышляйте над проблемой: «Что считалось богатством у античных философов?» Напишите небольшое эссе.
Рекомендации по выполнению заданий
для самостоятельной работы
При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий).
Изучение данной темы следует начать с уяснения предмета дисциплины «История экономических учений». Далее подробно рассмотрите особенности экономических воззрений в докапиталистических обществах. Обратите внимание, что именно в этот период появляется термин «экономика». Уясните его этимологию, первоначальное значение. Следует подчеркнуть, что на протяжении многих столетий экономическая мысль была частью морально-философских представлений традиционного общества: она складывалась под влиянием религиозных пророков, древних философов, государственной власти.
Далее охарактеризуйте цивилизации Древнего Востока: Египет, Вавилон, Индию, Китай. Определите, каким образом исторический контекст повлиял на особенности предмета и метода экономической мысли Древнего Востока. Затем следует перейти к изучению источников, из которых мы узнаем об экономической мысли Древнего Востока, а именно, юридических документов («Кодекс царя Хаммурапи», XVIII в. до н.э., Вавилон), экономических, философских трактатов и сочинений («Артхашастра», IV в. до н.э, Индия; «Гуань-цзы», IV – III вв. до н.э., Китай; «Шань цзюнь шу», IV в. до н.э., Китай). Особое внимание сосредоточьте на изучении «Артхашастры», которую историки называют «инструкцией по материальному процветанию», «Гуань-цзы», конфуцианства и легизма.
Знакомясь с источниками по истории экономической мысли Древнего Востока: 1) уясните какое влияние на формы общинного устройства, организацию ремесел, торговли, в целом хозяйственной жизни оказывали религия и государственная власть; 2) выделите теоретические положения о богатстве, способах его увеличения, о государственной регламентации экономики.
Далее необходимо выяснить связь предмета экономической мысли античного общества с социально-экономическими отношениями того времени. Поработайте над термином «традиционное общество», соотнесите тематику экономических трактатов с особенностями организации общества данного типа.
Переходя к изучению экономических идей знаменитого греческого мыслителя Ксенофонта (430-354 гг. до н.э., трактат «Ойкономия»), следует иметь в виду, что именно работы этого философа дают наглядную картину «экономии» в представлении древних греков. Выделите основные черты, характеристики образцового хозяйства, с точки зрения Ксенофонта.
Следующим шагом является знакомство с экономическими воззрениями древнегреческого философа Платона (428-348 гг. до н.э., «Государство», «Законы»).
Особое внимание необходимо уделить экономическим взглядам выдающегося мыслителя древности, энциклопедиста, философа Аристотеля (384-322 гг. до н.э., «Никомахова этика», «Политика»). Ведь именно Аристотель стоял у истоков экономической науки, а, заложенная им морально-философская традиция, господствовала в истории экономической мысли до XVI в. Итак, следует четко уяснить, что согласно Аристотелю лежит в основе обмена, каковы критерии справедливого обмена, какова природа денег. Подробно рассмотрите учение об экономии и хрематистике, при этом следует учитывать, что это был первый опыт систематизации хозяйственных отношений.
Центральной темой экономической мысли Древнего Рима была проблема организации крупного рабовладельческого хозяйства. Выразителем интересов крупного рабовладельческого хозяйства был Марк Порций Катон (234-149 гг. до н.э.), автор трактата «О земледелии». Знакомясь с данным произведением, обратите внимание на то, какими критериями, помнению Катона, следует руководствоваться при выборе имения, какова роль управляющего, как необходимо организовать труд рабов. Также следует познакомиться с агрономическими трактатами Варрона, Колумеллы.
Следующим сюжетом, заслуживающим вашего внимания должны стать экономические нормы Нового Завета и экономическая мысль православия.
Далее охарактеризуйте источники экономической мысли Средневековья, уясните их специфику. Необходимо обратить внимание на роль теологии в развитии экономической мысли, выяснить, почему понятие «общее благо» является центральным практически во всех социальных рассуждениях богословов. Далее следует вычленить круг проблем экономического характера, которые анализировались в текстах средневековых авторов. Характеризуя метод исследования, обратите внимание на одну из главных его особенностей, а именно на двойственный характер оценок любых явлений. Уясните с чем это связано. Поскольку элементом доказательств в текстах эпохи Средневековья являлась ссылка на авторитет Священного писания, труды отцов церкви, следующим этапом изучения данной темы должно быть осмысление экономических норм, заложенных в христианском вероучении.
Далее необходимо рассмотреть основные положения экономических воззрений ранних (Августин Блаженный, 354-430 гг.) и поздних (Фома Аквинский, 1225-1274 гг.) канонистов. Познакомьтесь с основными теоретическими положениями работы Фомы Аквинского «Сумма теологии». Важно понять, почему такие ключевые понятия как богатство, справедливая цена, ссудный процент, частная собственность, социальное неравенство трактовались средневековыми авторами по-разному.
Экономическую мысль мусульманского Средневековья, предлагается изучить на примере экономических воззрений философа и историка Валиэддина Абдаррахман ибн Хальдуна (1332-1406). Ибн-Хальдун выдвинул первую в мусульманской философии теорию развития общества, в которой значительное место было отведено экономическим проблемам. Определите предмет экономических исследований Ибн-Хальдуна, охарактеризуйте основные теоретические положения: теории развития общества (как менялась экономика на разных этапах развития общества), цены (от чего зависит), торговой прибыли (в чем источник), денег (кто и для чего создал).
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что является предметом истории экономических учений?
2. Чем отличается экономическая мысль и экономическая теория?
3. Почему предметом изучения в древневосточной экономической мысли была макроэкономика?
4. В чем заключалась идея систематизации экономических отношений Аристотелем?
5. Каким требованиям, по заключению Ф. Аквинского, должна отвечать справедливая цена?
6. Почему Ибн-Хальдуна считают предшественником многих западных экономических теорий?
Дата: 2019-07-24, просмотров: 243.