СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА РЫНКА ТРУДА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Централизованная политика занятости, основанная на дорого­стоящих мерах по упреждению безработицы путем экономической под­держки неплатежеспособных и убыточных предприятии, исчерпала потенциал своего поступательного развития, включая и ресурсы фе­дерального и региональных фондов. Встает вопрос об отказе от эк­стенсивных и поэтому малоэффективных действии, что требует пере­хода к новой парадигме рынка труда. Предлагаемая политика долж­на быть направлена на последовательную реструктуризацию занятос­ти в соответствии с динамикой рыночного сектора экономики и раз­витием региональных рынков труда. В ее задачи следует включить: стремление к достижению (насколько это возможно) равновесия спроса и предложения рабочей силы с использованием регуляторов рынка труда; повышение его проводимости за счет трудовой мобильности и миграции населения в регионах страны и между ними; трудовую ак­тивизацию и адаптацию безработных к новым условиям занятости на принципах социального страхования вынужденной безработицы.

Особое значение приобретают информационно-консультационное обслуживание открытого рынка труда, активное трудовое посредни­чество между работодателями и работополучателями. Гарантии занято­сти, предоставляемые безработным, должны носить четко выраженный трудовой характер, содействовать их адаптации к структуре спроса на рабочую силу, повышению профессионально-квалификационной и территориальной мобильности, активному поиску работы и занятий. Выплата пособий по безработице, увязанных со стажем работы, с реально утраченным заработком, периодом уплаты страховых взносов, позволит исключить социальных иждивенцев и "мнимых" безработ­ных из числа получателей материальной помощи службы занятости.

Перспективным направлением развития инфраструктуры рынка труда становится "социализация" службы занятости на открытом рынке труда на принципах социального партнерства. Это касается организации трудового посредничества, трудоустройства безработных и выплаты пособий, управления службой занятости. В результате можно повысить социально-экономическую эффективность регули­рования рынка труда на основе содействия профессионально-трудо­вой мобильности рабочей силы, в том числе за счет организационно-финансового обеспечения процессов реструктуризации занятости, со­вершенствования форм профобучения и переподготовки высвобож­даемых работников, усиления координации с профессиональными союзами и объединениями предпринимателей, повышения роли кол­лективных договоров в регулировании профессиональной занятости.

Проведение активной политики занятости предполагает реализа­цию комплекса организационных мер:

- концентрацию заявленного спроса и предложения рабочей силы в информационных банках бирж труда, развитие инфраструк­туры рынка труда путем создания специализированных служб информационно-консультационного обслуживания работополучателей и работодателей;

- широкое использование активных и специализированных форм трудового посредничества: ярмарок вакансий, дней специалистов, открытых рынков труда и т.п. Этому могут способствовать "привати­зация" части посреднических функций службы занятости на основе создания общественных некоммерческих организаций содействия тру­доустройству, разработка специальных технологий профотбора ра­ботников по заявкам предприятий;

- содействие трудовой, профессиональной и территориальной мобильности незанятых работников в соответствии с развитием конъюнктуры регионального и локальных рынков труда, в том числе путем профинформации, профориентации, консультаций и профобу­чения (переобучения), включая помощь службы занятости при пере­мене занятий, переезде к новому месту работы;

- регулирование продолжительности безработицы на основе ис­пользования рациональных процедур регистрации, учета и переучета безработных, корректировки предоставляемых социальных гарантий в соответствии с изменением ситуации на региональном рынке труда;

- переход к социальному страхованию от безработицы как финан­сово-организационной системе, адекватной потребностям регулирова­ния рынка труда; формирование целевых региональных фондов со­действия занятости с привлечением дополнительных источников (средств государственного бюджета, региональных и отраслевых внебюджет­ных фондов, ссуд и кредитов, целевых взносов, пожертвований и др.);

- организацию деятельности службы занятости как части едино­го регионального органа управления трудом, занятостью и трудовой миграцией; развитие ее структур исходя из оценки эффективности политики, проводимой на рынке труда.

Особое место в регулировании рынка труда занимает проблема соотношения спроса и предложения рабочей силы. В условиях роста безработицы ее решение может достигаться не только на основе мер, обеспечивающих соразмерное увеличение экономических рабочих мест, но и спонтанного движения свободной рабочей силы к лучшим услови­ям занятости. Кроме того, реализация активных действий, направлен­ных на повышение конкурентоспособности работников и эффективно­сти занятости, в том числе проведение в необходимых случаях протек­ционистских мер, может стимулировать спрос на труд.

Активная политика занятости должна способствовать уменьше­нию структурных перекосов на рынке труда в результате повышения мобильности работников, их профессиональной адаптации к заявлен­ному спросу и содействия трудовой миграции в регионы с благопри­ятной конъюнктурой. Повышение трудовой мобильности становится важным средством сдерживания роста безработицы в регионах с кри­тической ситуацией на рынке труда.

Одно из важных направлении регулирования безработицы - вы­работка новых подходов к решению данной проблемы в переходной экономике при проведении политики занятости. Результатом регулиро­вания безработицы объективно является ее "сепарирование" на мобиль­ный резерв рабочей силы и его активизацию на локальных рынках труда с помощью службы занятости, а также на неконкурентоспособную и немобильную ("балластную") части, то есть тех безработных, которые рассчитывают главным образом на социальные гарантии. Практика показывает, что с возрастанием хронической маргинальной безработи­цы повышается нагрузка на бюджет фондов занятости в связи с выпла­тами пособий и оказанием материальной помощи, а также увеличиваются затраты пассивной политики поддержки доходов безработных.

Однако маргинальная безработица может "удаляться" с регули­руемого рынка труда вследствие передачи хронических безработных, снятых с учета в центрах занятости как утративших связь с трудом, в органы социальной опеки неимущих. Особенно актуальным такое направление регулирования безработицы становится для регионов с критической ситуацией и для тех из них, где среди клиентов службы занятости велик удельный вес безработных "со стажем". Тем не ме­нее этот подход не должен предусматривать усиления администра­тивных мер по борьбе с безработицей путем бюрократических проце­дурных ужесточений регистрации безработных.

 Эффективной формой регулирования безработицы может стать переход к системе социального страхования работников наемного тру­да, организуемой на принципах социального партнерства и использу­емой в целях материальной поддержки безработных на период трудо­устройства в соответствии с их участием в страховых схемах (отрас­левых, профессиональных, основных, дополнительных и др.). В из­вестной мере система социального страхования должна заменить при­ходящие в упадок государственные внебюджетные фонды занятости, перешедшие под контроль исполнительной власти. Их фактическое огосударствление свидетельствует о провале проводимой политики занятости, подрывающей систему наемного труда в результате соци­альной опеки безработных и поддержки неэффективных производств.

Изучение политики занятости на этапе перехода к рынку и в условиях федерализации общественных отношений позволило выя­вить основные элементы новой парадигмы рынка труда", представлен­ные в следующей схеме.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 224.