На конец года | Регистрируемые незанятые (млн. человек) | Регистрируемые безработные (млн. человек) | Уровень регистрируемой безработицы (%) | Безработные по методологии МОТ (млн. человек) | Уровень безработицы по методологии МОТ (%) | Доля регистрируемых безработных в общей численности без работных (%) |
1992г. | 1,0 | 0,6 | 0,1 | 3,6 | 4,7 | 16,6 |
1993 г. | 1,1 | 0,8 | 0,1 | 4,2 | 5,5 | 19,0 |
1994 г | 2,0 | 1,6 | 2,2 | 5,5 | 7,4 | 28,6 |
1995 г. | 2,5 | 2,3 | 2,7 | 6,0 | ^ 7,8 | 38,3 |
1996 г. | 2,9 | 2,6 | 3,4 | 6,8 | 9,3 | 40,0 |
1.11.1997 | 2,3 | 2,1 | 2,8 | 6,5 | 9,1 | 32,5 |
Источники: данные Федеральной службы занятости и Минтруда РФ.
Увеличение разрыва между регистрируемой и общей безработицей. Наряду с низким уровнем регистрируемой безработицы сохраняется большой разрыв между числом регистрируемых безработных и числом лиц, квалифицируемых как безработные в соответствии с методологией МОТ, достигший в октябре 1997 г. в среднем по России трех раз. Причем больший разрыв отмечается в регионах с низким уровнем регистрируемой безработицы. Например, в Москве и Ставропольском крае при уровне регистрируемой безработицы соответственно 0,7 и 1,5 % (на 1.11.1997 г.) разрыв данных показателей достигает шести раз.
Усиление межрегиональной дифференциации уровней безработицы. Современное состояние российского рынка труда характеризуется продолжающимся усилением дифференциации регионов по показателю регистрируемой безработицы (от 0,8 % в Москве до 11,1 % в Ивановской области на конец 1996 г.) наряду с увеличением доли регионов, перешедших 5-процентный уровень регистрируемой безработицы. К ноябрю 1997 г. их число возросло до 18 (см. табл. 2). В 48 % российских регионов уровень безработицы превышает 3 %, что можно считать новой тенденцией к "выравниванию" региональных уровней безработицы на более высокой отметке, чем среднероссийский показатель.
Т а б л и ц а 2
Распределение регионов России по уровню регистрируемой безработицы в 1992—1997 гг. (всего регионов - 89)
На начало года | Количество регионов с уровнем безработицы | |||||
до 1 % | 1-2 % | 2-3 % | 3-5 % | 5-7 % | > 7 % | |
1992 г | 89 | - | - | - | - | - |
1993г. | 62 | 21 | 6 | - | - - | - |
1994 г. | 47 | 23 | 8 | 9 | 2 | - |
1995 г. | 13 | 27 | 18 | 17 | 11 | 3 |
1996 г. | 4 | 18 | 21 | 19 | 13 | 14 |
1997 г.* | 1 | 11 | 20 | 30 | 16 | 10 |
1.11.1997 г. | 2 | 23 | 20 | 25 | 15 | 3 |
* 1997 г. - без Чечни.
Усиление внутрирегиональной дифференциации уровней безработицы. Сложившаяся в советский период моноотраслевая ориентация районов привела к большому разрыву уровней безработицы внутри одной области (региона). Так, в середине 1997 г. в Нижегородской области со средним уровнем регистрируемой безработицы 3,0 % минимальный уровень по районам составил 1,16 %, а максимальный- 12,5 %.
Рост масштабов скрытой безработицы. Эта категория охватывает прежде всего работников, находящихся в вынужденных отпусках и работающих по сокращенному графику по инициативе администрации (в российской статистике такие категории работников учитываются как занятые, хотя во многих странах находящиеся в вынужденных отпусках считаются безработными). К ней также можно отнести и работников, не получающих заработную плату за свой труд (поскольку оплата труда является необходимой составляющей занятости по найму). По нашим расчетам, общее число подобных "занятых" (или безработных в скрытой форме) составляет по меньшей мере 9,6 млн. человек. Настораживает тог факт, что данные формы скрытой безработицы сильнее всего затрагивают работников с высоким уровнем образования и квалификации. По оценке ВЦИОМ, квалифицированные специалисты технического профиля вынуждены уходить в неоплачиваемые отпуска в шесть раз чаще, чем представители администрации предприятий, а квалифицированные рабочие - в 3,9 раза чаще, чем неквалифицированные.
Наряду с указанными к этой категории работников можно также отнести: избыточно занятых; занятых на работе, не требующей имеющейся у них квалификации и опыта, при наличии желания работать по специальности; не имеющих работу, ищущих и готовых к ней приступить, но не зарегистрированных службой занятости или не ищущих работу активно. С учетом перечисленных категории сводный индекс безработицы мог бы составить 21,4 %.
Рост продолжительности безработицы. Серьезной проблемой для России является увеличение длительной безработицы и расширение круга вовлеченных в нее граждан. Только по регистрируемым в службе занятости показателям доля безработных с периодом безработицы более одного года возросла с 9 % в 1994 г. до 15,7 % в 1996 г. и до 21,4 % в сентябре 1997 г. Официальные данные преуменьшают реальную численность длительно безработных и продолжительность периода безработицы. Во-первых, часть снявшихся (или снятых) с учета службы занятости безработных так и остались безработными, что, однако, не отражено в статистике. Во-вторых, с момента потери работы до момента регистрации в службе занятости, как правило, проходит определенный период, в течение которого человек фактически остается без работы и соответственно без средств к существованию, не прибегая к помощи государства. По данным нашего обследования, промежуток времени с момента потери работы до момента обращения в службу занятости составляет в среднем около 4 месяцев. Среднестатистический портрет длительно безработного - замужняя женщина средних лет со средним или средним специальным образованием.
Изменение социально-демографических характеристик безработных. По данным обследования безработных, в 1996 г. среди обратившихся в службы занятости 52 % составляли женщины. Несмотря на то что доля женщин среди регистрируемых безработных по-прежнему больше, чем мужчин, тезис о том, что у безработицы в России "женское лицо", постепенно становится все менее популярным даже на биржах труда. В ходе аналогичного обследования, проведенного нами совместно с МОТ в 1993 г., женщины составляли 66 % среди обратившихся на биржи труда.
"Помолодели" по сравнению с 1993 г. и сами клиенты бирж труда. Если в 1993 г. средний возраст обратившегося в службу занятости мужчины составлял 40 лет, а женщины - 35, то в 1996 г. - соответственно 37 и 33 года. Несколько изменился и образовательный состав обратившихся в службы занятости безработных: сократилось число граждан с начальным образованием и увеличилось со средним специальным. Уровень образования безработных женщин по-прежнему остается более высоким, чем безработных мужчин. Отметим и тот факт, что 60 % обратившихся в службы занятости были замужем/женаты.
Дефицит фонда занятости: причины возникновения и влияние на реализацию программы занятости населения. С осени 1995 г. возникли серьезные проблемы, связанные с формированием фондов занятости а регионах и сокращением федеральной части фонда занятости, средства которой перераспределяются в регионы с высоким уровнем безработицы. В последние два года практически во всех регионах наблюдалось сокращение поступлений в региональные фонды занятости, что было обусловлено спадом производства, уменьшением облагаемой налогом доли доходов предприятий.
Увеличению дефицита фонда занятости в немалой степени способствовало решение Госдумы РФ о снижении ставки налогообложения с 2 до 1,5 % с января 1996 г. Одновременно стала нарастать задолженность работодателей по перечислению страховых взносов в фонд занятости. К 1 октября 1997 г. она составила в целом по Российской Федерации 3,5 трлн. руб. При этом большая часть задолженности (21,8 %) пришлась на 14 регионов-доноров. Например, задолженность московских работодателей в 2,3 раза превысила суммарную задолженность работодателей в таких депрессивных регионах, как Псковская, Ивановская и Владимирская области.
Абсолютное сокращение денежных поступлений в региональные фонды занятости привело к увеличению доли расходов на выплату пособий по безработице. Именно этим, а не иждивенческим поведением безработных объясняется ее рост почти в два раза за последние два года (за 9 месяцев 1995 г. расходы на выплату пособий по безработице составляли 29,2 % всех расходов фонда занятости, а за соответствующий период 1997 г. - 56,8"о). Это отчетливо видно на примере двух групп регионов - с минимальным и максимальным уровнями регистрируемой безработицы.
В первой группе доля регистрируемых безработных за последние два года менялась незначительно (см. табл. 3). Если бы сумма поступлений в фонд занятости увеличивалась абсолютно (или оставалась стабильной), доля расходов на пособия в общих расходах фонда сократилась бы (либо не изменилась). Согласно данным таблицы 3, в регионах первой группы доля расходов на пособия возросла в три-десять раз, причем вне всякой связи с изменением показателя регистрируемой безработицы. Нет никаких оснований полагать, что размер выплачиваемых пособий по безработице увеличился в такой же пропорции (правом на максимальное пособие по безработице обладают в среднем 12 % регистрируемых безработных). Во второй группе (с самыми высокими показателями уровня регистрируемой безработицы - Ивановская и Владимирская области,» ситуация несколько иная: при снижении уровня безработицы почти в полтора раза расходы на выплату пособий увеличились, хотя и в меньшей степени, чем в первой группе.
Таблица 3
Показатели некоторых статей расходов фондов занятости в ряде регионов России за 9 месяцев 1995 и 1997 гг. (в % к совокупным расходам)
| Уровень регистрируемой безработицы* | Доля в общих расходах затрат на: | |
выплату пособии по безработице | содержание службы занятости | ||
РФ в целом | 2,8
2,8 0,4 0,7 0,8 0,8 0,9 1,3
0,7 1,3
10,7 6,9
7,7 5,8 | 29,2
56,8 3,2 23,3 9,3 33,7 11,8 32,0
4,6 47,8
57,5 60,7
54,5 74,5 | 12,3
16,7 5 4 18,5 7,7 18,3 6,1 22,5
29,3 22,0
8,5 19,9
11,3 16,7 |
9 месяцев 1995 г. | |||
9 месяцев 1997 г. | |||
Москва | |||
9 месяцев 1995 г. | |||
9 месяцев 1997 г. месяцев lyyi 1. | |||
Оренбургская область | |||
9 месяцев 1995 г. | |||
9 месяцев 1997 г. | |||
Белгородская область | |||
9 месяцев 1995 г. | |||
9 месяцев 1997 г. | |||
Смоленская область | |||
9 месяцев 1995 г. | |||
9 месяцев 1997 г. | |||
Ивановская область | |||
9 месяцев 1995 г. | |||
9 месяцев 1997 г. | |||
Владимирская область | |||
9 месяцев 1995 г. | |||
9 месяцев 1997 г. |
* Данные об уровне безработицы приведены на 1.10 1995 г. и 1.10 1997 г.
По той же причине (из-за сокращения абсолютных размеров средств, собираемых в фонд занятости) за последние два года возросла доля расходов на содержание служб занятости. Вопреки многочисленным критическим высказываниям о расточительности служб занятости информация, которой мы располагаем, свидетельствует о том, что условия труда их работников крайне тяжелые, а оплата труда не превышает оплату труда работников бюджетной сферы, при этом им приходится общаться с весьма сложным контингентом граждан. Более того, сейчас численность работников служб занятости зависит от уровня безработицы в районе. Там, где уровень безработицы высокий и собираемость налогов низкая, расширение их штатов ограничено финансовыми ресурсами, хотя потребность в них высока. Согласно данным нашего обследования, нагрузка на одного работника службы занятости в районах с уровнем безработицы выше 10 % составляет от 50 до 90 человек в день. Но и уровень расходов на содержание службы в таких районах крайне высок - в некоторых из них он достигает 75 % собираемых средств. Отсюда рождается миф, что на содержание аппарата расходуются огромные средства, но при этом забывают о мизерности собранных средств. Кроме того, расширяются функции районных служб (по сути, ставшие обязательными) в связи с натурализацией выплат пособий (пересчет страховых взносов из натуральных в денежные единицы, пересчет выплачиваемых натурой пособий в денежные единицы, содержание и обслуживание складов натуральной продукции, поступающей от предприятий, и т.п.). На этом фоне в октябре 1997 г. Минтруда РФ принимает решение о 10-процентном сокращении штатов государственной службы занятости. Если бы речь шла о центральном аппарате (Министерстве труда и социального развития РФ), то такой шаг можно было бы только приветствовать. Но названная мера коснулась в основном районных центров занятости, которые уже сейчас не в состоянии справляться со всеми проблемами и увеличивающейся нагрузкой по мере роста реальной, а не регистрируемой безработицы.
Дефицит региональных фондов занятости повлек за собой и сокращение поступлений в федеральную часть фонда занятости. Статистика ее формирования показывает, что эти поступления значительно ниже законодательно установленного уровня в 20 %. Если за 9 месяцев 1995 г. уровень отчислений в федеральную часть фонда в среднем по России был равен 12 %, то за тот же период 1997 г. - лишь 3,8 %. В результате задолженность регионов перед федеральной частью фонда занятости составила к осени 1997 г. более 500 млрд. руб. Основными должниками по-прежнему являются регионы-доноры с низким уровнем безработицы. Так, на протяжении последних трех лет хроническими должниками выступают Белгородская, Смоленская области и Республика Саха (Якутия). Уровень регистрируемой безработицы в названных регионах не превышал в 90-е годы 1,4 %,а размер отчислений в федеральную часть фонда занятости за 9 месяцев 1997 г. составил: для Республики Саха (Якутия) - 5,5 % (2,4 % за весь 1996 год); для Белгородской области - 0,1 % (1 % за весь 1996 год). Смоленская область в 1997 г. денег в централизованную часть фонда занятости вообще не перечисляла, а в 1996 г. процент отчислений составил 6,7 %. Ставропольский край (уровень регистрируемой безработицы - 1,7 %) сократил отчисления в федеральную часть фонда с 15,8 % в 1995 г. до 0,03 % за 9 месяцев 1997 г.
Между тем потребность в наращивании централизованной части фонда занятости возрастает. Во-первых, увеличивается число дотационных регионов (за последние два года оно возросло еще на 14 субъектов Федерации, и общее число регионов, нуждающихся в дополнительной финансовой поддержке из федеральной части фонда занятости, составило к осени 1997 г. 56). Во-вторых, растущие дефицит региональных фондов занятости и задолженность по выплатам пособий поставили ряд регионов в полную зависимость от поступлений из федеральной части фонда занятости, ставших основным источником выплат пособий в минимальных размерах.
Снижение уровня регистрируемой безработицы — очередной российский парадокс?На основании официальной статистики безработицы можно сделать вывод, что Россия на протяжении последних двух лет пережила период экономического подъема, позволившего уменьшить численность регистрируемых безработных до уровня 1995 г. Если проанализировать региональные данные, то легко увидеть, что в некоторых регионах экономический подъем граничил с экономическим "чудом", в результате чего безработица сократилась за тот же период в несколько раз. Правда, наблюдается любопытная закономерность - чем выше уровень безработицы в регионе, тем больше там снизился уровень регистрируемой безработицы. Например, в Ивановской области безработица росла до середины 1996 г., а за последующие полтора года сократилась в два раза (с 13,3 % в июле 1996 г. до 6,7 % в октябре 1997 г.). В Республике Ингушетия, но официальным данным, за вторую половину 1996 г. названный показатель уменьшился в три раза: в середине 1996 г. здесь наблюдался беспрецедентный уровень безработицы - 22,5 %, но в новый 1997 год республика вошла с показателем безработицы 10,9 %, который продолжал снижаться и достиг в июле 1997 г. 7,1 % (см. табл. 4).
Т а б л и ц а 4
Изменение уровня регистрируемой безработицы в некоторых регионах России в 1996~1997 гг.
1.01.1996 г. | 1.07.1996 г. | 1.01.1997 г. | 1.07.1997 г. | 1.11.1997 г. | |
РФ в целом | 3,2 | 3,6 | 3,4 | 3,2 | 2,8 |
Ивановская область | 11,9 | 13,3 | 11,1 | 8,1 | 6,7 |
Владимирская область | 8,8 | 8,8 | 7,5 | 6,4 | 5,7 |
Республика Дагестан | 6,7 | 8,0 ,0 | 8,4 | 7,6 | 6,9 |
Республика Ингушетия | 23,3 | 22,5 | 10,9 | 7,1 | 7,5 |
Источник: данные Федеральной службы занятости.
К сожалению, чуда не произошло и снижение уровня регистрируемой безработицы явилось не результатом каких-либо эффективных и продуманных шагов властей, а прямым следствием растущего дефицита фондов занятости и сокращения по этой причине возможностей служб занятости оказывать помощь безработным. Система формирования средств фондов занятости (неплохо работавшая до осени 1995 г.) перестала соответствовать не только растущему числу претендентов на получение пособия по безработице (регистрируемых безработных), но и потребностям финансирования программ, осуществляемых согласно закону РФ "О занятости населения в Российской Федерации". Из-за абсолютного уменьшения налоговых поступлений в региональные фонды, натурализации этих выплат, невыплат многими регионами отчислений в федеральную часть фонда занятости перестала работать система перераспределении средств на федеральном уровне. Это еще более ухудшило положение на рынке труда многих регионов, затронув прежде всего такое важное направление работы служб занятости, как переподготовка безработных. Формально доля расходов государственного фонда занятости на переподготовку в 1997 г. практически не изменилась по сравнению с 1995 г. (соответственно 5,9 и 6 %). Однако потребность в приобретении но вой специальности через посредство службы занятости существенны возросла, особенно в регионах с высоким уровнем безработицы. Но именно в них расходы на переподготовку за последние два года резко сократились: в Ивановской области - почти в два раза, в Псковской в три раза, во Владимирской - в два с половиной раза и т.д.
Федеральный центр, к сожалению, не отреагировал на изменение ситуации в регионах. Чиновники Министерства труда и социального развития РФ по-прежнему утверждают, что безработные больше ориентируются на материальную помощь со стороны государства в виде пособия по безработице, чем на переподготовку. Однако большинство руководителей районных служб занятости (86,3 %) не согласились с данной точкой зрения.
Немало безработных (примерно 1/3, по мнению директоров служб занятости) отказываются от переобучения по финансовым причинам Получая стипендию в размере пособия по безработице, безработные но имеют средств на оплату проезда до места обучения и обратно, проживания и питания в процессе обучения, если учебный центр находится на значительном расстоянии от их места жительства. Масштабы Рос сии и неразвитость сети профподготовки дают основания полагать, что для большинства безработных, живущих за пределами областных столиц, центры переподготовки недоступны не из-за нежелания учиться, а по причине отсутствия необходимых денежных средств.
Несмотря на улучшение официального показателя напряженности на рынке труда, рассчитываемого как численность незанятых граждан, зарегистрированных в службах занятости, приходящихся на одну вакансию, возможности трудоустройства через службы занятости, подбора вакансий сократились еще больше. 40 % безработных вакансии не предлагались ни разу. Но и предложение вакансий само но себе еще не свидетельствует о реальном трудоустройстве. В С.-Петербурге осенью 1997 г. мы проинтервьюировали несколько незанятых в возрасте до 20 лет, обратившихся в межрайонную службу по трудоустройству, созданную Комитетом по труду и занятости С.-Петербурга специально для незанятого населения, предваряя их регистрацию на биржах труда. Эти молодые люди без опыта и стажа работы обращались в службу не менее двух раз, где им предлагались вакансии, но трудоустроиться они так и не смогли. Проблема в том, что информация о вакансиях быстро устаревает и к моменту обращения они бывают уже заполнены (особенно пользующиеся повышенным спросом на рынке труда).
В последние годы в службы занятости поступают сообщения о вакансиях от предприятий, месяцами не выплачивающих заработную плату. Неудивительно, что безработные от них отказываются. Любой чиновник может расценить подобную ситуацию как "отказ от предложенной работы" (два таких отказа, согласно закону, влекут за собой лишение пособия по безработице). Или, например, Минтруда рекомендует своим региональным службам (все из-за того же растущего дефицита фонда занятости) лишать пособия и статуса безработного граждан, требующих слишком многого - оплачиваемой занятости.
Обвинения безработных в социальном иждивенчестве со стороны официальных лиц безосновательны. Около половины безработных женщин и мужчин готовы работать по любой специальности и в любом режиме (полный пли неполный рабочий день) за "достойный заработок", оцениваемый ими в 1,5 прожиточных минимума в регионе, что никак нельзя считать завышенным требованием.
Но главной причиной снижения уровня регистрируемой безработицы стали невысокий размер выплачиваемых пособий по безработице, а также хронические многомесячные невыплаты пособий. Еще относительно благополучной весной 1996 г. среднее пособие не превышало 23 % средней зарплаты (по закону РФ "О занятости населения в Российской Федерации" пособие в среднем за год должно составлять 58 % средней заработной платы за последние два месяца перед увольнением, а в первые три месяца – 75 %). Из числа обладателей пособия в марте 1996 г. 40,5 % получили его в размере, не превышавшем минимальную заработную плату, еще 38,1 - от одного до трех минимальных размеров оплаты труда, 8,9 - менее прожиточного минимума в своем регионе и 12,5 % - от прожиточного минимума до средней заработной платы. 54 % безработных, имевших право на пособие, никакого пособия не получали. Среднестатистический портрет не получавшего пособие в 1996 г. таков: женатый мужчина в возрасте 34,8 лот. с которым проживают еще два взрослых члена семьи и 1-2 ребенка в возрасте до 18 лет, со среднедушевым месячным семейным доходом в 129,1 тыс. руб.
Примерно для 1/3 безработных пособие является важнейшим, а иногда и единственным источником существования. Что касается большей части населения, не имеющего и ищущего работу без помощи государственных служб, то низкий размер пособия, создание препон для регистрации в качестве безработного, задержки выплат пособий не стимулируют их обращаться в службу занятости.
Официальная статистика не публикует никаких данных не только о задержках выплачиваемых пособий, но и о их размере. Данные о среднем размере пособий по безработице последний раз публиковались в 1993 г. На смену им пришли данные о доле безработных, получающих минимальное пособие. На конец 19У5 г. минимальное пособие (что равнозначно величине минимальной заработной платы - в настоящее время она составляет 83 тыс. руб., или 83 деноминированных рубля в месяц) получал каждый второй безработный. По-видимому, это не очень устраивало чиновников, отвечающих за положение безработных, поэтому с 1996 г. из статистики исчезли все показатели, характеризующие материальные выплаты безработным со стороны государства.
Трудности с выплатой пособий поставили районные службы занятости в исключительно сложную ситуацию. Разъяснений из Москвы о том, кому их выплачивать в первую очередь и в каком размере, не поступало, и инициативы рождались на местах. В некоторых районах выплачивался один минимум заработной платы, в других – два. Поступившие на расчетный счет службы занятости деньги пересчитанные в денежную форму продукты выдавались прежде всего тем, кто давно ничего не получал, а затем с учетом семейного положения. Эти критерии отметили в общей сложности 48 % опрощенных в 1997 г. директоров районных служб занятости. Еще 20 % сообщили, что в первую очередь выплачивают пособия семьям в случае их бедственного положения (смерть члена семьи, болезнь, проводы в армию и т.п.). У 14,6 % руководителей нет никаких приоритетов, поскольку они не в состоянии выработать справедливые критерии, пригодные для каждой конкретной ситуации.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что для большинства безработных с 1996 г. исчезли всякие стимулы для регистрации в службах занятости, потому что:
- на пособие по безработице нельзя существовать ни безработному, ни его семье; невозможно также заниматься поиском подходящей для человека работы;
- увеличиваются периоды невыплат пособий по безработице, и перспективы разрешения данной проблемы выглядят крайне туманно;
- велика вероятность отказа в получении статуса безработного и права на пособие;
- отсутствуют вакансии;
- трудно пройти переподготовку.
Исключение составляют 30 % регистрируемых безработных, для которых пособие по безработице - важнейший источник выживания семьи наряду с другими социальными пособиями (на несовершеннолетних детей, пенсии, стипендии и т.п.).
58
Дата: 2019-07-24, просмотров: 222.