Общие положения
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2012 года № 1170 «Об утверждении Положения
о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности» Федеральная служба по экологическому, технологическому
и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.
Настоящий доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Ростехнадзоре при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности
за I квартал 2019 года сформирован в рамках подготовки проведения публичных мероприятий с подконтрольными субъектами во исполнение положений приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» и в целях профилактики нарушений обязательных требований и основан на реализации положений:
Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (утверждены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол от 9 сентября 2016 года № 7);
Методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований (утверждены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол от 20 января 2017 года № 1);
приказа Ростехнадзора от 26 декабря 2017 года № 577 «Об утверждении Порядка организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».
Основной целью проверок, проводимых в рамках осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, является обеспечение безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов (далее – ОПО), а также защита жизни и здоровья работников таких объектов.
Общие положения
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2012 года № 1170 «Об утверждении Положения
о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности» Федеральная служба по экологическому, технологическому
и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.
Настоящий доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Ростехнадзоре при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности
за I квартал 2019 года сформирован в рамках подготовки проведения публичных мероприятий с подконтрольными субъектами во исполнение положений приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» и в целях профилактики нарушений обязательных требований и основан на реализации положений:
Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (утверждены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол от 9 сентября 2016 года № 7);
Методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований (утверждены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол от 20 января 2017 года № 1);
приказа Ростехнадзора от 26 декабря 2017 года № 577 «Об утверждении Порядка организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».
Основной целью проверок, проводимых в рамках осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, является обеспечение безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов (далее – ОПО), а также защита жизни и здоровья работников таких объектов.
Государственный надзор в угольной промышленности
Надзор в угольной промышленности осуществлялся на 97 угольных шахтах, 279 угольных разрезах и 107 обогатительных фабриках.
К поднадзорным объектам угольной промышленности I класса опасности относятся 97 угольных шахт; II класса опасности – 199 угольных разрезов и 101 объект обогащения угля; III класса опасности – 61 угольный разрез и 6 объектов обогащения угля; IV класса опасности – 19 угольных разрезов.
Анализ аварий по видам и несчастных случаев со смертельным исходом по травмирующим факторам за I квартал 2018 года и I квартал 2019 года представлен в таблице
Вид аварии и несчастных случаев со смертельным исходом | 2018/2019 гг. смертельно травмированных | |
Взрыв (горение, вспышки) газа и угольной пыли | - | - |
Обрушение горной массы, крепи | 1/-/- | 3/-/- |
Транспорт | 2/-/- | - |
Воздействие машин и механизмов | -/2/- | 2/1/- |
Падения | - | - |
Электроток | -/1/- | - |
Внезапный выброс угля, породы, газа | - | - |
Разрушение зданий, сооружений, технических устройств | - | - |
Затопления горной выработки, прорыв воды | - | - |
Отравления, удушье | - | - |
Пожар подземный/открытые горные работы/поверхность | - | - |
Горный удар | - | - |
Другие виды аварий и травм | - | - |
Итого | 3/3/- | 5/1/- |
Анализ аварийности, смертельного травматизма и групповых несчастных случаев в угольной промышленности за I квартал 2019 года
Удельный показатель смертельного травматизма на 26 апреля 2019 года (человек на млн. тонн угля) составляет 0,056.
Аварий – 1.
Общее количество смертельно травмированных – 6 человек.
На подземных работах – 5 человека.
На открытых горных работах – 1 человека.
Групповые несчастные случаи – 2 (2 смертельно травмированных);
По травмирующим факторам:
- воздействие машин и механизмов – 3 н/случая;
- транспорт – 0 н/случая;
- обрушение горной массы, крепи – 3 н/случай;
- электроток – 0 н/случай;
Основные причины аварий и смертельных несчастных случаев являются:
1) низкая квалификация персонала:
- недостатки в организации и проведении подготовки работников;
- не проведение обучения и ознакомления с руководством по эксплуатации технических устройств;
- привлечение к выполнению работ работника, не состоящего в штате участка и назначение его старшим без оформления соответствующих документов и необученного безопасным приёмам работ;
2) технологическая и трудовая дисциплина:
- неудовлетворительное осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
- не осуществление контроль со стороны должностных лиц предприятия за техническим состоянием технических устройств;
- невыполнение требований положения о нарядной системе;
3) эксплуатация неисправного оборудования.
Типовые нарушения требований промышленной безопасности
В результате анализа нарушений обязательных требований юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими добычу (переработку) угля (горючих сланцев), выявленных при проведении проверок (мероприятий по контролю), типовыми (массовыми) из них являются:
- несоблюдение требований в части организации прохождения инструктажей по промышленной безопасности работниками;
- несоблюдения требований документации завода-изготовителя технических устройств при их эксплуатации и обслуживании;
- обеспечения неисправными техническими устройствами;
- несоблюдения требований проектной документации.
Нормативное правовое регулирование
Учитывая анализ правоприменительной практики, обращения граждан и подконтрольных организаций в 2019 году запланировано внести изменения в шесть нормативных актов.
Проект приказа Ростехнадзора «О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утверждённые приказом Ростехнадзора от 20 ноября 2017 года № 488» (Пункт 3 раздела III Плана нормотворческой) прошёл процедуру оценки регулирующего воздействия, согласование в структурных подразделениях Ростехнадзора и направлен на согласование в МЧС России и Минэнерго России).
Проект приказа Ростехнадзора «О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при обогащении и брикетировании углей», утверждённые приказом Ростехнадзора от 20 ноября 2017 года № 487» (Пункт 4 раздела III Плана нормотворческой) проходит процедуру оценки регулирующего воздействия.
Проект приказа Ростехнадзора «О внесении изменений в отдельные федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности, устанавливающие требования при добыче угля подземным способом» (Пункт 5 раздела III Плана нормотворческой) прошёл процедуру оценки регулирующего воздействия, согласование в структурных подразделениях Ростехнадзора, МЧС России и направлен на согласование в Минэнерго России.
Цель внесения изменений – адаптация нормативных актов к современным условиям развития угольной промышленности с учётом требований законодательства Российской Федерации.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 208.