Административно-правовой статус органов исп.власти
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.Понятие и признаки органа исполнительной власти — К.РФ - ст.1 как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, ввело понятие, что РФ является правовым государством, обязательным признаком которого является наличие исполнительной власти, наряду с законодательной и с судебной. Таким образом, впервые в истории советской конституции вместо термина «гос.управление» введено понятие «исполнительная власть и ее органы». Схематично Конституция РФ называет основные принципы организации исполнительной власти, единство ее системы и называет отдельные органы исполнительной гос.власти (см.ст 11, 77, 78, 83). Конст.не раскрывает содержание понятия «исп.власть», что обусловило появление дискуссии о соотношении понятия «исп.власть» и «гос.управление».

           Исп.власть реализуется путем организации ее деятельности спец.создаваемых органов гос.власти, осуществляющих исполнение актов законодательной власти и президента РФ, осуществляя при этом исполнительно-распорядительную деятельность. Органы исп.власти создаются ФЗ, Указом или Постановлением правительства для исполнения законов или группы законов в той или иной сфере

           Распорядительство — право органов исп.власти издавать нормативно-правовые акты, определяющие порядок или правила реализации того или иного закона, указа или постановления Правительства РФ.

 

Напр.для реализации ФЗ «О дор.движении», Правительством РФ установлены ПДД

 

НПА органов исп.власти являются подзаконными. тк не могут противоречить тем законам, для реализации которых они созданы.

Правовой статус исп.органа гос власти определяется следующим:

           1. Это специальная организация, являющаяся частью гос.аппарата и имеющая особую структуру, компетенцию и территориальные пределы деятельности. Имеет статус юрлица. Это часть гос.аппарата. Наличие налоговых сборов

           2. Это организация образуется в порядке, установленном законом (К ст.114, ФКЗ 1997 «О Правительстве РФ) или Указом Президента РФ, например Указом Президента РФ утверждены положения о ФСБ, ФСО, СВР (служба внеш.разведки) ,МВД , Нац.Гвардии, или Постановлением Правительства РФ, напр. положения о Мин.Культуры, Мин.Здравоохр, Мин.Труда и соц.защиты. Это соответствует положениям ст.32 ФКЗ «О Правительстве РФ».

           3. Наделяются правом действовать от имени и по поручению государства во исполнение законов и иных НПА и осуществлять для этого исполнительно-распорядительную деятельность, которая по своей сути подзаконна. При этом на органы исп.власти возлагается обязанность обеспечить реальное исполнение законов и иных НПА в конкретных отраслях экономики, социально-культурной или административно-политической сфер.

           4. Органы исполнительной гос.власти обладают рядом признаков, принципиально отличающих их от других органов гос.власти, учреждений и общественных организаций:

           — представляют собой организационно-оформленную и обособленную группу граждан РФ (ст.32 Конст.), именующих гос.служащими, которые, в соответствии с замещаемой должностью, обязаны обеспечить исполнение НПА в той или иной сфере. 

           — являются частью гос.аппарата как обязательного признака любого государства, отличающийся спецификой стоящих перед ними задач и функций по реализации интересов государства, оформленных в виде конкретных законов.

           — в отличие от органов зак.и суд. власти, органы исп.власти от имени государства осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, суть которой в нормативно-правовом регулировании правил и порядка реализации положений соответствующих законов, при этом каждый орган исполнительной власти действует на основании административных регламентов каждого органа исполнительной власти, а также административных регламентов по исполнению гос.функций или предоставления гос.услуг исходя из общих требований Указа Президента РФ от 09.03.2004 «О системе и структуре фед.органов исп.власти», включая регламент Правительства РФ, утвержденный Постановлением Правительства РФ 01.06.2004

           — действует на основе Положения об этом органе, которое утверждается по ст.32 ФКЗ «О Правительстве РФ», либо Президентом РФ, либо Постановлением Правительства РФ (см.32 ст.), в котором устанавливаются конкретные задачи, функции и полномочия, форма и метод деятельности.

           Органы исп.власти имеют статус юр.лиц (ст.48 ГК) и их административная право и дееспособность возникает одновременно с момента принятия решения об их создании и прекращаются в связи с их упразднением. Органы исп.власти в пределах своей компетенции обладают юр.самостоятельностью и поэтому реализуя интересы государства взаимодействуют с органами зак.и суд. власти. Так например органы исп.власти субъектов РФ обладают правом законодательной инициативы (ст.104 К.) и в этой связи взаимодействуют с Правительством РФ в части требований ст.114 К.

 

Виды исп.органов:

 

           1. В соответствии с принципом федерализма (ст.1,5,65,77 К РФ) различают:

а) Федеральные органы исп.власти, система и структура которых определяется главой 6 Конституции РФ и указом Президента РФ от 09.03.2004 «О системе и структуре фед.органов исп.власти», а именно: Правительство РФ, Министерства РФ, Фед.службы, Фед.агенства. По ст 78 фед.органы исп.власти могут создавать свои территориальные органы в субъектах. Напр, ФНС и налоговые инспекции в городах и районах

б) Органы исп.власти субъектов РФ, создаваемые в соотв. со ст.77 К, ФЗ 1999 «Об общих принципах организации законодательной (представительной) и исполнительных органов гос.власти» и Конституций, Уставов субъектов РФ.

 

           2. По территориальному масштабу деятельности:

а) Федеральные

б) Субъектов
в) Территориальные органы фед.органов исп.власти, образуемые по ст.78 К и образуемые как по фед.округам (8 шт), так и по субъектам, а также районам и городам субъектов

 

           3. По способу образования:

а) Органы исп.власти, образуемые в соответствии с Конституцией РФ, напр. Правительство РФ и гл. 6

б) Конституциями и Уставами субъектов РФ

в) Органы, образуемые Президентом РФ либо высшим должностным лицом субъекта (о президенте - ст83

г) Органы образуемые постановлением Правительством РФ или правительством субъекта РФ

 

           4. По характеру компетенции:

а) Общей компетенции, т.е. обеспечивающие исполнение всей совокупности законов на соответствующей территории (Правительство РФ, субъектов, местные администрации мунобр)

б) Отраслевой компетенции, исполняющие полномочия по исполнению НПА в конкретной сфере и исполняющие полномочия по контролю и надзору (Мин.культ, мин.здрав)

в) Специальной компетенции, т.е. наделенные особыми функциями по осуществлению контроля и надзора в особых сферах (ФСБ, ФСО, СВР)

г) Межотраслевой компетенции, т.е. осуществляющие контроль и надзор за исполнением законов по конкретному вопросу не зависимо от отрасли или сферы (Минфин, ФНС, ФАС, ФТС).

 

           5. По порядку разрешения подведомственных вопросов:

а) Коллегиальные, осуществляющие коллективное решение на заседаниях (Прав.РФ, субъектов)

б) Единоличные органы исп власти (Министерства, в которых коллеги являются совещательными органами при министре, в которых Министр несет персональную ответственность за действия министерства — МИД. ФСБ).

 

 

Полномочия Президента в сфере исполнительной власти

 

Правовой статус регулируется:

           1) Глава 4 Конституции РФ

           2) ФЗ 2003 «О выборах Президента РФ». Фонд по выборам должен быть не более 400 млн.

           3) ФЗ 12.02.2001 «О гарантиях к Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий и членов его семьи»

           4) Указ Президента РФ 03.03.2008 «О статусе вновь избранного и не вступившего в должность Президента РФ»

           5) Указ Президента РФ 10.06.1994 «Об обеспечении взаимодействия Президента РФ и правительства РФ»

           6) Указ Президента РФ 28.03.2011 №352 «О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента РФ»

 

           Поручение — в указах и распоряжениях Президента РФ, а также в директивах президента РФ и оформляется со словом «поручение», в котором указывается ФИО должностного лица, которому дано поручение, срок исполнения, контроль главы администрации президента за его исполнением

           Указание — в виде резолюции и если в нем не определен срок исполнения, то он определяется руководителем администрации Президента и исполнитель обязан предоставить доклад на имя Президента РФ, в котором отражаются конкретные рез-ты исполнения данного поручения или указания. В случае неисполнения должностные лица подвергаются Президентом мерам дисциплинарного воздействия либо освобождению от замещаемой должности

 

           7) Указ Президента от 25.03.2004 «Об администрации Президента РФ»

           8) Указ Президента от 06.05.2006 «Положения о совете безопасности РФ и аппарате совета безопасности РФ»

           9) Указ Президента от 13.05.2000» «О полномочном представителе РФ в федеральном округе» — 8 округов

Полномочия Президента:

           По ст.80 является главой государства, то есть замещает высшую государственную должность РФ  по указу Президента РФ 1995 г. «О гос.должностях РФ».

           Является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина и принимает меры по охране гос.суверенитета РФ, её независимости и гос.целостности (см.ФКЗ 2001 «О ЧС» и ФКЗ 2002 «О военном положении»), обеспечивает согласованное взаимодействие и функционирование органов гос.власти.

           Обеспечивает взаимодействие и функционирование ветвей власти в качестве независимого арбитра.

           Конституция РФ наделяет Президента РФ как главу гос.ва полномочиями, непосредственно связанные с организацией и функционированием исполнительной власти (83)                                                                                                                                                 

           — в праве председательствовать на заседаниях Правительства РФ, которое по ФКЗ о Правительстве проводится не реже 1 раза в месяц. Возможны внеочередные заседания, порядок которых регулируется регламентом Правительства РФ 2004.

           — назначает с согласия Госдумы Председателя Правительства РФ, который по ст.112 Конституции в недельный срок после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти и кандидатуры зампредов Правительства РФ, и федеральных министров, которые утверждаются указом Президента (Указ 09.03.2004 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»). И указами Президента зампреды и федеральные министры назначаются и освобождаются от должности.

           — принимает решение об отставке Правительства РФ.

           — представляет в Госдуме кандидатуру для назначения председателя ЦБ РФ, а также об освобождении его от должности (ст 75, 103).

 

ЦБ — мегарегулятор, осуществляет макро и микро политику

           макро — денежно-кредитная политика + денежное обращение (эмиссия или изымание денег)

           микро — поддержание банковской системы

 

           — представляет СФ кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда РФ (125), ВС РФ, кандидатуру Генпрокурора РФ (129)0. По сути вся прокуратура, кроме районной, зависит от Президента

           — формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого по статье 83 Конституции должен определяться ФЗ, однако регулируется указом Президента РФ от 06.05.2011 №590. Совбез: глава СФ, ГД, ФСО, ФСБ, МВД, председатель профильного министерства.

           — формирует администрацию Президента РФ, которая действует на основе положения от 25.03.2004 и которая является гос.органом, обеспечивающим деятельность Президента РФ необходимыми организационно-информационными условиями и осуществляющим контроль за исполнением решений президента. В составе администрации действуют управления, среди которых государственно-правовое управление, контрольное управление, управление президента РФ по обеспечению Конституционных прав граждан, по вопросам гос.службы и кадровой политики И так далее.

           Внутри управления — отделы, администрация Президента возглавялется руководителем с ранге фед.министра.

           При Президенте свыше 15 советов, как совещательных органов, втч Совет по правам человека, совет по противодействию коррупции, совет по вопросам местного самоуправления И так далее.

           — назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента в СФ, в ГД, в Правительстве, в КС и ВС РФ.

           — назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ в фед.округе согласно указу от 13.05.2002

 


Дата: 2019-07-24, просмотров: 158.