Административно-правовых отношения. Понятие и основные черты
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

По теории права под ними понимается общ.отношения, урегулированные нормами права à Правоотношения есть юр.результат воздействия правовой нормы на то или иное общественное отношение. Урегулированность отношений нормами права означает, что соответствующие нормы:

1. Закрепляют тот или иной вариант ДОЛЖНОГО поведения;

2. Устанавливают взаимные юр. Права и обязанности участников этих отношений; 3. Обеспечивают их юр.ответственность за деяния, не соответствующие требованиям правовой норме.

 

Административные правоотношения являются разновидностью правоотношений, имеют все основные их признаки, однако имеют свою специфику, обусловленную тем, что общественные отношения, урегулированные АПН складываются в сфере исполнительной власти, т.е. то организации и практического исполнения законов (актов законодательной власти, актов Президента и иных НПА) à

АПравоотношения - это правоотношения в сфере исполнительной власти, в которых стороны обладают взаимными правами и обязанностями, которые установлены и обеспечиваются АПН. В этих отношениях четко выражен гос.интерес, оформленный в виде законов, а исполнительная власть обязана обеспечить исполнение этих актов.

 

АПравоотношения имеют классическую структуру правоотношений и включают:

1. Объект (то, по поводу чего возникают.. Объекты- Поведение физ.и юр лиц в сфере исполнительной власти, которая реализует свои права и обязанности в той или иной сфере либо оказались в сфере действия того или иного закона)

2. Субъекты (участники; могут быть любые физ и юр лица, также организации, не имеющие статус юр.лица, которым в соответствии с АПН предоставлены права и возложены определенные обязанности в сфере действия того или иного закона. В качестве субъекта могут быть органы исполнительной гос.власти субъектов, а также ее должностные лица, гос.служащие все видов гос.службы, негос.органы, общественные объединения, коммерческие и некоммерческие организации)

3. Содержание (взаимные юр права и обязанности субъектов)

4. Юридические факты в виде действия/бездействия и событий, которые порождают, изменяют и прекращают эти правоотношения

 

 

АПРавоотношения имеют ряд особенностей, отличающих АП от других отраслей права.

1) Одной из обязательных сторон – орган исполнительной власти/его должностное лицо, наделенное законом полномочиями по государственно-властному принуждению, поэтому АПравоотношения не возможны между гражданами или негос.оганизациями

2) Неравенство сторон, потому что орган/должностное лицо вправе в рамках полномочий принимать в одностороннем порядке юридические предписания, обязательные для другой стороны

3) Многие органы исполнит.власти и должностные лица наделены правом издавать НПА и тем самым создавать, изменять и прекращать соответствующие правоотношения

4) АПравотношения  могут возникать по инициативе любой из сторон, ПРИ ЭТОМ СОГЛАСИЕ И ЖЕЛАНИЕ ДРУГОЙ СТОРОНЫ НЕОБЯЗАТЕЛЬНО

5) Споры/разногласия, возникающие между сторонами, разрешаются во ВНЕСУДЕБНОМ порядке путем издания органом/должностным лицом исполнительной власти юридически властного и одностороннего распоряжения, обязательно к исполнению другой стороной

6)

Ст. 15.38 КоАП «Нарушение законодательства РФ о кредитной операции и законодательства о сельскохозяйственной кооперации»
В случае нарушения одной из сторон АПравоотношений она несет ответственность НЕ ПЕРЕД ДРУГОЙ СТОРОНОЙ, А ПЕРЕД ГОСУДАСТВОМ В ЛИЦЕ ЕГО ОРГАНОВ ИЛИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

 

Понятие видов субъектов АП

Субъект - лицо или организация, которая в соответствии с законодательством РФ, могут быть участниками. Круг таких субъектов многоообразен и могут быть сгруппированы:

1) Индивидуальные субъекты (физ.лица, к которым относятся граждане РФ, иностранные граждане, лица ез гражданства, а также спец.субъекты в лице гос.и муниц. Служащих, руководители различного рода коммерческих и некоммерческих организаций

 

 

Правовое регулирование

В соответствии со ст. 33 и .. имеют право оспаривать по статье 46 обжаловать действия (решения) должностных лиц органов гос.власти и местного самоуправления как лично, так и обращаясь с коллективными обращениями. Конкретизация ст.33 осуществлено ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращения граждан».

На основе и в развитие данного закона фед. и органы исполнительной власти, а также муниципальные образования приняли инструкции о порядке рассмотрения обращения граждан в органы внутренних дел, в органах ФСБ, Прокуратуры и СК и т.д., а также положения городских районных поселковых и сельских муниципальных образований, а…

 

Крупные города – муниципальные образования

Города фед.значения – муниц.округа

 

По ФЗ 2006 года под «образщением» понимается направленное в органы гос.власти или местного самоуправления их должностным лицам письменное заявления/жалобы, а также устное обращение гражданина в эти органы.

3 вида обращения:

1) Предложения (рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нпа, деятельностью органов гос.власти и местного самоуправления, улучшение соц-эк. и иных сфер государства и общества)

2) Заявление (просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод, а также прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нпа, недостатков в работе органов гос.власти и местного самоуправления, либо критика деятельности указанных органов и их должностных лиц)

3) Жалоба (просьба гражданина о восстановлении/защите его нарушенных прав и законных интересов, либо прав и законных интересов других лиц)

 

Должностные лица по КоАПу РФ ст.30.3 предусматривает, что жалобу гражданина на постановление по делу об адм.правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения\получения копии постановления.

По ч.3 ст.30.3 жалобу на постановление по ст. 5.1 – 5.25, 5.56-5.58 может быть подано в 5 дневный срок. Решение по жалобе\протеста прокурора в ст. 3.16 выносится в течение 2 месяцев со дня поступления жалобы\протеста в суд, а в случае истребовании дела – не позднее …

Кодекс г.Москвы об адм.правонарушениях от 21.11.2007 в ст. 2.1 устанавливает, что должностное лицо, уклоняющееся от рассмотрения\нарушающее срок и порядок рассмотрения гражданина, может быть привлечено к ответственности в виде предупреждения, штрафа от 500 до 5000 рублей.

По ФЗ 2006 года право на обращение является свободным и добровольным и при этом не нарушает права и свободы других лиц. В развитие закона приняты законы субъектов РФ , регулирующие порядок рассмотрения обращения граждан, в которых вводятся новые виды обращений. Так, Устав Москвы 2005 с изменениями в 2014 вводит понятие «петиция», как предложение о принятии\изменении законов города Москвы, а также «ходатайства» - письменные просьбы о признание за физ. и юр. Лицами определенного статуса, прав и свобод.

В письменном обращении обязательно указывается наименование гос.органа/местного самоуправление, в которое направляется пис.обращение ИЛИ ф.и.о. соответствующего должноствоного лица ИЛИ должность должностного лица, а также своё ф.и.о. и почтовый адрес, по которому должен быть отправлен ответ, затем изложение сути, ставится личная подпись и дата. Отсутсвие этих реквизитов позволяет рассматривать обращение анонимно …Письменное обращение подлежит обязательной регистрации немедленно\в течение 3 дней с момента поступление в гос.орган. Если письменное обращение не входит в компетенцию данного органа\должностного лица, они обязаны в течение 7 дней со дня регистрации направить письменное обращение в компетентный орган или должностному лицу с обязательными уведомлением по переадресации обращения. В случае если решение по обращению входит в компетенцию нескольких органов гос.власти, копия обращения в течение 7 дней со дня регистрации направляется каждому органу или должностному лицу. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в гос.орган\местного самоуправление или их должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. Общий срок рассмотрения обращения – 30 дней со дня регистрации, а в случаях необходимости истребования доп.материалов и комплексных проверок по решению руководителя органа гос.власти или местного самоуправления вправе продлть продлить его еще на 30 дней срок рассмотрения обращения с обязательным уведомлением обратившегося об этом.

По ФЗ 2006 года возможен личный прием граждан должнростными лицами органов гос.власти и мест.самоуправления. при личном приеме гражданин обязан:

1. Предъявить документ, удостоверяющий личность

2. Явиться на прием во время и дни официального приема лица

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина, в которой излагаются факты и обстоятельства, изложенные гражданином, и ответы на устное обращение, но ответ гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема. В остальных случаях письменный ответ по существу … Кроме того писменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмолтрению в общеий 30-дневный срок.

По ст.36 граждане имеют право на обжаловение действий и решений должностных лиц органов гос власти и самоуправленя, нарушающие права и свободы, в судебном порядке.

По ст. 46 Конституции каждому гарантируется право на судеюную защиту его прав и законных интересов; каждый, в соответствии с международными договорами, имеет право обращаться в межгосударственные и междунароные судебные органы. Ст. 46 Конституции использует «обжалование». По ГПК понятие жалобы отстуствует, существет понятие «оспаривание» действий и решений должностных лиц.

Что касается рассмотрение оспаривания действий действует положение  Кодекса Административного Судопроизводства от .. Согласно КАСу порядок рассмотрение и разрешения судами общей юрисдикции, включая ВС РФ, дел, касающихся нарушения прав и свобод граждан, возникших в результате деятельности органов публичной власти, т.е. органов гос. И муниципальной власти и их должностных лиц осуществляется только в соответсвии с КАС.

АПо КАСу гражданин, обращающийся в суды общей юбрисдикции – административный истец

Отвечающий – административный истец. Адм.истец обращается в суд с адм.исковым заявление по ст. 24 КАСа, которое адресовано адм.ответчикув сроки, установленные ст. 219 КАСа (в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении права\законного интереса; в течение 10 дней со дня принятия решения представительным органом местного самоуправления или органа и\или местной администрации, если гражданин был избран главой муниципального образования)

Сроки суд.разбирательства

Если адм. исковое заявление подается в ВС РФ – 2 месяца рассмотрения со дня поступления. Если в суд общей юрисдикции – 1 месяц. Если осправаются действия и решения суд.исполнителя – 10 дней с момента вынесения судом общей юрисдикции. По резульату может быть вынесено:

- признать действия и решения должностного лица незаконными, подлжещаим отмене, а нарушенные права и законные интересы гражданина должны быть восстановлены

- признать действия должностного лица законными, и отказать адм.истцу в удовлетворении его иска

Решение суда общей юрисдикции должно быть исполнено с момента вынесения как адм.истцом, так и адм.ответчиком.

В связи с принятием и вступлением в законную силу КАС РФ утратил силу ФЗ 1995 «Обжалование в суд действий и решений должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан».

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 150.