Структура АПН
Имеет классическую структуру правовой нормы и состоит из 3 элементов:
1. Гипотеза (условие, которое выражается в юридических фактах)
2. Диспозиция (само правило поведения, проявляет себя в юр.фактах, которые бывают 2 видов: действия/бездействия как правомерные, так и не правомерные; как обстоятельства, независящие от человека)
3. Санкции (предусматривает ту или иную меру адм. или дисциплинарной ответственности ЛИБО ту или иную меру адм.предупреждения – поверка документов, удостоверяющих личность, досмотр багажа, досмотр вещей. ИЛИ мер адм.пресечения – запрещение эксплуатации транспортного средства)
Гипотеза прямо не выражается, но ее наличие предполагается в качестве условия деятельности того или иного органа.
Д. само правило поведение – обязывание, запрет, дозволение.
Виды АПН
Различны по своим направленностям и юр содержанию АПН могут быть классифицируемы по различным основаниям. Наиболее распространенным является
1)по способу реализации предписания:
-материальные (юридически закрепляют права и обязанность + ответственность участников, т.е. субъектов регулируемых общ.отношений, тем самым определяя их адм-правовой статус à адм. правосубъективность. Называют статическими (гл. 2 Конституции), определяющий статус гражданина РФ, иностранца или лица без гражданства)
-процессуальные (определяют порядок реализации участниками закрепленных за ними норм материального права, их прав и обязанностей. Нормы, регулирующие порядок подачи жалоб, заявлений и предложений граждан / порядок поступления на гос.службу / порядок гос.регистрации юр.лиц / порядок лицензирования отдельных видов деятельности)
2)по конкретному юр.содержанию:
- обязывающие (властные предписания на обязательное совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. При приеме на гос.службу руководитель обязан издать письменный приказ о поступлении данного лица на службу / любая коммерческая структура обязана пройти гос.регистрацию в органах ФНС)
- запрещающие (предусматривают запрет на совершение тех или иных действия в условиях, определяемой данной нормой. Общий (запрет должностным лицам уклоняться от их обязанностей по должности) или специальный (запрет сотрудникам полиции на применения спец.средств и огнестрельного оружия в отношении женщин, видимые признаками инвалидности и малолетних, за исключения оказания ими вооруженного сопротивления либо совершения ими группового нападения) характер
- управомочивающие или дозволительные
Такие адм-прав.предписания, которые предусматривают возможность действовать по своему усмотрению в пределах установленных норма… Прямые обязывания или запреты отсутствуют (обжалование оценки вышеподчиненным).
Источники адм-прав.норм
(АП)
Источники – внешняя форма выражения АПН, то есть НПА, содержащие АПН, с учетом юр.силы разнообразных НПА (законы и подзаконные акты) могут быть условно сгруппированы следующим образом:
1) НПА РФ:
- нормы в Конституции РФ, имеющие прямую адм-прав.направленность. Например, нормы, вводящие понятие исполнительной гос.власти (ст.10); нормы, тезисно раскрывающие систему гос.власти (ст.11); основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст.77,78,110-117); разграничение предмета ведения и полномочия между фед.органами гос. власти субъектов РФ (ст.71)+ст.73; закрепляющие правовые свободы (ст.24,25,27,30-35)
- ФКЗ и ФЗ, также постановления отдельных палат ФС РФ. Например, ФКЗ «О Правительстве РФ», ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе РФ», ФЗ от 06.10.96(?) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов гос.власти субъектов РФ» (упоминание в ст.77 Конституции) à см. Конституцию и Устав субъекта
- Постановление Правительства. Например, Постановление ГД «Об утверждении основных направлений денежно-кредитной политики 2015, 16, 17 годы» (см. ст.174 Регламента Гос.Думы)
- Фед. Акты: Кодексы (КоАП от 30.12.2001, вступил в силу с 01.07.2002; Кодекс Адм. судопроизводства от 08.03.2015; Налоговый, Бюджетный, Земельный и Водный Кодексы), указы Президента (правовая силу урегулирования ст. 90 Конституции) + Указ Президента от 09.03.2004 «О системе и структуре фед.органов исполнительной власти» ( федеральные агентства+ фед.службы+фед.министерства), Указ Президента от 05.04.2016 № 157 «Вопросы фед.службы войск национальной гвардии РФ»; Постановление Правительства РФ, правовая природа которых (ст.115 Конституции), в числе которых постановления от 28.07.2005 «Об утверждении типовых регламентов внутренней организации фед.органов исполнительной власти»; Постановление Конституционного Суда 1998 года, которое ввело понятие «публичная власть», в том числе таких видов государственной и муниципальной
- НПА субъектов РФ, в числе которых Конституции и Уставы субъектов, содержащие отдельные главы и статьи об организации и системе исполнительной гос.власти субъектов, включая органы гос.власти общей компетенции (Правительство субъекта), отраслевых (департамент образования) и межотраслевых органов исполнительной власти; законы субъектов (Закон г. Москвы «О государственной гражданской службы г.Москвы» или аналогичные законы для МО и Спб, также Закон г. Москвы от 21.11.2007 «Об утвержеднии Кодекса об адм.правонарушениях г. Москвы»); Указы и постановления высших должностных лиц субъектов, т.е. глав (Распоряжение мэра города Москвы «О правилах пользования московским Метрополитеном»)
2) НПА представительных и исполнительных органов местного самоуправления, в случае наделения их ФЗ отдельными гос.полномочиями (ст. 132 Конституции).
3) Согласно ст. 15 Конституции в правовую систему РФ входят международные и межгосудаственноые договоры и соглашения, содержащие в том числе АПН (см .например Договор о создании Евразийского экономического сообщества от 29.05.2014 – товары свободно перемещаются, никаких таможенных пошлин, Договор о создании БРИКС от 15.06.2006)
Адм договоры
Любой акт органа исполнит власти – документ, содержащий в себе словесное выраженное решение субъекта исполнит власти. При этом среди признаком правового акта управления:
- юр форма управленческого решения, посредством которой реализуются задачи и функции исполнит власти
- издается только полномочным субъектом исполнит власти в пределах его компетенции, которая определена законодательством
- носит юридический властный характер и является ОДНОСТОРОНИМ волеизявлением органа исполнит власти/его должностного лица и является императивным (содержащиеся в нем предписания подлежат обязательному исполнению адресатом)
- Этот акт подзаконен, т.е. издается на основании и во исполнение Конситуции РФ и действующих законом, и не может им противоречить
- служит юр фактом/предпосылка к возникновению юр факта, порождающих…
Он является разновидностью служебных документов, характеризуется особой процедурой принятия, включающего опр…
Обеспечении мерами гос принуждения и может быть обжалован в суд
НПА –
Индивидуально-правовой акт – решение органа/должностного лица по конкретному вопросу, время действия – исполнение требования в акте. Разновидности:
1)правоохранительные и юридсдикционные решения по адм спорам, в частностни публичным спорам между гражданином и органом публичной гос или муниципальной власти, которые регулруются в соответствии с КАС, а также юрисдикционные решения по .. по форме различаются:
-письменные (разновидность служебных документов с грифом для служебного пользования)
-устные (для непосредственного
-конклюдентные (внешнее выражение в жестах, мимике сотрудников ГИБДД, регулирующих дорожное движение, а также в световых и звуковых сигналах и знаках)
По порядку принятия:
- коллегиальные (принимаются на заседаниях простым или квалифицированным большинством голосов от общего числа членов коллегиального органа либо от числа присутствующих на заседании)
- единоличные (акты руководителей органа, которые придают властный и императивный характер мнению группы лиц, которые готовили, согласовывали и визировали и предварительно обсуждали проект – приказы министра. При этом в министерстве есть коллегии министерств)
Адм договор – одна из правовых форм взаимодействия субъектов АП, в которых проявляется властная воля органа/должностного лица исполнит власти.
АД – заключенное в публичных целях на основе развития закона письменное соглашение органа исполнит власти с другими субъектами управленческих отношений, связанных с исполнением закона. В отличие от гражданско-правового имеет своей целью достижение общественно-значимых публичных результатов. Стороны не равны в правах и обязанностях, так как основным элементов содержания явл не общественные отношения , а публичный интерес. Он не обеспечен судебной защитой с применением имущкственных санкций, а его нормативная основа – АП.
Разновидности:
1)соглашение и разграничение полномочий между РФ и ее субъектами/делегирование по ст. 78 Конституции
2) служебные контракты о прохождении гос гражданской, военной и связанной с правоохранительной деятельности
3)инвестиционные
4) концессионные соглашения
Не является аналогом трудового договора, явл правовой формой организации осуществления задач и функций…
Адм принуждение
Признаки:
1) Внесудебный порядок их применения уполномоченным органом или должностным лицом исполнительной власти
2) Их применение возможно не всеми органами и должностными лицами, а лишь теми, кто наделен этим специальным правом (сотрудники полиции по фз «о полиции»)
3) Регулирются адм-прав нормами, закрепляющие виды мер принуждения, основания и порядок их применения
4) Применяются в связи с антиобщественными деяниями (общественно-вредные), которые охраняются адм-правовыми средствами
Меры адм принуждения – меры гос. Принуждения, применяемые упалномоченными конкретным законом органами гос валсти и их должностными лицами в целях обеспечения должного поведения субъектов по исполнению требований из законов и правил, устанавливающих порядок их реализации.
3 вида: адм-предупредительные (меры принудтельного характера, применяются с целью предупреждения возможного правонарушения, предотвращение возможных последствий – стихии, чс, сохдание норм условий работы), адм-пресекательные, меры адм ответственности + меры обеспечения адм производства (Попов)
Предупредительные
Применяются в процессе односторонней реализации … фз «о полиции» ( сотрудник полиции вправе проверять документы, устанавливающие личность, осуществлять досмотр вещей и личный досмотр + закрытие отдельных участков госграницы РФ, прекращение движения транспорта при возникновении общественной опасности), фз «о нац гвардии» (ст.9 – требовать от граждан соблюдения общественного порядка, проверять документы, если есть угроза совершения противоправных деяний)
Адм-пресекательные
Назначения – прекращение противоправных действий и предотвращение их вредных последствий
Основание – виновное противоправное деяние
Могут применяться к лицам не достигщшим 16 лет, невминяемым, к лицам, обладающим иммунитетом, к военнослужащим, сотрудникам МВД и войск Нац гвардии при совершении ими правонарушения, за которые они могут нести дисцилинарную ответственность. Закреплены в фз «о полиции» (ст 14 – задержание, ст 15, 16, 20, 21, 23), фз «о нац гвардии» (ст 10, 11, 12, 13, 19, 20, 21, 22)
Включают в себя как правило:
1) Требование прекратить противоправные действия
2) Применение спец средств для пресечения массовых беспорядков
3) Принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями опасных для окружающих
4) Запрет эксплуатации транспорт.средств, техническое состояние которых не соответствуют определенным требованиям
Меры адм ответственности
Адм ответственность, которая по п. к ст. 72 Конституции относит …
Регулируется КоАП и принятыми в соответствии с ним законами субъекта об адм правонарушениях. В республиках и иных субъектах РФ приняты кодексы субъекта, например, кодекс г. Москвы от 21.11.2007 ФЗ №45 …
Понятие и признаки адм ответственности
АО явл юр.ответственности наряду с гражданско-правовой, уг и дисциплинарной, конституционно-правовой и т. д. Наступает за совершение адм правонарушения.
В КоАПе ст 2.1-2.10, ст 54 Конституции, однако содержание данного понятия отсутствуют, что породило необходимость разработки …
АО – вид юр ответственности, которая выражается в назначении уполномоченным гос органом или его должностным лицом адм наказания к лицу физ или юр, совершившему адм правонарушение.
Как разновидность юр ответственности, она обладает ряд специфических качеств:
1. Назначается за противоправное виновное деяние физ и юр лица, за которое КоАПом РФ или законами субъектов об адм правонарушениях она установлена
2. всегда есть следствие противоправного деяния физ и юр лиц
3. в возникающих правоотношениях участвствуют субъекты публичной сферы, отстаивающие общегосударственный интерес (судьи, органы исполнит власти и их должностные лица, наделенные полномочиями)
4. наступает преимущественно вследствие нарушения общегосударственных
5. устанавливается только КоАПом РФ и законами субъектов, что исключает наличие подзаконных актов в качестве источников адм ответственности
6. субъекты – физ и юр лица
7. применение адм наказание не влечет судимости, увольнения с работы и исключения из вуза, за исключением применения дисквалификации
АО базируется на ряде принципов, перечень которых в ст. 1.4-1.8
Адм правонарушение
Понятие и особенности адм-правовых норм
Сущность и соц. значение АП проявляется при анализе правовых норм, составляющих содержание данной отрасли.
Адм-прав. Норме присущи все свойства правовой нормы, и представляют собой установленные и охраняемые от нарушения общеобязательные правила поведения, определяющие и закрепляющие права и обязанности участников регулируемых общественных отношений.
Особенности обще. Отношений и предназначения норм той или иной отрасли обусловливают специфику их прав.норм. Адм-прав.норма учитывает особенности регулируемых общественных отношений, и представляет собой установлимое государством правило поведения, целью которого является реуглирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования исполнительной власти.
Назначение АП норма проявляется в след:
1) Имеет своей целью обеспечить должную организацию И деятельность как все системы исполнительной власти так и ее отдельных звеней, а также их рациональное взаимодействие
2) АПН определяет тот или иной вариант должного поведения всех лиц и организаций, действующих в сфере интересов исполнительной власти и выполняющих тот или иной объем её функции (Правительство РФ и правительство субъекта РФ),или тех лиц и организаций, которые своими действиями/бездействиями затрагивают сферу этих интересов (граждане, реализующие свои конституционные права в той или иной сфере)
3) Устанавливают, когда и при соблюдении каких условий действия, совершаемые органами исполнительной власти и их должностными лицами, а также гражданами и организациями, соответствуют требования закона (ст. 15 ч 2 Конституции)
4) В них указывается, какие действия можно совершать, то есть дозволения (право на защиту в суд.порядке/вне суд.порядке), от каких следует воздержаться. То есть запреты, а какие совершать необходимо, то есть предписания
5) Направлены на обеспечение выполнения исполнит.власти своего конституционного предназначения (ст.10 Конституции), а именно практического исполнения Конституции и законов, поэтому значительная часть АПН носит императивный характер, поскольку в них выражается воля государства, оформленная в виде закона, отсюда АПН является юр.формой применение, то есть исполнения действующего законодательства в сфере практической реализации исполнительной власти. И в этой связи имеет ряд особенностей:
Многие нормы АП содержатся не только в Конституции и законах, но и в НПА органов исполнит.власти, осуществляющих АДМИНИСТРАТИВНОЕ НОРМАТВОРЧЕСТВО. Это принципиально отличает АПН от норм других отраслей права, устанавливаемых только законами. Это означает, что за конкретными органами власти …
Наделение органов исполнит.власти таким правом объясняется тем, что как правило нормы закона не имеют прямого действия и представляют общие правила поведения…
Нормы АП предают законодательным нормам характер прямого действия, детализирует и конкретизирует их применительно к конкретным обстоятельствам (ст.114 Конституции относит к компетенции Правительства РФ управление фед.собственностью, что предполагает принятие Правительством, как высшим органов исполнительной власти нормативных постановлений (ст. 115 К) определяющих порядок образования и адм.-прав.статус федерал.предприятий и учреждений).
При этом действующим законодательством установлено, что НПА органов исполнит.власти подзаконны, то есть издаются на основе и во исполнения законов и не могут им противоречить (ст. 115 Конституции). Отсюда следует, что существует определенная иерархия норм АП:
-закрепленные в Конституции
-нормы, содержащихся в ФЗ
- нормы в указах Президента РФ (ст.90 Конституции)
-нормы, устанавливаемые органами исполнит.валсти РФ и ее субъетов
Отличительной особенностью АПН по сравнению с другими отраслями то, что они обладают собственными средствами защиты от посягательств на них (меры адм.ответственности, которые выражаются в применениях уполномоченными гос.органами и их должностными лицами адм.наказаний к физ и юр лицам, совершим виновное адм.правонарушение в той или иной сфере. При этом эти меры применяются как во внесудебном порядке (адм.), так и в судебном. Нормы АП во многих случаях регулируют общ.отношения, входящие в предмет других отраслей права.)
Например, порядок управления гос. Собственностью регулируются нормами АП, равно как этими же нормами регулируется порядок регистрации юр лиц и внесение в единый гос.реестр юр лиц; порядок выдачи лицензии на ведение предпринимательской деятельности; порядок банкротства.
Нормами АП осуществляется и защита норм гражданского предпринимательского права от нарушения (гл. 7 КОАП, гл. 14, 15). Следовательно, АПН регулируют порядок реализации норм других отраслей права, что соответствует задаче…
Структура АПН
Имеет классическую структуру правовой нормы и состоит из 3 элементов:
1. Гипотеза (условие, которое выражается в юридических фактах)
2. Диспозиция (само правило поведения, проявляет себя в юр.фактах, которые бывают 2 видов: действия/бездействия как правомерные, так и не правомерные; как обстоятельства, независящие от человека)
3. Санкции (предусматривает ту или иную меру адм. или дисциплинарной ответственности ЛИБО ту или иную меру адм.предупреждения – поверка документов, удостоверяющих личность, досмотр багажа, досмотр вещей. ИЛИ мер адм.пресечения – запрещение эксплуатации транспортного средства)
Гипотеза прямо не выражается, но ее наличие предполагается в качестве условия деятельности того или иного органа.
Д. само правило поведение – обязывание, запрет, дозволение.
Виды АПН
Различны по своим направленностям и юр содержанию АПН могут быть классифицируемы по различным основаниям. Наиболее распространенным является
1)по способу реализации предписания:
-материальные (юридически закрепляют права и обязанность + ответственность участников, т.е. субъектов регулируемых общ.отношений, тем самым определяя их адм-правовой статус à адм. правосубъективность. Называют статическими (гл. 2 Конституции), определяющий статус гражданина РФ, иностранца или лица без гражданства)
-процессуальные (определяют порядок реализации участниками закрепленных за ними норм материального права, их прав и обязанностей. Нормы, регулирующие порядок подачи жалоб, заявлений и предложений граждан / порядок поступления на гос.службу / порядок гос.регистрации юр.лиц / порядок лицензирования отдельных видов деятельности)
2)по конкретному юр.содержанию:
- обязывающие (властные предписания на обязательное совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. При приеме на гос.службу руководитель обязан издать письменный приказ о поступлении данного лица на службу / любая коммерческая структура обязана пройти гос.регистрацию в органах ФНС)
- запрещающие (предусматривают запрет на совершение тех или иных действия в условиях, определяемой данной нормой. Общий (запрет должностным лицам уклоняться от их обязанностей по должности) или специальный (запрет сотрудникам полиции на применения спец.средств и огнестрельного оружия в отношении женщин, видимые признаками инвалидности и малолетних, за исключения оказания ими вооруженного сопротивления либо совершения ими группового нападения) характер
- управомочивающие или дозволительные
Такие адм-прав.предписания, которые предусматривают возможность действовать по своему усмотрению в пределах установленных норма… Прямые обязывания или запреты отсутствуют (обжалование оценки вышеподчиненным).
Источники адм-прав.норм
(АП)
Источники – внешняя форма выражения АПН, то есть НПА, содержащие АПН, с учетом юр.силы разнообразных НПА (законы и подзаконные акты) могут быть условно сгруппированы следующим образом:
1) НПА РФ:
- нормы в Конституции РФ, имеющие прямую адм-прав.направленность. Например, нормы, вводящие понятие исполнительной гос.власти (ст.10); нормы, тезисно раскрывающие систему гос.власти (ст.11); основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст.77,78,110-117); разграничение предмета ведения и полномочия между фед.органами гос. власти субъектов РФ (ст.71)+ст.73; закрепляющие правовые свободы (ст.24,25,27,30-35)
- ФКЗ и ФЗ, также постановления отдельных палат ФС РФ. Например, ФКЗ «О Правительстве РФ», ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе РФ», ФЗ от 06.10.96(?) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов гос.власти субъектов РФ» (упоминание в ст.77 Конституции) à см. Конституцию и Устав субъекта
- Постановление Правительства. Например, Постановление ГД «Об утверждении основных направлений денежно-кредитной политики 2015, 16, 17 годы» (см. ст.174 Регламента Гос.Думы)
- Фед. Акты: Кодексы (КоАП от 30.12.2001, вступил в силу с 01.07.2002; Кодекс Адм. судопроизводства от 08.03.2015; Налоговый, Бюджетный, Земельный и Водный Кодексы), указы Президента (правовая силу урегулирования ст. 90 Конституции) + Указ Президента от 09.03.2004 «О системе и структуре фед.органов исполнительной власти» ( федеральные агентства+ фед.службы+фед.министерства), Указ Президента от 05.04.2016 № 157 «Вопросы фед.службы войск национальной гвардии РФ»; Постановление Правительства РФ, правовая природа которых (ст.115 Конституции), в числе которых постановления от 28.07.2005 «Об утверждении типовых регламентов внутренней организации фед.органов исполнительной власти»; Постановление Конституционного Суда 1998 года, которое ввело понятие «публичная власть», в том числе таких видов государственной и муниципальной
- НПА субъектов РФ, в числе которых Конституции и Уставы субъектов, содержащие отдельные главы и статьи об организации и системе исполнительной гос.власти субъектов, включая органы гос.власти общей компетенции (Правительство субъекта), отраслевых (департамент образования) и межотраслевых органов исполнительной власти; законы субъектов (Закон г. Москвы «О государственной гражданской службы г.Москвы» или аналогичные законы для МО и Спб, также Закон г. Москвы от 21.11.2007 «Об утвержеднии Кодекса об адм.правонарушениях г. Москвы»); Указы и постановления высших должностных лиц субъектов, т.е. глав (Распоряжение мэра города Москвы «О правилах пользования московским Метрополитеном»)
2) НПА представительных и исполнительных органов местного самоуправления, в случае наделения их ФЗ отдельными гос.полномочиями (ст. 132 Конституции).
3) Согласно ст. 15 Конституции в правовую систему РФ входят международные и межгосудаственноые договоры и соглашения, содержащие в том числе АПН (см .например Договор о создании Евразийского экономического сообщества от 29.05.2014 – товары свободно перемещаются, никаких таможенных пошлин, Договор о создании БРИКС от 15.06.2006)
Дата: 2019-07-24, просмотров: 196.