Порядок рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

     Обратиться в арбитражный суд с заявлени­ем о признании должника банкротом вправе сам должник, конкурсные кредиторы (т. е. кредиторы по обязательствам, учитывае­мым при установлении признаков неплате­жеспособности), налоговые и иные уполно­моченные органы.

     Должник вправе обратиться с заявлением о банкротстве при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии исполнить свои денежные обязатель­ства или обязанности по уплате обязательных платежей в установ­ленный срок. Заинтересованность должника в возбуждении дела о несостоятельности связана с тем, что в результате процедуры банкротства он либо восстановит свою платежеспособность, ли­бо, хотя и лишится имущества, которое пойдет на удовлетворение требований его кредиторов, и, более того, прекратит свою пред­принимательскую деятельность (а должник - юридическое лицо само свое существование), однако «очистится» от всех долгов, в том числе тех, на погашение которых имущества у него не хватит (все долги по окончании процедуры банкротства, как правило, по­гашаются).

     Но иногда на должника возлагается обязанность обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве. Это, в частности, случаи, когда:

     • удовлетворение требований одного кредитора или несколь­ких кредиторов      приводит к невозможности исполнения де­нежных обязательств должника в      полном объеме перед дру­гими кредиторами;

     • органом управления должника - юридического лица принято решение об      обращении в арбитражный суд с заявлением о банкротстве;

     • обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или      сделает невозможной хозяйственную дея­тельность должника;

     • при проведении ликвидации должника - юридического лица установлена      невозможность удовлетворения всех требова­ний кредиторов в полном объеме.      Обязанность обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве лежит      в данном случае на ликвидационной комиссии (ликвидаторе), а если она еще      не создана - на руководителе организации-должника.

     За невыполнение этой обязанности руководитель организа­ции-должника, члены ликвидационной комиссии или ликвидатор несут субсидиарную ответственность перед кредиторами долж­ника по его обязательствам, возникшим после того, как заявление должно было быть подано. Это означает, что кредиторы, требова­ния которых остались неудовлетворенными полностью или час­тично за счет имущества самой организации-должника, вправе удовлетворить их за счет указанных лиц.

     Заявление о банкротстве может быть подано в арбитраж­ный суд как одним кредитором, так и несколькими. Однако суд принимает указанное заявление и возбуждает дело о банкротстве лишь в том случае, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 000 руб., а к долж­нику-гражданину - не менее 10 000 руб. (при наличии указанных выше признаков банкротства). Задолженность на меньшую сумму, несмотря на неплатежеспособность должника, не является осно­ванием для возбуждения дела о банкротстве.

     Приняв заявление о банкротстве, арбитражный суд назна­чает судебное заседание по проверке обоснованности требова­ний заявителя к должнику, по результатам которого, в случае признания этих требований обоснованными и соответствующими названным выше формальным условиям подачи заявления о бан­кротстве, вводит процедуру наблюдения. Если же в ходе заседа­ния выяснится, что требования заявителя не обоснованны (т. е. должник не является, собственно, должником в отношении дан­ного заявителя), либо их размер недостаточен для возбуждения дела о банкротстве, либо отсутствуют признаки банкротства, ли­бо, наконец, на дату заседания арбитражного суда требования за­явителя уже удовлетворены должником, суд отказывает во введе­нии наблюдения, а дело прекращается или продолжается в зави­симости от того, есть ли иные заявители, предъявляющие требо­вания к тому же должнику.

     В том случае, если с заявлением о банкротстве обращается сам должник, то наблюдение вводится непосредственно с даты принятия арбитражным судом заявления к производству.

     Дела о банкротстве подлежат рассмотрению арбитражными судами в сроки, не превышающие семи месяцев с даты поступле­ния в суд соответствующих заявлений.

     Рассмотрев дело о банкротстве, арбитражный суд может принять один из следующих актов:

     1) решение об отказе б признании должника банкротом. Такое решение принимается:

     • при отсутствии признаков банкротства;

     • в иных случаях, предусмотренных законом;

     2) решение о признании должника банкротом и об открытки конкурсного производства. Данное решение принимается в слу­чаях установления судом признаков банкротства должника при обоснованности и достаточности требований кредиторов и отсут­ствии оснований для введения процедур финансового оздоровле­ния или внешнего управления (см. об этом ниже);

     3) определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления. Установление арбитражным судом признаков банкротства должника еще не означает, что последнего обяза­тельно нужно признавать банкротом. Если имеется возможность восстановить платежеспособность должника, то объявление его банкротом с последующей ликвидацией может отрицательно ска­заться не только на интересах должника и его кредиторов (часть из них по результатам конкурсного производства не сможет пол­ностью удовлетворить свои требования), но и на интересах обще­ства (например, при ликвидации крупных, особенно градообразу­ющих предприятий, снабжающих население жизненно необходи­мыми товарами, работами или услугами и предоставляющих рабочие места). В этом случае целесообразнее попытаться вос­становить платежеспособность должника, вследствие чего он про­должил бы свою деятельность, требования всех кредиторов были бы полностью удовлетворены и не пострадали бы общественные интересы. Этой цели и служат процедуры финансового оздоров­ления и внешнего управления. Однако в силу самого своего харак­тера и назначения они не могут быть применены к индивидуальному предпринимателю, а также к должнику-юридическому лицу, ко­торый уже находится в процессе ликвидации;

     4) определение о прекращении производства по делу о бан­кротстве. Такое определение выносится:

     • в случае восстановления платежеспособности должника в ходе      финансового оздоровления или внешнего управления;

     • в случае удовлетворения всех требований кредиторов в ходе любой      процедуры     банкротства;

     • если заключено мировое соглашение1;

     • В иных случаях, предусмотренных законом.

     Принятию арбитражным судом перечисленных актов в боль­шинстве случаев обязательно предшествует процедура наблюдения.

 

Наблюдение.

     Как уже отмечалось, процедура наблюдения вводится после установления арбитраж­ным судом обоснованности требований за­явителя к должнику или, если заявителем является сам должник, непосредственно с момента принятия судом заявления о призна­нии должника банкротом. Введение наблюдения влечет важные для кредиторов и должника правовые последствия. С этого мо­мента требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым на­ступил на дату введения наблюдения, уже не могут быть предъяв­лены к должнику в индивидуальном порядке. Теперь эти требова­ния могут быть предъявлены только в рамках производства по делу о банкротстве с соблюдением порядка, установленного Фе­деральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». С это­го же момента запрещается выплата дивидендов и иных платежей по акциям и облигациям должника; приостанавливается производ­ство по другим делам, связанным со взысканием с должника денежных средств; приостанавливается исполнение исполнитель­ных документов по взысканиям на имущество должника и др. Одновременно с введением наблюдения в отношении должника-гражданина арбитражный суд налагает арест на его имущество, за исключением имущества, на которое по закону не может быть обращено взыскание (см. ст. 446 ГПК РФ).

     Процедура наблюдения преследует следующие цели:

     а) обеспечение сохранности имущества должника до вынесения арбитражным судом решения по существу дела;

     б) проведение анализа финансового состояния должника;

     в) составление реестра требований кредиторов;

     г) проведение первого собрания кредиторов.

      Выполнение указанных задач возлагается на временного управляющего, назначаемого арбитражным судом. При этом ру­ководитель организации-должника не отстраняется от должности; не прекращаются полномочия и иных органов (в частности, общего собрания участников). Однако для реализации первой из назван­ных целей их полномочия существенно ограничиваются. Эти ограничения состоят в следующем.

     Во-первых, совершение органами организации-должника (и в первую очередь ее руководителем) ряда сделок от ее имени допускается только с согласия временного управляющего. Это сделки, связанные с отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 % балансовой стоимости всех активов должника на дату введения наблюдения, связанные с приобретением для должника подобного имущества, а также не­которые другие сделки независимо от их суммы (получение и выда­ча займов и кредитов, выдача поручительств и гарантий и др.).

     Во-вторых, органы управления должника не вправе прини­мать решения:

     • о реорганизации и ликвидации должника;

     • о создании юридических лиц или об участии в иных юриди­ческих лицах;

     • о создании филиалов и представительств;

     • о выплате дивидендов участникам;

     • по некоторым иным вопросам.

     Вторая задача процедуры наблюдения, выполнение которой также возлагается на временного управляющего, - анализ финан­сового состояния должника. Такой анализ необходим для того, чтобы определить, какова стоимость имущества должника, име­ются ли в действительности признаки банкротства и существует ли реальная возможность восстановления его платежеспособности. С этой целью временный управляющий публикует сообщение в печати и уведомляет всех выявленных им конкурсных кредито­ров о введении процедуры наблюдения. Последние вправе заяв­лять свои требования к должнику, которые при их обоснованности включаются в реестр требований кредиторов. Анализ финансового состояния должника предполагает, помимо установления требо­ваний кредиторов, выявление лиц, имеющих перед должником обязанности (долги), а также определение состава и стоимости имущества должника.

     После проведения анализа финансового состояния должни­ка временный управляющий созывает первое собрание кредито­ров, которое, основываясь на данных этого анализа, принимает, при условии установления признаков банкротства, одно из следу­ющих решений:

     1) о введении финансового оздоровления и обращении в ар­битражный суд с соответствующим ходатайством;

     2) о введении внешнего управления и обращении в арбит­ражный суд с соответствующим ходатайством;

     3) об обращении в арбитражный суд с ходатайством о при­знании должника банкротом и открытии конкурсного производства;

     4) о заключении мирового соглашения.

     На основании решения первого собрания кредиторов арбит­ражный суд соответственно выносит определение о введении фи­нансового оздоровления или внешнего управления, либо принима­ет решение о признании должника банкротом и об открытии кон­курсного производства, либо утверждает мировое соглашение. Од­нако если от собрания кредиторов поступило ходатайство о введении внешнего управления или о признании должника бан­кротом, а между тем имеется ходатайство учредителей организа­ции-должника или третьих лиц о введении финансового оздоровле­ния и предоставлена банковская гарантия в обеспечение исполне­ния обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, арбитражный суд может ввести процедуру финан­сового оздоровления и вопреки ходатайству совета кредиторов.

     С момента принятия арбитражным судом любого из названных актов наблюдение прекращается. За ним могут последовать проце­дуры финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсно­го производства, а также заключение мирового соглашения.

 

Финансовоеоздоровление.

Цель финансового оздоровления - восста новление платежеспособности должника-  юридического лица и погашение его задол­женности перед кредиторами в соответствии с утвержденным арбитражным судом графиком. В процессе финансового оздоровления организация-должник, как и прежде, хотя и с некоторыми ограничениями, продолжает самостоятель­ную хозяйственную деятельность, рассчитываясь по мере ее осу­ществления с кредиторами согласно графику погашения задол­женности. Введение данной процедуры - это по сути предоставле­ние должнику последней возможности самостоятельно, но под контролем кредиторов, арбитражного управляющего и суда вос­становить свою платежеспособность и погасить долги.

     Финансовое оздоровление может вводиться по ходатайству самого должника, его учредителей или третьих лиц, адресованному собранию кредиторов, а в некоторых случаях непосредственно суду, при условии предоставления учредителями должника или третьими лицами обеспечения исполнения должником своих обя­зательств в соответствии с графиком погашения задолженности. В качестве такого обеспечения могут быть использованы любые способы обеспечения исполнения обязательств (в частности, залог, банковская гарантия, поручительство), за исключением удержания, задатка и неустойки. При этом предметом обеспече­ния не может выступать имущество, принадлежащее должнику на праве собственности или хозяйственного ведения, поскольку оно уже и так является обеспечением обязательств должника; кредиторы же при введении процедуры финансового оздоровле­ния нуждаются в дополнительных гарантиях.

     Вводя финансовое оздоровление, арбитражный суд утверж­дает административного управляющего, график погашения за­долженности и устанавливает срок финансового оздоровления, который не может превышать двух лет. Введение процедуры фи­нансового оздоровления влечет правовые последствия, сходные с теми, что наступают с введением наблюдения (см. выше). Кроме того, отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, не начисляются неустойки, проценты и иные финан­совые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязанностей по внесению обязатель­ных платежей, возникших до даты введения финансового оздоров­ления. Для компенсации связанных с этим потерь кредиторов и государства на суммы требований начисляются проценты по ставке рефинансирования Центрального банка РФ, которые, как правило, гораздо ниже суммы иных санкций, взыскиваемых в со­ответствии с законом или договором за неисполнение или ненад­лежащее исполнение обязательств.

     Процедура финансового оздоровления осуществляется в соответствии с планом финансового оздоровления, подготовлен­ным учредителями (участниками) должника и утвержденным со­бранием кредиторов. В указанном плане предусматриваются спо­собы получения должником средств, необходимых для удовлетво­рения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности. Если должник в срок, назначенный для финансо­вого оздоровления, удовлетворит все требования кредиторов, пре­дусмотренные графиком погашения задолженности, арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве. В противном случае суд по ходатайству собрания кредиторов вводит внешнее управление или принимает решение о признании должника бан­кротом и открытии конкурсного производства. Такие же послед­ствия наступают в случаях непредставления суду в установлен­ный срок соглашения об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности либо неод­нократного или существенного (на срок более чем 15 дней) нару­шения в ходе финансового оздоровления сроков удовлетворения требований кредиторов.

 

Внешнее управление.

     Внешнее управление может вводиться непосредственно по окончании наблюдения, минуя процедуру финансового оздоровления (если для проведения последней нет достаточных оснований), а может и следовать за ней (если должник так и не восстановил свою платежеспособность). Необходимое условие перехода к данной процедуре в обоих случаях - сохранение реальной возможности восстановления платежеспособности должника - юридического лица. В процессе внешнего управления, в отличие от финансового оздоровления, не допускается удовлетворение требований креди­торов. Все расчеты с ними производятся только по окончании про­цедуры внешнего управления, независимо от ее результатов (т. е. от того, будет восстановлена платежеспособность должника или нет). Таким образом, единственная цель внешнего управления -восстановление платежеспособности должника.

     На период осуществления этой процедуры, которая может вводиться на срок до восемнадцати месяцев (причем совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет), полномочия всех органов по управлению должником переходят к внешнему управляющему, назначаемому арбитражным судом. Руководитель должника отстраняется от выполнения своих обязанностей, и все его функции осуществляет внешний управляющий. Однако некоторые сделки по распоряже­нию имуществом должника внешний управляющий вправе заклю­чать только с согласия собрания (комитета) кредиторов. К ним, в частности, относятся крупные сделки, т. е. сделки, связанные с отчуждением имущества должника, балансовая стоимость кото­рого превышает 10 % балансовой стоимости активов должника, или приобретением для последнего подобного имущества.

     Другие органы должника (общее собрание участников, со­вет директоров и т. п.) частично сохраняют свою компетенцию, в основном в части принятия мер, способствующих восстановле­нию платежеспособности должника (например, вправе прини­мать решения об увеличении его уставного капитала).

     Другим важным последствием введения внешнего управле­ния и одним из необходимых условий восстановления платежеспо­собности должника является, как уже отмечалось, мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Мораторий означает приостановление исполнения должником гражданско-правовых денежных обязательств, а также обязанностей по уплате налогов и иных обязательных платежей, срок исполнения которых насту­пил до введения внешнего управления. Кроме того, в этот период, так же как и при финансовом оздоровлении, вместо штрафов, пеней и иных санкций по указанным обязательствам на «замороженные» суммы задолженности начисляются проценты по ставке рефи­нансирования Центрального банка РФ.

     Мораторий не распространяется, однако, на так называе­мые привилегированные требования, к которым относятся:

     • требования о взыскании задолженности по заработной плате;

     • требования о выплате вознаграждений по авторским дого­ворам;

     • требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здо­ровью;

     • требования о возмещении морального вреда.

     Эти требования удовлетворяются должником и в процессе внешнего управления.

     Меры по восстановлению платежеспособности должника осуществляются внешним управляющим на основе плана внешнего управления, одобренного собранием кредиторов. Мерами по восстановлению платежеспособности могут быть:

     • перепрофилирование производства;

     • закрытие нерентабельных производств;

     • взыскание дебиторской задолженности (т. е. истребование долгов,      причитающихся организации-должнику от других лиц);

     • продажа части имущества должника;

     • продажа предприятия (бизнеса) должника;

     • иные меры.

     По итогам внешнего управления внешний управляющий представляет собранию кредиторов отчет, рассмотрев который, собрание кредиторов вправе принять одно из следующих решений:

     1) об обращении в арбитражный суд с ходатайством о пре­кращении внешнего управления в связи с восстановлением плате­жеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

     2) об обращении в арбитражный суд с ходатайством о пре­кращении производства по делу о банкротстве в связи с удовле­творением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;

     3) об обращении в арбитражный суд с ходатайством о при­знании должника банкротом и об открытии конкурсного произ­водства;

     4) о заключении мирового соглашения;

     5) об обращении в арбитражный суд с ходатайством о про­длении установленного срока внешнего управления (если отчет представлен внешним управляющим в связи с истечением указан­ного срока и при условии, что общий срок внешнего управления не будет превышать максимально допустимого).

     На основании решения собрания кредиторов арбитражный суд принимает соответствующий акт и внешнее управление пре­кращается (за исключением случая продления его срока). Если в ходе внешнего управления должник удовлетворил все требова­ния кредиторов или судом утверждено мировое соглашение, это влечет прекращение производства по делу о банкротстве в целом. Б иных случаях, если платежеспособность должника восстанов­лена, начинаются расчеты с кредиторами, общий срок которых не может превышать шести месяцев. После окончания расчетов с кредиторами суд утверждает отчет внешнего управляющего и прекращает производство по делу о банкротстве. Однако, если в установленный срок расчеты с кредиторами не произведены, суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Такое же решение принима­ется судом и в том случае, если в результате проведения внешне­го управления платежеспособность должника не восстановилась, и при этом между ним и кредиторами не заключено мировое соглашение, а также при отказе суда в утверждении отчета внешнего управляющего или непредставлении указанного отчета в течение месяца со дня окончания срока внешнего управления.

Конкурсное производство

     Конкурсное производство применяется к должнику (как юридическому лицу, так и гражданину), признанному банкротом, в цепях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. В делах о банкротстве должника - юридического лица этой проце­дуре могут предшествовать финансовое оздоровление и (или) внешнее управление. Если же они к должнику не применялись, а также при банкротстве должника-гражданина, конкурсное про­изводство следует непосредственно за наблюдением.

     Срок конкурсного производства составляет один год. Он может быть продлен арбитражным судом, но не более чем на шесть месяцев.

     Конкурсное производство открывается с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Открытие конкурсного производства имеет важные правовые по­следствия. Основные из них состоят в следующем:

     • срок исполнения всех денежных обязательств должника считается      наступившим (независимо от сроков, установлен­ных самими      обязательствами);

     • прекращается начисление штрафов, пеней, иных санкций по всем видам      задолженности должника (если их начисление не прекратилось на      предшествующих стадиях);

     • все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате      обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, некоторые иные      имущественные требования к долж­нику отныне могут быть предъявлены      только в рамках кон­курсного производства;

     • органы организации-должника отстраняются от выполне­ния практически      всех функций по управлению должником и распоряжению его имуществом,      если только такого от­странения не произошло ранее (в частности, если не      вводи­лась процедура внешнего управления).

     Для осуществления конкурсного производства в отношении должника -юридического лица арбитражный суд назначает кон­курсного управляющего, к которому переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия по рас­поряжению его имуществом. Задача конкурсного управляющего -аккумулировать имущество должника и сформировать конкурсную массу для последующей продажи этого имущества и расче­тов с кредиторами.

     При банкротстве гражданина продажа его имущества про­изводится, по общему правилу, судебным приставом-исполните­лем. Однако если есть необходимость постоянного управления недвижимым имуществом или ценным движимым имуществом гражданина-должника, то для указанных целей и последующей продажи этого имущества назначается конкурсный управляю­щий.

     Сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства публикуются конкурсным управляю­щим в особом официальном издании, а в отношении банкрота-гражданина - направляются судом всем известным кредиторам с указанием срока предъявления ими требований, который не мо­жет превышать двух месяцев.

     Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе последнего, со­ставляет конкурсную массу. Однако в конкурсную массу не включается имущество, изъятое из оборота, а также некоторые другие виды имущества. В конкурсную массу, формируемую при банкротстве гражданина, не включается имущество, на которое в соответствии с процессуальным законодательством РФ не мо­жет быть обращено взыскание (например, жилое помещение, не­обходимое для проживания должника и членов его семьи).

     Продажа имущества должника производится, как правило, на открытых торгах (аукционе) с целью получения за него макси­мально высокой цены. Затем из вырученных средств в порядке очередности удовлетворяются требования кредиторов. Здесь дей­ствует та же самая очередность, что и при ликвидации юридичес­кого лица в общем порядке. Сходная очередность применяется и при банкротстве индивидуального предпринимателя1. Однако независимо от того, идет ли речь о банкротстве юридического лица или гражданина, судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, а при бан­кротстве юридического лица - также его текущие коммунальные и эксплуатационные платежи и долги перед кредиторами, возник­шие в ходе рассмотрения дела о банкротстве, покрываются вне очереди.

     При расчетах с кредиторами действует общий принцип оче­редности: требования каждой очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди; при недостаточности денежных средств должника они распреде­ляются между кредиторами соответствующей очереди пропорцио­нально суммам подлежащих удовлетворению требований; требо­вания кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные кон­курсным управляющим, если кредитор не обращался в арбитраж­ный суд либо такие требования признаны судом необоснованными.

      Из общего правила о погашении всех требований после завершения конкурсного производства существует одно исключе­ние. При банкротстве гражданина в любом случае сохраняют си­лу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве требования кредиторов о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, требования о взыскании алимен­тов, а также иные требования личного характера, не погашенные в порядке конкурсного производства, либо погашенные частично, либо не заявленные в ходе процедур банкротства.

     По окончании расчетов с кредиторами арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, которое (в случае банкротства юридического лица) является ос­нованием для внесения в единый государственный реестр юриди­ческих лиц записи о ликвидации должника.

 

Мировое соглашение.

      Мировое соглашение - это соглашение должника и кредиторов, которое на основе их взаимных уступок прекращает дело о банкротстве.

     Заключая мировое соглашение, стороны приходят к прием­лемому для каждой из них в сложившейся ситуации компромисс­ному решению. Это означает, что спор между ними исчерпан, вследствие чего дальнейшее судебное разбирательство становится беспредметным. Мировое соглашение должно содержать поло­жения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме. Оно, в частности, может предусматривать:

     • отсрочку или рассрочку исполнения должником обязатель­ства;

     • уступку кредиторам прав требований должника к иным лицам;

     • исполнение обязательств должника третьими лицами;

     • скидку с долгов;

     • иные меры.

     Должник и кредиторы вправе заключить мировое соглаше­ние на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве. Со стороны кредиторов решение о заключении мирового соглашения прини­мается собранием кредиторов и подписывается его представите­лем, а со стороны должника, если им является юридическое лицо, - руководителем должника (лицом, исполняющим его обязанности), внешним управляющим или конкурсным управляющим - в зависи­мости от стадии, на которой заключается мировое соглашение. В мировом соглашении могут участвовать также третьи лица, ста­новящиеся субъектами предусмотренных мировым соглашением прав и обязанностей.

     Мировое соглашение вступает в силу со дня его утвержде­ния арбитражным судом. При заключении мирового соглашения в полной мере действует принцип свободы договора: содержание соглашения всецело определяется по усмотрению сторон (разу­меется, в рамках закона). Однако непременным условием утверж­дения арбитражным судом мирового соглашения является пога­шение должником задолженности перед кредиторами первой и второй очередей, т. е. по требованиям о возмещении вреда, при­чиненного жизни или здоровью граждан, о выплате выходных по­собий и оплате труда лиц, работающих у должника по трудовому договору, а также о выплате вознаграждений по авторским дого­ворам.

     Утверждение мирового соглашения влечет прекращение производства по делу о банкротстве, а если мировое соглашение заключено на стадии конкурсного производства, то принятое ар­битражным судом решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства не подлежит исполнению.

     С момента утверждения мирового соглашения должник (или третье лицо) приступает к погашению задолженности перед кредиторами. В случае неисполнения мирового соглашения кре­диторы вправе требовать его исполнения в судебном порядке, а при наличии необходимых условий - вновь возбудить дело о банк­ротстве должника (при этом объем требований кредиторов" определяется мировым соглашением).

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 224.