В понимании музыкального смысла ФГ и ЖК зон можно еще продвинуться на основе развитого в теории музыки учения о функциональной роли аккордов, которое утверждает: "...мажорный или минорный аккорд всегда может быть определен в качестве тоники, нижней или верхней доминанты и... никакая гармония не может иметь иных функций кроме этих трех" (Г. Риман [17]). Такая "трехликость" музыкальной гармонии впервые была выявлена (точнее: проявила себя) эмпирически в народных многоголосных песнях и лишь через несколько веков после этого была осознана музыкальной теорией [16]. Гармонический инстинкт, находивший выражение в народных песнях, требовал такого построения многоголосной музыки, чтобы устойчивые (тонические) созвучия были "окружены" сверху (доминанта) и внизу (субдоминанта) родственными неустойчивыми созвучиями, "тяготеющими" к тоническим. Только в этом случае получалось удовлетворительное на слух впечатление гармонического расчленения голосов, течения многоголосной песни ("уходы" к верхней и нижней доминантам) и ее завершения (возвращение к тонике).
Фундаментальная "трехликость" функций музыкальной гармонии находит свое объяснение в структуре ЦСБП. Если опустить пурпурную зону, как граничную зону особо неустойчивых режимов активности, то останется тройка основных зон. В этой тройке центральная З-зона (зона особо устойчивых режимов активности) окружена сверху и снизу: сверху - более высокочастотной ФГ-зоной, а снизу - более низкочастотной ЖК-зоной. Используя музыкальную терминологию, можно охарактеризовать эти зоны так: зеленая - зона тонических режимов, ФГ - зона доминантной неустойчивости, ЖК - зона субдоминантной неустойчивости. ЦСБП выявляет соответствие трех функций музыкальной гармонии и трех зон (вероятно, и трех функций) в организации нормальных биологических процессов (см., например: цветовосприятие, ЭЭГ, тремор - рис. 2).
Выше были выявлены как формальные, так и содержательные признаки соответствия организаций ЦСБП и музыкальной системы. Формальные признаки: а) цикличность структур; б) равенство длины циклов; в) границы циклов ЦСБП делят группу из 12 тонов октавы пополам: по 6 тонов одной октавы в каждом из смежных циклов ЦСБП. Содержательные признаки: а) характер положения тонов устойчивого диатонического строя соответствует характеру зон ЦСБП: в зоне устойчивых режимов - наличие двух тонов, в примерно равной по ширине зоне неустойчивых режимов - отсутствие тонов; б) особая слитность звучания октавы; в) возможность октавного переноса мелодий без искажений; г) "центрирование" элементов самой устойчивой ладотональности До мажор относительно зоны устойчивых режимов ЦСБП; д) различие эмоциональной окраски тональностей; е) признаки особой неустойчивости ладотональности фа-диез минор, тоника которой лежит в зоне неустойчивости ЦСБП; ж) соответствие трех функций музыкальной гармонии и трех зон ЦСБП.
Перечисленные признаки соответствия приводят к выводу: музыкальная система является отражением общего характера организации биологических процессов в организме и, по-существу, представляет собой вынесенный вовне фрагмент ЦСБП (циклы 37-44) или его модель.
Некоторые следствия
А. Музыка и бессознательное
В психофизиологическом плане найденное био-музыкальное соответствие естественно "вписывается" в теорию неосознаваемых форм психической деятельности [2] и, в частности, в теорию установки [19]. Это соответствие является конкретной иллюстрацией двух уровней переживаний, по Д. Н. Узнадзе: уровня неосознаваемых установок (здесь - фрагмент ЦСБП) и уровня объективации (здесь - музыкальная система). Музыкальная система выступает как постепенно реализовавшаяся в процессе исторического развития музыкальной культуры сложнейшая динамическая установка - ЦСБП.
Специфика этой установки в том, что она имеет многоуровневый характер организации и идет "изнутри" живой системы, отражая - в конечном итоге - ее собственную активность, связанную с сущностью жизни как особой формы целостного динамического состояния материи [5], [8], [11]. На основе этой глобальной первичной "биологической установки", отражающей специфику живого состояния, формируются более специализированные вторичные психологические установки, направляющие активность звуковоспроизводящей и звуковоспринимающей систем. Они и реализуются в звуках, в оценке и отборе музыкальных построений.
История становления музыки, народная музыка дают множество примеров того, как неосознаваемые биологические, а затем психологические феномены (установка, оценка, отбор) проявляются в условиях ясного сознания и влияют на осознаваемое поведение человека.
Все изложенное выше приводит к выводу: если еще нужны доказательства реальности бессознательного как одной из форм работы мозга, то само существование музыкальной системы и музыки как вида искусства является таким доказательством. Современная музыкальная система, в свете выявленного био-музыкального соответствия, есть своего рода объективированное бессознательное.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 252.