ТЕМА 7. РОССИЯ В 1 ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПЛАН СЕМИНАРА

1. Социально-экономическое развитие России в 1 половине xix века

2. Правление Александра I

3. Отечественная война 1812-1814 гг.

4. Внутренняя политика Николая I

5. Идейная борьба и общественное движение в России в 1 пол. xix века: декабристы, консерваторы, западники и славянофилы, радикалы

6. Крымская война 1853-1856 гг. и ее последствия для России

 

Заполнение таблиц

«Сравнительная характеристика конституционных проектов первой четверти XIXв.»

М.М.Сперанский «Введение к уложению государственных законов» «Государственная уставная грамота Российской империи» (составлена под рук. Н.Н. Новосильцева)
Основные положения: 1… Основные положения: 1…

Общие черты:

1…

 

«Либеральные общественно-политические течения первой половины XIXв.»

 

  Западники Славянофилы
Идеологи    
Основные идеи    

 

Проблемно-логические задания

1. Американский историк Ричард Уортман писал об Александре I«Александр всегда ощущал свою неспособность жить в согласии с тем образом человека, какого требовало звание Российского императора. Он называл себя ленивым, когда Лагарп представлял ему пространный список книг для чтения; оставляя Москву, он чувствовал себя грешным и слабым. На каждый такой случай он отвечал все более амбициозными замыслами преобразований себя и общества, ища новых оснований для сверхчеловеческого образа императора».

Согласны ли Вы с характеристикой Р. Уортмана? Обоснуйте свою позицию, опираясь на факты из истории Российской империи первой четверти XIX в.

2. Французский путешественник и литератор Астольф де Кюстин, посетивший Россию в 1839 г., писал: «Сколь ни необъятна эта империя, она ничто иное, как тюрьма, ключ от которой хранится у императора. И если что-либо может сравниться с горем подданных, то только печальное положение монарха. Жизнь тюремщика в моих глазах ничем не лучше жизни заключенного… Итак, все в России сосредоточено в особе монарха. Он задает тон всему, а придворные хором подхватывают припев. Русские придворные напоминают мне марионеток со слишком толстыми веревочками». Согласны ли Вы с такой характеристикой? Приведите факты из истории Российской империи первой половины XIX в., подтверждающие (опровергающие) данную точку зрения.

 

Анализ документа

М.М. Сперанский. Введение к уложению государственных законов (выдержки):

«I. Об общем разуме преобразования

Общий предмет преобразования состоит в том, чтобы правление, доселе самодержавное, постановить и учредить на не пременяемом законе.

Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет и составлять закон, и исполнять его.

Отсюда необходимость установлений, действующих в составлении закона и его исполнении.

Из троякого порядка государственных сил возникает троякий порядок сих установлений. Одно из них должно действовать в образовании закона, другое в исполнении, третье в части судной. Разум всех сих установлений может быть различен…

Два различные устройства с первого воззрения здесь представляются. Первое состоит в том, чтобы облечь правление самодержавное всеми, так сказать, внешними формами закона, оставив в существе его ту же силу и то же пространство самодержавия. Второе устройство состоит в том, чтобы не внешними только формами покрыть самодержавие, но ограничить его внутреннею и существенною силою установлений и учредить державную власть на законе не словами, но самым делом. В самом преддверии преобразования должно решительно избрать одно из сих двух устройств. Избрание сие определяет истинный его разум. Если будет избрано первое устройство, тогда все установления так должны быть соображены, чтобы они в мнении народном казались действующими, но никогда не действовали бы на самом деле…

Если, напротив, предпочтено будет второе устройство, тогда все сии установления расположены быть должны на следующих правилах:

1) Законодательное сословие должно быть так устроено, чтобы оно не могло совершать своих положений без державной власти, но чтобы мнения его были свободны и выражали бы собою мнение народное.

2) Сословие судебное должно быть так образовано, чтобы в бытии своем оно зависело от свободного выбора, и один только надзор форм судебных и охранение общей безопасности принадлежали правительству.

3) Власть исполнительная должна быть вся исключительно вверена правительству; но поелику власть сия распоряжениями своими под видом исполнения законов не только могла бы обезобразить их, но и совсем уничтожить, то и должно ее поставить в ответственности власти законодательной…

II. О разуме законов в державной власти

… Нет, кажется, сомнения, что предложение закона должно предоставить исключительно правительству… Быв окружена во всех своих важных деяниях государственным советом, коего бытие установляется не произволом ее, но коренным государственным законом, нет сомнения, что власть державная всегда будет иметь более способов предлагать законы с зрелостию, нежели каждый член законодательного сословия…

Есть однако же исключение, которое необходимо должно допустить в сем правиле.

1) Когда какою-либо мерою правительства явное сделано будет нарушение коренному государственному закону, как-то личной или политической свободе.

2) Когда правительство в установленное время не представит узаконенных отчетов.

В сих только двух случаях законодательное сословие может собственным своим движением, предварив однако же правительство, предложить дело на уважение и возбудить узаконенным порядком следствие против того министра, который подписал сию меру, и просить вместе с тем ее отмены…

Существо части исполнительной требует по всей необходимости единства…   Посему нет сомнения, что в России вся исполнительная часть должна принадлежать власти державной…

Власть судная в источнике своем не что другое есть, как власть исполнительная. Всякое дело, всякий спор, предмет суда составляющий, есть не что другое в существе своем, как жалоба на нарушение закона…

По сему понятию порядок судный, яко часть порядка исполнительного, принадлежит по существу своему власти державной, и для сего-то везде и у всех народов суд ее именем производится…

Положено, чтобы судьи избираемы были самими теми лицами, для коих суд устанавливается. Таким образом, власть судная по существу своему осталась в правах власти державной, но исполнение ее вверила она избранию тех самых лиц, кои могли бы приносить на нее жалобы. Сим учреждением сила ответственности слагается уже с власти исполнительной и переходит прямо на самих судей и первоначальных их вверителей…

Из сего следует, что действие власти державной в суде должно быть ограничено одним установлением власти, надзирающей и охраняющей судные образы…

Гражданская свобода имеет два главные вида: свобода личная и свобода вещественная.

Существо первой состоит в следующих двух положениях:

1) Без суда никто не может быть наказан;

2) Никто не обязан отправлять личную службу иначе, как по закону, а не по произволу другого.

Существо свободы второго рода, то есть вещественной, основано на следующих положениях:

1) Всякий может располагать своею собственностью по произволу сообразно общему закону; без суда никто собственности лишен быть не может;

2) Никто не обязан отправлять вещественной службы, ни платить податей и повинностей иначе, как по закону или по условию, а не по произволу другого…

Здесь открывается первое различие, которое должно по необходимости допустить в личном гражданском праве; никто недолжен быть его лишен, но не все могут иметь его в равном степени…

Основание свободы вещественной есть собственность. Закон, определяющий сию свободу, также должен иметь свои степени. Право собственности движимой и недвижимой, ноне населенной, должно принадлежать всем без различия; но собственность населенная предполагает такие отношения, к коим не все могут быть способны. Она предполагает управление и, следовательно, знание законов правительства, коего нельзя достигнуть без особенного к тому образования. Странно бы было допустить, чтобы помещичий крестьянин, разбогатев по случаю, купил деревню, населенную другими подобными крестьянами, и управлял бы ею по закону, тогда как власть его, воспитанием непредуготовленная, ни познания закона, ни морального к себе уважения приобресть не может…

Второй источник разделения состояний суть права политические. Выше было означено, что они состоят в участии в силах государственных: законодательной, судной и исполнительной…

Нет сомнения, что люди, имеющие собственность, все без различия должны быть допускаемы к участию в правах политических.

Но если вместе с ними допустить к сему участию и людей, собственности не имеющих, тогда голос и суждение сих последних по числу их, без сомнения, возьмет перевес, и, следовательно, все избирательные силы народа перейдут в руки тех самых, кои наименее в доброте сих выборов имеют участие и наименее способов к правильному их усмотрению.

Из сего происходит следующее разделение состояний:

1) дворянство;

2) люди среднего состояния;

3) народ рабочий.

… Народ рабочий имеет общие права гражданские, но не имеет прав политических…

Российская империя разделяется на области и губернии…

В каждом волостном городе или в главном волостном селении каждые три года из всех владельцев недвижимой собственности составляется собрание, под названием волостной думы…

Из депутатов волостных дум каждые три года в окружном городе составляется собрание, под именем думы окружной…

Из депутатов окружных дум составляется в губернском городе каждые три года собрание, под именем губернской думы…

Из депутатов, представленных от губернской думы, составляется законодательное сословие, под именем государственной думы. Государственная дума есть место равное сенату и министерству.

Государственная дума собирается по коренному закону и без всякого созыва ежегодно в сентябре месяце…

Сенат есть верховное судилище для всей империи…

Государственный Совет…

I. В порядке государственных установлений cовет представляет сословие, в коем все действия порядка законодательного, судного и исполнительного в главных их отношениях соединяются и чрез него восходят к державной власти и от нее изливаются.

II. Посему все законы, уставы и учреждения в первых их начертаниях предлагаются и рассматриваются в государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению в порядке законодательном, судном и исполнительном.

III. Никакой закон, устав и учреждение не исходит из совета и не может иметь своего совершения без утверждения державной власти.

IV. Совет составляется из особ, Высочайшею доверенностью в сословие сие призываемых…»

 

Государственная уставная грамота Российской империи Н.Н. Новосильцева (выдержки):

«Глава I. Предварительные распоряжения

Статья 1. Российское государство, со всеми владениями, присоединенными к нему, под каким бы наименованием то не было, разделяется, сообразно с расписанием у сего приложенным, на большие области, называемые наместничества.

Статья 2. Каждое наместничество заключает в себе определенное число губерний, по мере народонаселения, расстояния, обширности и смотря на нравы, обычаи и особенные или местные законы, жителей между собою сближающие…

Глава II. О правлении Российской империи

Отделение I. О государе или державной власти

Статья 9. Корона российско-императорского престола есть наследственная, она переходит по порядку, установленному в Бозе почивающим родителем нашим императором Павлом.

Статья 10. Основания державной власти и образ действия оной определяются сею Государственною уставною грамотою, жалуемою нам любезным нашим верноподданным на вечные времена.

Статья 11.Державная власть неразделима: она сосредоточивается в лице монарха.

Статья 12. Государь есть единственный источник всех в империи властей гражданских, политических, законодательных и военных.Он управляет исполнительною частию во всем ее пространстве. Каждое начальство исполнительное, управительное и судебное им одним постановляется.

Статья 13. Но законодательной власти государя содействует государственный сейм, о котором ниже упомянуто будет, на основании уставной грамоты и особенных учреждений…

Отделение II. О Государственном Совете

Статья 35. Государственный Совет, под председательством государя, состоит из министров, членов Государственного Совета, государственных докладчиков или статс-секретарей и из особ, коих угодно будет его императорскому величеству в него призвать.

Статья 36. Государственный Совет разделяется на общее собрание и на правительный совет или комитет министров…

Дела, ведению Государственного Совета подлежащие, за исключением тех, которые возложены на него по образованию, учрежденному 1809 года, суть следующие:

1. Рассматривать и составлять проекты законов или уставов и учреждений, относящихся до общего управления империи.

2. Разрешать споры, произойти могущие от присвоения какою-либо властию непринадлежащего себе ведомства или соткновения ведомств.

3. Определять предание суду, по предложению правительного совета или комитета министров, чиновников управления, по назначению его императорского величества определенных, за злоупотребления в отправлении их должностей и в случаях, подвергающих их ответственности, за исключением тех чиновников, коих предание суду предоставлено сенату или наместническим советам (ст.60).

4. Ежегодно рассматривать и поверять отчеты, поданные каждым главным начальством управления…

Отделение V. О губернском начальстве

Статья 63. Закон постановляет за неизменное и непоколебимое правило, чтобы управительная и судебная части были разделены, и действия оных, яко несовместные, ни в каком случае не сливались.

Глава IV. О народном представительстве

Отделение I. О государственной думе или сейме

Статья 99. Представительство народное образуется как выше сказано (ст.91).

Статья 100. Государственный сейм (государственная дума) разделяется на частные сеймы (думы) наместнических областей, созываемые каждые три года, и на общую государственную думу или сейм, созываемый каждые пять лет.

Статья 101. Законодательная власть заключается в особе государя при содействии двух палат государственного сейма (как сказано в статье 13).

Разряд 1. О частных думах или сеймах наместнических областей…

Статья 103. Сеймы наместнических областей рассматривают проекты общих законов во всех случаях, в которых государь заблагорассудит повелеть им оные сообщить чрез Государственный Совет…

Разряд 2. О общем государственном сейме

Статья 114. Общий государственный сейм составляется из государя и двух палат. Первую, под именем высшей палаты, образует сенатский департамент, присутствующий в одной из двух столиц, с совокуплением к нему, единственно на время сейма и по назначению государя, из других департаментов известного числа сенаторов, образовательным учреждением определенного. Вторая, под названием палаты земских послов, составляется, по назначению государя, из половинного числа послов и депутатов, в каждой наместнической области посольскою палатою из среды своей избранных.

Статья 115. Общий государственный сейм, по сообщении от имени государя чрез Государственный Совет, рассматривает все проекты законов гражданских, уголовных и по части управительной, коих действие распространяется на всю империю…

Статья 117. Проекты законов, составленные в Государственном Совете, взносятся на общий государственный сейм по повелению государя членами означенного совета».

Вопросы к документам:

1. Какие преобразования предусматривал проект М.М. Сперанского?

2. Какие преобразования предусматривались в проекте, составленном под руководством Н.Н. Новосильцева?

3. Сравните два проекта и отразите свои выводы в таблице.

Н.И. Пирогов «Вопросы жизни. Дневник старого врача» (выдержки: об обстановке в университетах до и после 1826 г.):

«Вот, в 1824–1825 годах, мне кажется, так и делалось. Тогда университетская молодежь, предоставленная самой себе, жила, гуляла, училась, бесилась по-своему. Не было ни попечителей, ни инспекторов в современном значении этих званий. Попечителя, князя Оболенского, видали мы только на акте, раз в год, и то издали; инспекторы тогдашние были те же профессора и адъюнкты, знавшие студенческий быт потому, что сами были прежде (иные и не так давно) студентами.

Экзаменов, курсовых и полукурсовых не было. Были переклички по спискам на лекциях и репетиции, у иных профессоров и довольно часто; но все это делалось так себе, для очищения совести. Никто не заботился о результатах. Между тем аудитории были битком набиты… Проказ было довольно, но чисто студенческих. Болтать, даже и в самых стенах университета, можно было вдоволь, о чем угодно, и вкривь, и вкось. Шпионов и наушников не водилось; университетской полиции не существовало; даже и педелей не было; я в первый раз с ними познакомился в Дерпте. Городская полиция не имела права распоряжаться с студентами, и провинившихся должна была доставлять в университет. Мундиров еще не существовало. О каких-нибудь демонстрациях никогда никто не слыхал. А надо заметить, что это было время тайных обществ и недовольства; все грызли зубы на Аракчеева; запрещенные цензурою вещи ходили по рукам, читались студентами с жадностью и во всеуслышание; чего-то смутно ожидали…

Студенческая жизнь в Московском университете до кончины императора Александра I была привольная… Несмотря на это, я не помню ничего особенно неприличного или резко выдававшегося в наружном виде студентов…

Но со вступлением на престол Николая I, после декабрьских дней, и мы почувствовали перемену в воздухе.

Слышим, что назначается новый попечитель, военный генерал Писарев; слышим, что новый государь, во время пребывания его в Москве, посетив почти инкогнито университет и университетский пансион, рассердился страшно, увидев имя Кюхельбекера, написанное золотыми буквами на доске в зале университетского пансиона; Антонский не догадался снять доску или стереть ненавистное имя бунтовщика, бывшего отличным учеником…

Мы слышали также, что государь, приехав на дрожках в университет и узнанный только сторожем, отставным гвардейским солдатом, пошел прямо в студенческие комнаты, велел при себе переворачивать тюфяки на студенческих кроватях и под одним тюфяком нашел тетрадь стихов Полежаева. Полежаев угодил в солдаты.

Вскоре после этого посещения были введены студенческие мундиры, для меня и, верно, для многих других, кое-как перебивавшихся, –новый расход…

Я убежден, однако же, что, не тяготей над нашими студентами с 1826года, целых 30 лет, систематический гнет попечительств, инспекторов и т.п., молодежь встретила бы веяния нового времени совсем иным образом… Довольно времени, чтобы, исковеркав legeartis молодую натуру и ожесточив нравы, перепортить и погубить многие сотни и тысячи душ».

Примечания: «педель» - младший служащий, приглядывающий за студентами;

legeartis (лат.) – по всем правилам искусства.

 

 



Дата: 2019-07-24, просмотров: 1009.