Формирование целей и задач обучения развития речи в различных видах речевой деятельности с учетом возрастных особенностей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Современные требования к занятиям по развитию речи.

2. Особенности занятий в разных возрастных группах (подробно о каждом возрасте).

3. Методы и приемы обучения родному языку на занятиях.

4. Выберете одно занятие по развитию речи в любой возрастной группе, выделите в нем методы и приемы. Мотивируйте их применение, найдите возможные варианты использования других методов и приемов.

5. Какие методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений по развитию речи вы бы могли дать?

6. «Педагогика сотрудничества». Что это такое? Основные представители? Какие идеи «педагогики сотрудничества» вы считаете важными для занятий по развитию речи? В чем вы видите преимущество «педагогики сотрудничества» для развития речи? В чем трудности? Как, по вашему мнению, следует ли развивать сотрудничество педагога с детьми?


 


Практическое занятие № 3

Развитие лексического строя речи дошкольников

 

1. Особенности развития словаря детей разных возрастных групп (по данной теме можно подготовить ряд докладов по возрастным группам).

2. Развитие словаря детей в процессе игровой, трудовой, изобразительной деятельности.

3. Словарная работа в процессе обучения отгадыванию и сочинению загадок.

4. Формирование у детей фразеологической лексики.

5. Работа над словом в процессе развития словесного творчества.

6. Овладение детьми эмоционально-оценочной лексикой.

7. Ассоциативный метод как средство выявления ориентировки детей на смысл слова.

8. Сформулируйте методические рекомендации воспитателям к обучению детей, учитывая особенности понимания детьми смысловой стороны слова.

9. Проанализируйте одно произведение детской литературы (С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка», русская народная сказка «Заяц-хвастун», Н. Носов «Заплатка»; М. Горький «Воробьишко»; В. Бианки «Лесные домишки») с точки зрения его соответствия возможностям и особенностям восприятия детей дошкольного возраста.


 


Максим Горький

Воробьишко

У воробьёв совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи – пичужки скучные и обо всём говорят, как в книжках написано, а молодежь – живёт своим умом.

Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в тёплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. Летать он ещё не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать – что такое божий мир и годится ли он для него?

– Что, что? – спрашивала его воробьиха-мама.

Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал:

– Чересчур черна, чересчур!

Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался:

– Чив ли я?

Мама-воробьиха одобряла его:

– Чив, чив!

А Пудик глотал букашек и думал: «Чем чванятся – червяка с ножками дали – чудо!»

И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.

– Чадо, чадо, – беспокоилась мать, – смотри – чебурахнешься!

– Чем, чем? – спрашивал Пудик.

– Да не чем, а упадёшь на землю, кошка – чик! и слопает! – объяснял отец, улетая на охоту.

Так всё и шло, а крылья расти не торопились.

Подул однажды ветер – Пудик спрашивает:

– Что, что?

– Ветер дунет на тебя – чирик! и сбросит на землю – кошке! – объяснила мать.

Это не понравилось Пудику, он и сказал:

– А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет…

Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил – он любил объяснять всё по-своему.

Идёт мимо бани мужик, машет руками.

– Чисто крылья ему оборвала кошка, – сказал Пудик, – одни косточки остались!

– Это человек, они все бескрылые! – сказала воробьиха.

– Почему?

– У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу?

– Зачем?

– Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек…

– Чушь! – сказал Пудик. – Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе!.. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.

Пудик не верил маме; он ещё не знал, что если маме не верить, это плохо кончится.

Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения:

Эх, бескрылый человек,

У тебя две ножки,

Хоть и очень ты велик,

Едят тебя мошки!

А я маленький совсем,

Зато сам мошек ем.

Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка – рыжая, зелёные глаза – тут как тут.

Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:

– Честь имею, имею честь…

А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у неё дыбом встали – страшная, храбрая, клюв раскрыла – в глаз кошке целит.

– Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети…

Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями – раз, раз и – на окне!

Тут и мама подлетела – без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и говорит:

– Что, что?

– Ну что ж! – сказал Пудик. – Всему сразу не научишься!

А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них – рыжая, зелёные глаза – исожалительно мяукает:

– Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка… мя-увы…

И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста…

 

Справочное бюро

Почему воробей желторотый?

В тексте воробей – недавно вылупившийся птенец, ведь потомство воробьёв вылетает из гнезда уже через десять дней. А у птенцов окрас отличается от раскраски взрослой особи, в том числе у птенцов клюв жёлтого цвета и темнеет с возрастом. Так же птенцы отличаются от взрослых птиц размерами, окраской и формой тела. Например, у молодых воробьёв тело более округлое, а перья ярче.

Бывают ли червяки с ножками?

Да, бывают, например конечности (то есть «ножки») морских кольчатых многощетинковых червей. Они родственники обычных дождевых червей, но гораздо крупнее – до полуметра. Но здесь имеется в виду гусеница, а она совсем не червяк. Гусеницы – личинки бабочек. У некоторых других насекомых, например у жуков, тоже бывают личинки, похожие на червяков.

А зачем деревья качаются?

Вернее спросить почему: деревья качаются под ветром, так как обладают запасом гибкости, что позволяет им не ломаться. А ветер, в свою очередь, возникает из-за движения воздуха. Тёплый воздух легче холодного, он поднимается вверх, там остывает и опускается вниз.

 

Неужели воробьиха может победить кошку?

Физически в одиночку – не может, но в данном случае воробьиха поступает согласно распространённому поведенческому стереотипу – набору передающихся из поколения в поколение поведенческих реакций. Когда у животного нет возможности убежать, оно пытается показаться противнику большим и тем самым напугать его. И очень часто хищник, не ожидающий такого отпора, пугается и отступает. А здесь воробьиха защищает своего детёныша, и поэтому особенно яростно пугает кошку.

 

Может ли воробей жить без хвоста?

Да, может, хотя и не сможет летать и удерживать равновесие. Ведь хвост у птиц – это руль и дополнительная опора в полёте. Без хвоста воробьихе будет сложно взлетать и лететь. Она сможет летать только с ветки на ветку, перепархивая. Держать равновесие тоже будет сложно, например, сидя на тонких ветках. Таким образом, выжить птице будет невероятно сложно.


Николай Носов

Заплатка

У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:

- Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!

Все ребята, конечно, завидовали. Ни у кого больше таких зеленых штанов не было.

Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить.

Мама рассердилась:

- Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?

- Я больше не буду! Зашей, мама!

- Сам зашей.

- Так я же ведь не умею!

- Сумел порвать, сумей и зашить.

- Ну, я так буду ходить, - проворчал Бобка и пошел во двор.

Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться.

- Какой же ты солдат, - говорят, - если у тебя штаны порваны?

А Бобка оправдывается:

- Я просил маму зашить, а она не хочет.

- Разве солдатам мамы штаны зашивают? - говорят ребята. - Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить и пуговицу пришить.

Бобке стало стыдно.

Пошел он домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зеленой материи. Из материи он вырезал заплатку величиной с огурец и начал пришивать ее к штанам.

Дело это было нелегкое. К тому же Бобка очень спешил и колол себе пальцы иголкой.

- Чего ты колешься? Ах ты, противная! - говорил Бобка иголке и старался схватить ее за самый кончик, так чтоб не уколоться.

Наконец заплатка была пришита. Она торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя вокруг сморщилась так, что одна штанина даже стала короче.

- Ну, куда же это годится? - ворчал Бобка, разглядывая штаны. - Еще хуже, чем было! Придется все наново переделывать.

Он взял ножик и отпорол заплатку. Потом расправил ее, опять приложил к штанам, хорошенько обвел вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать ее снова. Теперь он шил не спеша, аккуратно и все время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту.

Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда все сделал, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами.

Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор. Ребята окружили его.

- Вот молодец! - говорили они. - А заплатка, смотрите, карандашом обведена. Сразу видно, что сам пришивал.

А Бобка вертелся во все стороны, чтобы всем было видно, и говорил:

- Эх, мне бы еще пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась! Ну ничего. Когда-нибудь оторвется - обязательно сам пришью.


 

ЗАЯЦ-ЗАЯЦ-ХВАСТУН   Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать. Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать: — У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи — я никого не боюсь. Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвáсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался: — Тетка ворона, я больше не буду хвастать! — А как ты хвастал? — А у меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи. Вот она его маленько и потрепала: — Более не хвастай! Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел. «Как бы вороне помочь?» Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел. Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему: — Вот ты молодец, не хвáста, а храбрец!

 

В обработке А.Н. Толстого.


 



Два жадных медвежонка

По ту сторону стеклянных гор, за шелковым – лугом, стоял нехоженый, невиданный густой лес. В нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чащобе, жила старая медведица. У старой медведицы было два сына. Когда медвежата подросли, решили они пойти по белу свету счастья искать.

Поначалу пошли они к матери и, как положено, распрощались с ней. Обняла старая медведица сыновей и наказала им никогда не расставаться друг с другом.

Обещали медвежата исполнить приказ матери и тронулись в путь-дорогу. Сначала пошли они по опушке леса, а оттуда – в поле. Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец все припасы у них кончились. А по дороге достать было нечего.

Понурые брели рядышком медвежата.

– Э, братик, до чего же мне есть хочется! – пожаловался младший.

– А мне и того пуще! – сокрушенно покачал головой старший.

Так они все шли да шли, покуда вдруг не набрели на большую круглую головку сыра. Хотели было поделить ее по справедливости, поровну, но не сумели.

Жадность одолела медвежат, каждый боялся, что другому достанется большая половина.

Спорили они, ругались, рычали, как вдруг подошла к ним лиса.

– О чем вы спорите, молодые люди? – спросила плутовка.

Медвежата рассказали о своей беде.

– Какая же это беда? – сказала лисица. – Это не беда! Давайте я вам поделю сыр поровну: мне что младший, что старший – все одно.

– Вот это хорошо! – воскликнули с радостью медвежата. – Дели!

Лисичка взяла сыр и разломила его надвое. Но старая плутовка разломила головку так, чтобы один кусок был больше другого. Медвежата враз закричали:

– Этот больше! Лисица успокоила их:

– Тише, молодые люди! И эта беда – не беда. Малость терпения – сейчас все улажу.

Она откусила добрый кусок от большей половины и проглотила его. Теперь большим стал меньший кусок.

– И так неровно! – забеспокоились медвежата. Лисица посмотрела на них с укоризной.

– Ну, полно, полно! – сказала она. – Я сама знаю свое дело!

И она откусила от большей половины здоровенный кусок. Теперь больший кусок стал меньшим.

– И так неровно! – вскричали медвежата в тревоге.

– Да будет вам! – сказала лиса, с трудом ворочая языком, так как рот ее был набит вкуснейшим сыром. – Еще самая малость – и будет поровну.

Так и шла дележка. Медвежата только черными носами водили туда-сюда – от большего к меньшему, от меньшего к большему куску. Покуда лисица не насытилась, она все делила и делила.

К тому времени, как куски сравнялись, медвежатам почти сыра не осталось: две крохотные крошки!

– Ну что ж, – сказала лиса, – хоть и помалу, да зато поровну! Приятного вам аппетита, медвежата! – захихикала и, помахав хвостом, убежала. Так-то вот бывает с теми, кто жадничает.


С.Я. Маршак  Рассказ о неизвестном герое


Ищут пожарные,

Ищет милиция,

Ищут фотографы

В нашей столице,

Ищут давно,

Но не могут найти

Парня какого-то

Лет двадцати.

Среднего роста,

Плечистый и крепкий,

Ходит он в белой

Футболке и кепке.

Знак ГТО

На груди у него.

Больше не знают

О нем ничего.

Многие парни

Плечисты и крепки,

Многие носят

Футболки и кепки.

Много в столице

Таких же значков

Каждый

К труду-обороне

Готов!

Кто же,

Откуда

И что он за птица

Парень,

Которого

Ищет столица?

Что натворил он

И в чем виноват?

Вот что в народе

О нем говорят.

Ехал

Один

Гражданин

По Москве

Белая кепка

На голове,

Ехал весной

На площадке трамвая.

Что-то под грохот колес

Напевая…

Вдруг он увидел

Напротив

В окне

Мечется кто-то

В дыму и огне.

Много столпилось

Людей на панели.

Люди в тревоге

Под крышу смотрели:

Там из окошка

Сквозь огненный дым

Руки

Ребенок

Протягивал к ним.

Даром минуты одной

Не теряя,

Бросился парень

С площадки трамвая

Автомобилю

Наперерез

И по трубе

Водосточной

Полез.

Третий этаж,

И четвертый,

И пятый…

Вот и последний,

Пожаром объятый.

Черного дыма

Висит пелена.

Рвется наружу

Огонь из окна.

Надо еще

Подтянуться немножко.

Парень,

Слабея,

Дополз до окошка,

Встал,

Задыхаясь в дыму,

На карниз,

Девочку взял

И спускается вниз.

Вот ухватился

Рукой

За колонну.

Вот по карнизу

Шагнул он к балкону…

Еле стоит

На карнизе нога,

А до балкона

Четыре шага.

Видели люди,

Смотревшие снизу,

Как осторожно

Он шел по карнизу…

Вот он прошел

Половину

Пути.

Надо еще половину

Пройти.

Шаг. Остановка.

Другой. Остановка.

Вот до балкона

Добрался он ловко,

Через железный

Барьер перелез,

Двери открыл

И в квартире исчез…

С дымом мешается

Облако пыли.

Мчатся пожарные

Автомобили,

Щелкают звонко,

Тревожно свистят,

Медные каски

Рядами блестят.

Миг — и рассыпались

Медные каски.

Лестницы выросли

Быстро, как в сказке.

Люди в брезенте

Один за другим

Лезут

По лестницам

В пламя и дым

Пламя

Сменяется

Чадом угарным.

Гонит насос

Водяную струю.

Женщина,

Плача,

Подходит

К пожарным:

— Девочку,

Дочку

Спасите

Мою!

— Нет,

Отвечают

Пожарные

Дружно,

Девочка в здании

Не обнаружена.

Все этажи

Мы сейчас обошли,

Но никого

До сих пор

Не нашли!

Вдруг из ворот

Обгоревшего дома

Вышел

Один

Гражданин

Незнакомый.

Рыжий от ржавчины,

Весь в синяках,

Девочку

Крепко

Держал он в руках.

Дочка заплакала,

Мать обнимая.

Парень вскочил

На подножку трамвая,

Тенью мелькнул

За вагонным стеклом,

Кепкой махнул

И пропал за углом…

Ищут пожарные,

Ищет милиция,

Ищут фотографы

В нашей столице,

Ищут давно,

Но не могут найти

Парня какого-то

Лет двадцати.

Среднего роста,

Плечистый и крепкий,

Ходит он в белой

Футболке и кепке.

Знак ГТО

На груди у него.

Больше не знают

О нем ничего.

Многие парни

Плечисты и крепки,

Многие носят

Футболки и кепки.

Много в столице

Таких же

Значков.

К славному подвигу

Каждый

Готов!





Практическое занятие № 4

Дата: 2019-07-24, просмотров: 175.