Практическое занятие № 1
Развитие речи в программах воспитания и обучения дошкольников
1. История становления программ воспитания и обучения дошкольников. Характеристика первого руководства для воспитателя детского сада (1938 г.). Программа воспитания в детском саду 1962 г. и ее переиздания. «Типовая программа обучения и воспитания в детском саду» (1984 г.) Как в этих разработках отражена проблема развития речи дошкольников?
2. Состояние методической науки о воспитании дошкольников на рубеже 20-21 веков. Основные программы.
3. Вариативные программы («Истоки», «Радуга», «Детство», «Программа развития детей дошкольного возраста в детских садах О.С. Ушаковой» (учащимися могут быть добавлены для анализа другие программы по их желанию)).
1) авторы;
2) год издания;
3) структура;
4) цели и задачи;
5) базовые идеи;
6) что положено в основу программы, ее методологическая основа;
7) можно ли назвать программу комплексной? На развитие каких видов деятельности она направлена? Какой вид развития является ведущим (если есть)?
8) место развития речи в программе;
9) задачи развития речи у дошкольников, определяемые в программе;
10) основные направления программы в развитии речи детей;
11) план реализации развития речи в воспитательной работе: с какого возраста, на каких занятиях и пр.;
12) какими принципами руководствуются составители программы?
13) каковы виды диагностики, рекомендуемые в программе?
14) каковы достоинства и недостаткипрограммы?
Практическое занятие № 2
Формирование целей и задач обучения развития речи в различных видах речевой деятельности с учетом возрастных особенностей
1. Современные требования к занятиям по развитию речи.
2. Особенности занятий в разных возрастных группах (подробно о каждом возрасте).
3. Методы и приемы обучения родному языку на занятиях.
4. Выберете одно занятие по развитию речи в любой возрастной группе, выделите в нем методы и приемы. Мотивируйте их применение, найдите возможные варианты использования других методов и приемов.
5. Какие методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений по развитию речи вы бы могли дать?
6. «Педагогика сотрудничества». Что это такое? Основные представители? Какие идеи «педагогики сотрудничества» вы считаете важными для занятий по развитию речи? В чем вы видите преимущество «педагогики сотрудничества» для развития речи? В чем трудности? Как, по вашему мнению, следует ли развивать сотрудничество педагога с детьми?
Практическое занятие № 3
Развитие лексического строя речи дошкольников
1. Особенности развития словаря детей разных возрастных групп (по данной теме можно подготовить ряд докладов по возрастным группам).
2. Развитие словаря детей в процессе игровой, трудовой, изобразительной деятельности.
3. Словарная работа в процессе обучения отгадыванию и сочинению загадок.
4. Формирование у детей фразеологической лексики.
5. Работа над словом в процессе развития словесного творчества.
6. Овладение детьми эмоционально-оценочной лексикой.
7. Ассоциативный метод как средство выявления ориентировки детей на смысл слова.
8. Сформулируйте методические рекомендации воспитателям к обучению детей, учитывая особенности понимания детьми смысловой стороны слова.
9. Проанализируйте одно произведение детской литературы (С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка», русская народная сказка «Заяц-хвастун», Н. Носов «Заплатка»; М. Горький «Воробьишко»; В. Бианки «Лесные домишки») с точки зрения его соответствия возможностям и особенностям восприятия детей дошкольного возраста.
Максим Горький
Воробьишко
У воробьёв совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи – пичужки скучные и обо всём говорят, как в книжках написано, а молодежь – живёт своим умом.
Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в тёплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. Летать он ещё не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать – что такое божий мир и годится ли он для него?
– Что, что? – спрашивала его воробьиха-мама.
Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал:
– Чересчур черна, чересчур!
Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался:
– Чив ли я?
Мама-воробьиха одобряла его:
– Чив, чив!
А Пудик глотал букашек и думал: «Чем чванятся – червяка с ножками дали – чудо!»
И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.
– Чадо, чадо, – беспокоилась мать, – смотри – чебурахнешься!
– Чем, чем? – спрашивал Пудик.
– Да не чем, а упадёшь на землю, кошка – чик! и слопает! – объяснял отец, улетая на охоту.
Так всё и шло, а крылья расти не торопились.
Подул однажды ветер – Пудик спрашивает:
– Что, что?
– Ветер дунет на тебя – чирик! и сбросит на землю – кошке! – объяснила мать.
Это не понравилось Пудику, он и сказал:
– А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет…
Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил – он любил объяснять всё по-своему.
Идёт мимо бани мужик, машет руками.
– Чисто крылья ему оборвала кошка, – сказал Пудик, – одни косточки остались!
– Это человек, они все бескрылые! – сказала воробьиха.
– Почему?
– У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу?
– Зачем?
– Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек…
– Чушь! – сказал Пудик. – Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе!.. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.
Пудик не верил маме; он ещё не знал, что если маме не верить, это плохо кончится.
Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения:
Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
А я маленький совсем,
Зато сам мошек ем.
Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка – рыжая, зелёные глаза – тут как тут.
Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:
– Честь имею, имею честь…
А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у неё дыбом встали – страшная, храбрая, клюв раскрыла – в глаз кошке целит.
– Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети…
Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями – раз, раз и – на окне!
Тут и мама подлетела – без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и говорит:
– Что, что?
– Ну что ж! – сказал Пудик. – Всему сразу не научишься!
А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них – рыжая, зелёные глаза – исожалительно мяукает:
– Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка… мя-увы…
И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста…
Справочное бюро
Почему воробей желторотый?
В тексте воробей – недавно вылупившийся птенец, ведь потомство воробьёв вылетает из гнезда уже через десять дней. А у птенцов окрас отличается от раскраски взрослой особи, в том числе у птенцов клюв жёлтого цвета и темнеет с возрастом. Так же птенцы отличаются от взрослых птиц размерами, окраской и формой тела. Например, у молодых воробьёв тело более округлое, а перья ярче.
Бывают ли червяки с ножками?
Да, бывают, например конечности (то есть «ножки») морских кольчатых многощетинковых червей. Они родственники обычных дождевых червей, но гораздо крупнее – до полуметра. Но здесь имеется в виду гусеница, а она совсем не червяк. Гусеницы – личинки бабочек. У некоторых других насекомых, например у жуков, тоже бывают личинки, похожие на червяков.
А зачем деревья качаются?
Вернее спросить почему: деревья качаются под ветром, так как обладают запасом гибкости, что позволяет им не ломаться. А ветер, в свою очередь, возникает из-за движения воздуха. Тёплый воздух легче холодного, он поднимается вверх, там остывает и опускается вниз.
Неужели воробьиха может победить кошку?
Физически в одиночку – не может, но в данном случае воробьиха поступает согласно распространённому поведенческому стереотипу – набору передающихся из поколения в поколение поведенческих реакций. Когда у животного нет возможности убежать, оно пытается показаться противнику большим и тем самым напугать его. И очень часто хищник, не ожидающий такого отпора, пугается и отступает. А здесь воробьиха защищает своего детёныша, и поэтому особенно яростно пугает кошку.
Может ли воробей жить без хвоста?
Да, может, хотя и не сможет летать и удерживать равновесие. Ведь хвост у птиц – это руль и дополнительная опора в полёте. Без хвоста воробьихе будет сложно взлетать и лететь. Она сможет летать только с ветки на ветку, перепархивая. Держать равновесие тоже будет сложно, например, сидя на тонких ветках. Таким образом, выжить птице будет невероятно сложно.
Николай Носов
Заплатка
У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:
- Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!
Все ребята, конечно, завидовали. Ни у кого больше таких зеленых штанов не было.
Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить.
Мама рассердилась:
- Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?
- Я больше не буду! Зашей, мама!
- Сам зашей.
- Так я же ведь не умею!
- Сумел порвать, сумей и зашить.
- Ну, я так буду ходить, - проворчал Бобка и пошел во двор.
Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться.
- Какой же ты солдат, - говорят, - если у тебя штаны порваны?
А Бобка оправдывается:
- Я просил маму зашить, а она не хочет.
- Разве солдатам мамы штаны зашивают? - говорят ребята. - Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить и пуговицу пришить.
Бобке стало стыдно.
Пошел он домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зеленой материи. Из материи он вырезал заплатку величиной с огурец и начал пришивать ее к штанам.
Дело это было нелегкое. К тому же Бобка очень спешил и колол себе пальцы иголкой.
- Чего ты колешься? Ах ты, противная! - говорил Бобка иголке и старался схватить ее за самый кончик, так чтоб не уколоться.
Наконец заплатка была пришита. Она торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя вокруг сморщилась так, что одна штанина даже стала короче.
- Ну, куда же это годится? - ворчал Бобка, разглядывая штаны. - Еще хуже, чем было! Придется все наново переделывать.
Он взял ножик и отпорол заплатку. Потом расправил ее, опять приложил к штанам, хорошенько обвел вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать ее снова. Теперь он шил не спеша, аккуратно и все время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту.
Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда все сделал, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами.
Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор. Ребята окружили его.
- Вот молодец! - говорили они. - А заплатка, смотрите, карандашом обведена. Сразу видно, что сам пришивал.
А Бобка вертелся во все стороны, чтобы всем было видно, и говорил:
- Эх, мне бы еще пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась! Ну ничего. Когда-нибудь оторвется - обязательно сам пришью.
ЗАЯЦ-ЗАЯЦ-ХВАСТУН Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать. Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать: — У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи — я никого не боюсь. Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвáсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался: — Тетка ворона, я больше не буду хвастать! — А как ты хвастал? — А у меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи. Вот она его маленько и потрепала: — Более не хвастай! Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел. «Как бы вороне помочь?» Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел. Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему: — Вот ты молодец, не хвáста, а храбрец! |
В обработке А.Н. Толстого.
Два жадных медвежонка
По ту сторону стеклянных гор, за шелковым – лугом, стоял нехоженый, невиданный густой лес. В нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чащобе, жила старая медведица. У старой медведицы было два сына. Когда медвежата подросли, решили они пойти по белу свету счастья искать.
Поначалу пошли они к матери и, как положено, распрощались с ней. Обняла старая медведица сыновей и наказала им никогда не расставаться друг с другом.
Обещали медвежата исполнить приказ матери и тронулись в путь-дорогу. Сначала пошли они по опушке леса, а оттуда – в поле. Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец все припасы у них кончились. А по дороге достать было нечего.
Понурые брели рядышком медвежата.
– Э, братик, до чего же мне есть хочется! – пожаловался младший.
– А мне и того пуще! – сокрушенно покачал головой старший.
Так они все шли да шли, покуда вдруг не набрели на большую круглую головку сыра. Хотели было поделить ее по справедливости, поровну, но не сумели.
Жадность одолела медвежат, каждый боялся, что другому достанется большая половина.
Спорили они, ругались, рычали, как вдруг подошла к ним лиса.
– О чем вы спорите, молодые люди? – спросила плутовка.
Медвежата рассказали о своей беде.
– Какая же это беда? – сказала лисица. – Это не беда! Давайте я вам поделю сыр поровну: мне что младший, что старший – все одно.
– Вот это хорошо! – воскликнули с радостью медвежата. – Дели!
Лисичка взяла сыр и разломила его надвое. Но старая плутовка разломила головку так, чтобы один кусок был больше другого. Медвежата враз закричали:
– Этот больше! Лисица успокоила их:
– Тише, молодые люди! И эта беда – не беда. Малость терпения – сейчас все улажу.
Она откусила добрый кусок от большей половины и проглотила его. Теперь большим стал меньший кусок.
– И так неровно! – забеспокоились медвежата. Лисица посмотрела на них с укоризной.
– Ну, полно, полно! – сказала она. – Я сама знаю свое дело!
И она откусила от большей половины здоровенный кусок. Теперь больший кусок стал меньшим.
– И так неровно! – вскричали медвежата в тревоге.
– Да будет вам! – сказала лиса, с трудом ворочая языком, так как рот ее был набит вкуснейшим сыром. – Еще самая малость – и будет поровну.
Так и шла дележка. Медвежата только черными носами водили туда-сюда – от большего к меньшему, от меньшего к большему куску. Покуда лисица не насытилась, она все делила и делила.
К тому времени, как куски сравнялись, медвежатам почти сыра не осталось: две крохотные крошки!
– Ну что ж, – сказала лиса, – хоть и помалу, да зато поровну! Приятного вам аппетита, медвежата! – захихикала и, помахав хвостом, убежала. Так-то вот бывает с теми, кто жадничает.
С.Я. Маршак Рассказ о неизвестном герое
Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.
Среднего роста,
Плечистый и крепкий,
Ходит он в белой
Футболке и кепке.
Знак ГТО
На груди у него.
Больше не знают
О нем ничего.
Многие парни
Плечисты и крепки,
Многие носят
Футболки и кепки.
Много в столице
Таких же значков
Каждый
К труду-обороне
Готов!
Кто же,
Откуда
И что он за птица
Парень,
Которого
Ищет столица?
Что натворил он
И в чем виноват?
Вот что в народе
О нем говорят.
Ехал
Один
Гражданин
По Москве
Белая кепка
На голове,
Ехал весной
На площадке трамвая.
Что-то под грохот колес
Напевая…
Вдруг он увидел
Напротив
В окне
Мечется кто-то
В дыму и огне.
Много столпилось
Людей на панели.
Люди в тревоге
Под крышу смотрели:
Там из окошка
Сквозь огненный дым
Руки
Ребенок
Протягивал к ним.
Даром минуты одной
Не теряя,
Бросился парень
С площадки трамвая
Автомобилю
Наперерез
И по трубе
Водосточной
Полез.
Третий этаж,
И четвертый,
И пятый…
Вот и последний,
Пожаром объятый.
Черного дыма
Висит пелена.
Рвется наружу
Огонь из окна.
Надо еще
Подтянуться немножко.
Парень,
Слабея,
Дополз до окошка,
Встал,
Задыхаясь в дыму,
На карниз,
Девочку взял
И спускается вниз.
Вот ухватился
Рукой
За колонну.
Вот по карнизу
Шагнул он к балкону…
Еле стоит
На карнизе нога,
А до балкона
Четыре шага.
Видели люди,
Смотревшие снизу,
Как осторожно
Он шел по карнизу…
Вот он прошел
Половину
Пути.
Надо еще половину
Пройти.
Шаг. Остановка.
Другой. Остановка.
Вот до балкона
Добрался он ловко,
Через железный
Барьер перелез,
Двери открыл
И в квартире исчез…
С дымом мешается
Облако пыли.
Мчатся пожарные
Автомобили,
Щелкают звонко,
Тревожно свистят,
Медные каски
Рядами блестят.
Миг — и рассыпались
Медные каски.
Лестницы выросли
Быстро, как в сказке.
Люди в брезенте
Один за другим
Лезут
По лестницам
В пламя и дым
Пламя
Сменяется
Чадом угарным.
Гонит насос
Водяную струю.
Женщина,
Плача,
Подходит
К пожарным:
— Девочку,
Дочку
Спасите
Мою!
— Нет,
Отвечают
Пожарные
Дружно,
Девочка в здании
Не обнаружена.
Все этажи
Мы сейчас обошли,
Но никого
До сих пор
Не нашли!
Вдруг из ворот
Обгоревшего дома
Вышел
Один
Гражданин
Незнакомый.
Рыжий от ржавчины,
Весь в синяках,
Девочку
Крепко
Держал он в руках.
Дочка заплакала,
Мать обнимая.
Парень вскочил
На подножку трамвая,
Тенью мелькнул
За вагонным стеклом,
Кепкой махнул
И пропал за углом…
Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.
Среднего роста,
Плечистый и крепкий,
Ходит он в белой
Футболке и кепке.
Знак ГТО
На груди у него.
Больше не знают
О нем ничего.
Многие парни
Плечисты и крепки,
Многие носят
Футболки и кепки.
Много в столице
Таких же
Значков.
К славному подвигу
Каждый
Готов!
Практическое занятие № 4
Практическое занятие № 5
Практическое занятие № 6
Во второй младшей группе
Тема: «Золотая рыбка» .
Цель:
1. Формировать умение детей изображать образы рыбки крупно, на всей плоскости листа, соблюдать пропорциональность между частями изображения; равномерно и аккуратно закрашивать красками; дополнять изображение деталями.
2. Учить детей составлять предложения на заданную тему: «Что бы ты попросил у золотой рыбки». Побуждать кратко рассказывать содержание мультфильма «Сказка о золотой рыбке».
3. Активизировать словарь детей по темам: «Море», «Небо». Познакомить с отрывком из «Сказки о золотой рыбке» А. С. Пушкина; объяснить значение слов «невод», «чешуя».
4. Развивать связную речь, чувство рифмы, мелкую мускулатуру кистей рук.
5. Воспитывать желание доброжелательно обсудить изображение.
Оборудование:
Запись шума морского прибоя, фоновой музыки.
Иллюстрации к «Сказке о золотой рыбке» А. С. Пушкина.
Листы бумаги, тонированные голубым цветом.
Палитра с разноцветной гуашью.
Оборудование для рисования.
Ход занятия:
Предварительная работа:
Наблюдение за рыбками в аквариуме.
Просмотр мультфильма «Сказка о золотой рыбке».
-Ребята, прислушайтесь! (Звучит шум морского прибоя). Что это за шум? Это море шумит. Какие вы знаете моря?
Давайте представим, что мы вышли из детского сада и пришли на берег моря. Над головой у нас голубое небо с облаками, под ногами золотистый песок, а впереди – море. Как красиво вокруг!
-А сколько слов можно найти, если присмотреться и подумать. Ведь слова можно найти везде.
Я слова найду везде –
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Сыграем в слово!
Упр. «Найди слова»
-Найдите слова на небе. (Облака, птицы, ветер, тучи, самолет, молния, голубое, солнце)
Найдите слова в море. (Вода, волна, рыба, водоросли, шторм, краб, дельфин, медуза, корабль)
В море живет много самых разных рыб. Есть рыбы съедобные для человека. Рыбаки их ловят, а мы покупаем, готовим и едим. Это хамса, сельдь, бычки, ставрида, камбала. Есть рыбы опасные. Они могут уколоть ядовитым шипом, как морской кот и морской дракон; и даже ударить током, как скат. Рыбаки их не ловят, ведь встреча с такими рыбами очень неприятна.
У всех рыб есть хвост. Он служит им рулем. Еще у рыб есть плавники. Как вы думаете, для чего рыбам плавники? Само слово вам подскажет. Плавники нужны рыбам для того, чтобы плавать.
Конечно же, у рыб есть глаза. Для чего нужны глаза? Тело рыб покрыто пластинками - чешуей.
-Ребята, послушайте забавное стихотворение про то, как рыбы любят улыбаться. И не просто слушайте, а подсказывайте мне словечки.
Д/и «Подскажи словечко»
Если это рыбка – у нее улыбка.
Если это рыбочка – у нее … (улыбочка).
Если это рыба – у нее … (улыба).
Если это рыбина – у нее … (улыбина).
Если это рыбища – у нее … (улыбища).
Не только в нашем море царевны морской – золотой рыбки, которая умеет говорить человеческим голосом и исполнять желания.
О такой рыбке написал сказку Александр Сергеевич Пушкин.
Эта сказка так и называется – «Сказка о золотой рыбке».
Послушайте отрывок из этой сказки, в которой рассказывается о том, как старик забросил в море невод – такую большую рыбацкую сеть для ловли рыбы, и в этот невод попала золотая рыбка.
Чтение отрывка из «Сказки о золотой рыбке» А. С. Пушкина
В третий раз закинул он невод, -
Пришёл невод с одною рыбкой.
С непростою рыбкой, - золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
"Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь".
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
"Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе".
-А что же было дальше? (Ответы детей).
-А сейчас поиграем. Выходите на ковер.
Динамическая пауза
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Как рыбки плывут, покажи!
(Ноги на ширине плеч, покачивание руками справа-налево, изображая волны)
Рыбки плавали, ныряли
В голубой морской воде.
То сойдутся-разойдутся,
То зароются в песке.
(Руки перед грудью со сложенными ладонями, бег врассыпную, наклоны, сближение-расхождение, приседание).
Итог занятия:
-Ребята, давайте пофантазируем. А что было бы, если бы нам золотая рыбка предложила исполнить наши желания? О чем бы вы попросили рыбку? Подумайте! Вот я бы попросила у рыбки, чтобы мой дедушка поскорее выздоровел и больше не болел, а вся моя семья отправилась в далекое интересное путешествие.
-А каковы ваши желания?
(Я слушаю желание каждого ребенка).
Организационный момент.
Дети входят с воспитателем в группу под музыку. Дети приветствуют гостей.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И гостям мы улыбнемся.
Воспитатель: - Посмотрю на ваши лица, с кем бы здесь мне подружиться? Я –Елена Юрьевна, а ты кто? Я – Айсель, я -Рашид, я Никита, я Рита, я Милена, я Егор, я Глеб, я.Айдан..Ну, вот и познакомились поближе. А теперь давайте поздороваемся с гостями ( Здравствуйте!).
2. Вступительная беседа:
Дети, вы любите сказки? Сегодня мы с вами станем героями одной сказки.
Вхождение в сказку.
Попадем мы в сказку на волшебном ковре-самолете. Сядьте на ковер, закройте глазки, расслабьтесь, дышите легко и спокойно. Почувствуйте, как ковер взлетает (включаем вентилятор), вы летите, струйки воздуха бьют вам в лицо, развивая волосы. (Можно включить спокойную музыку). Глазки открываются, сказка начинается.
Словарная работа :
-Ребята, как называется врач, который лечит животных?
(Ветеринар)
-Ребята, а вы хотите оживить сказку? Как можно это сделать? (поиграть в нее).
-Рашид, , кем бы ты хотел быть в сказке? Почему?
- А ты, Глеб, кем? Почему?
- Ребята, покажите, как ходит лисичка? зайчик? медведь?
Одевайте маски. Раз, два, три, сказка, оживи!
Драматизация
(Доктор Айболит просыпается и выходит на лужайку возле дома)
Доктор: Я добрый доктор Айболит!
Спрошу у вас: «Чего болит?»
Приходи ко мне лечиться
И телёнок, и волчица,
Паучок и червячок,
И медведица!
Излечу всех, исцелю,
От болезней сберегу!
Медвежонок: Ой! Беда, беда, беда!
Ой! Моя голова!
Доктор Айболит: Что с тобой, Мишутка?
Медвежонок: Я в лесу один гулял,
Да на камень я упал,
Камень крепкий очень был,
Вот я голову набил.
Доктор Айболит: Голову перевяжу,
А тебе, дружок, скажу:
«Помни ты такой совет-
Папу, маму слушай.
С ними ты гуляй».
Дошколята-малыши так не поступают,
И на улице одни, без мамы, не гуляют.
(Лисица приходит к доктору Айболиту и говорит):
Лисица : Ах, меня ущипнула оса!
(Следом за лисицей появляется собака и произносит):
Собака: А меня укусила пчела!
(На лужайку выбегает зайчиха и кричит):
Зайчиха: А мой зайчик, а мой мальчик
Поскользнулся и упал,
А навстречу ему ехал
Перегруженный трамвай.
Перерезал ему ножки,
Он хромает до сих пор!
Помогите осторожно,
Ведь мой заинька больной!
Доктор: Не беда! Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит но дорожке.
(Лисица и собака в сопровождении зайчихи-матери выводят на лужайку зайку. Доктор Айболит пришивает ему новые ножки. Зайчик начинает прыгать и смеяться. Зайчиха-мама радуется вместе с ним, и они пускаются в пляс)
Зайчиха : Ну, спасибо тебе, Айболит!
Воспитатель : Как вы думайте, что ощутила зайчиха, когда доктор Айболит вылечил её зайчонка? (Радость, счастье, веселье).
- А когда у вас возникают такие чувства?
- Давайте мы окажемся на месте Зайчихи и изобразим радость, счастье.
Упражнение «Счастье».
(Покажите своё выражение лица, когда вы испытываете несчастье, горе - плечи, голова опущены, грустные, печальные. А когда испытывает радость, счастье - губки улыбаются, глазки прищурены, бровки приподняты).
(На лужайке возле домика на стуле сидит доктор Айболит и перебирает пилюли. Из-за кулис появляется шакал верхом на лошади)
Шакал: Вот вам телеграмма
От Гиппопотама!
Словарная работа :
Воспитатель : А кто такой шакал? ( Шакал — небольшое животное, размером меньше собаки, но очень похож на уменьшенного размеру волка).
(Доктор Айболит разворачивает телеграмму и громко читает её вслух)
Приезжайте, приезжайте, приезжайте
К нам скорей!
И спасите, и спасите
Наших маленьких зверей!
Мы здесь в Африке болеем
Уже много-много дней!
Доктор : Что случилось в самом деле?
Разве дети заболели?
Шакал: Ах, конечно, случилась беда!
Скарлатина у них, холерина,
А у многих ещё и ангина!
Малярия у них и бронхит,
И животик так сильно болит!
Приезжайте же быстрее,
Милый доктор Айболит!
(Доктор Айболит впопыхах собирается и садится в повозку, в которую запряжена лошадь)
Доктор: Да, бегу уже, бегу,
Быстро деткам помогу!
Где же только вы живёте?
На пригорке аль в болоте?
Лошадь: Родом мы из Занзибары,
Обитаем и в Сахаре,
На известной всем горе,
Что не встретится нигде!
Та гора Фернандо-По,
На ней гуляет Гиппо-по
Рядом с речкой Лимпопо!
Воспитатель: Доктор Айболит отправился в далёкие страны. Долго он добирался в Африку.
-Как он добирался, кто ему помогал? (волки, кит, орлы)
А в Африке его с нетерпением ждали больные звери.
- Кто ждал Айболита в Африке?
9.Словарная работа :
Доктора ждали : бегемоты – детеныши - бегемотики,
страусы – детеныши – страусята,
верблюды - верблюжата,
акулы – акулята,
тигры – тигрята,
слоны – слонята.
Беседа о боли
- Ребята, что чувствовали звери, когда приходили к доктору? А, вы, испытывали боль? Когда бывает больно? (Боль — верный помощник, который бережёт нашу жизнь, без неё никто не лечил бы ушибы, переломы, воспаления)
Работа с пиктограммами
- Какое бывает лицо, когда больно? (дети выбирают из предложенных пиктограмм)
- А когда вылечились и ничего не болит, то какое? (дети выбирают из предложенных пиктограмм)
Беседа о здоровье.
Воспитатель: Ребята, наш доктор Айболит добрый, вылечил и лису, и медведя, и маленького зайчишку.
А вы, знаете, что надо делать, чтобы быть здоровыми? (есть фрукты, овощи, заниматься физкультурой, одеваться по погоде).
Со сказкою жалко прощаться
С Айболитом расставаться,
Но не будем унывать
Сказку будем в гости звать:
Сказка, сказка, приходи,
Будут рады малыши!
Подведение итога занятия.
Наступила пора возвращаться в наш детский сад. Сядьте на ковер, закройте глазки, расслабьтесь, дышите легко и спокойно. Почувствуйте, как ковер взлетает (включить музыку).
Вот мы и вернулись. Понравилось вам наше путешествие. Что нового вы сегодня узнали? Что больше всего понравилось? Что у вас вызвало затруднения?
Воспитатель: Дети, как вы помните, доктор Айболит вылечил всех больных, давая им шоколадку. Вот и вам он решил дать по шоколадке, чтобы вы никогда не болели.
Игра «Чей голос звучал?»
Молодцы!
Игра «Чья тень?»
Давайте вернем животным их тени.
Воспитатель. А вот и наши животные, они не могут найти свое жилище. Что делать?
Дети. Нужно им помочь найти жилище.
Воспитатель. Для этого, нужно поочередно ответить полным предложением на мои вопросы.
Воспитатель. Где живет белка?
Дети. Белка живёт в дупле.
Воспитатель. Значит это чье дупло?
Дети. Это беличье дупло.
Воспитатель. Где живет волк?
Дети. Волк живёт в логове.
Воспитатель. Значит это чье логово?
Дети. Это волчье логово.
Воспитатель. Где живет лиса?
Дети. Лиса живёт в норе.
Воспитатель. Значит, это чья нора?
Дети. Это лисья нора .
Воспитатель. Молодцы! Вы помогли животным найти их жилище.
Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке».
Игра «Чей хвост?»
Д/и "Где, чья мама? "
Воспитатель.
Отгадали мы все загадки,
Кажется, что всё в порядке,
Но не всё в лесу так славно -
Кто-то плачет очень странно:
Мы поможем тем бедняжкам,
Что рыдают у овражка.
Посмотрите внимательно, мы забыли, кому то найти маму.
са-са-са-в лесу живет лиса
сы-сы-сы-у лисы усы
су-су-су-не боимся мы лису
се-се-се-в гости мы пойдем к лисе.
Проговаривание в разном темпе (медленно, быстро, с разной интонацией тихо, громко, индивидуальное произношение.
У меня есть для вас «Коробочка сюрприз» (коробочка наполнена фасолью белой и красной, а в ней спрятаны фигурки диких животных) будем доставать фигурки и по схеме рассказывать о том животном, которое достали из коробочки. Составление рассказа по примеру воспитателя с помощью мнемотехники.
Молодцы!
Мы с вами все исправили все, что было перепутано и помогли животным.
Предлагаю нам вернутся в нашу группу
Длинный путь преодолели – (тянутся вверх руками, «потягушки»)
Потянуться захотели.
На носочки поднялись (двигаются друг за другом на носках, руки на поясе)
И вперед чуть-чуть прошлись.
А теперь – остановились (выполняют наклоны вперед-назад)
И вперед мы наклонились.
Физкультурой, спортом (приседают)
Заниматься каждый рад!
Посмотрите, как мы скоро (стоят прямо, руки вдоль тела)
Все вернулись в детский сад!
Вам понравилось занятие? А что было самым трудным? Что вам показалось легким? Спасибо вам за работу. А после занятия мы посмотрим мультфильм «Чей хвост?»
Практическое занятие № 1
Развитие речи в программах воспитания и обучения дошкольников
1. История становления программ воспитания и обучения дошкольников. Характеристика первого руководства для воспитателя детского сада (1938 г.). Программа воспитания в детском саду 1962 г. и ее переиздания. «Типовая программа обучения и воспитания в детском саду» (1984 г.) Как в этих разработках отражена проблема развития речи дошкольников?
2. Состояние методической науки о воспитании дошкольников на рубеже 20-21 веков. Основные программы.
3. Вариативные программы («Истоки», «Радуга», «Детство», «Программа развития детей дошкольного возраста в детских садах О.С. Ушаковой» (учащимися могут быть добавлены для анализа другие программы по их желанию)).
1) авторы;
2) год издания;
3) структура;
4) цели и задачи;
5) базовые идеи;
6) что положено в основу программы, ее методологическая основа;
7) можно ли назвать программу комплексной? На развитие каких видов деятельности она направлена? Какой вид развития является ведущим (если есть)?
8) место развития речи в программе;
9) задачи развития речи у дошкольников, определяемые в программе;
10) основные направления программы в развитии речи детей;
11) план реализации развития речи в воспитательной работе: с какого возраста, на каких занятиях и пр.;
12) какими принципами руководствуются составители программы?
13) каковы виды диагностики, рекомендуемые в программе?
14) каковы достоинства и недостаткипрограммы?
Практическое занятие № 2
Дата: 2019-07-24, просмотров: 173.