Процесс обучения в вузе предполагает наличие воспитательной компоненты. Воспитание - это процесс воздействия педагога на студента с целью приобретения последним навыков поведения в общественной жизни. Задачи педагога состоят, с одной стороны, в развитии у воспитанника дарований; с другой стороны, сдерживании деятельности, противоречащей принятым в обществе правовым и нравственным нормам.
В педагогике выделяют два универсальных пути воздействия педагога на учащегося - это путь духовного воспитания, передача ему накопленных знаний, опыта и путь включения обучаемого в разнообразную деятельность с целью приобретения им социального опыта. Дидактические идеи С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко содержат дея- тельностный компонент в системе обучения. Личностно-ориентиро- ванный подход предполагает именно деятельностную направленность в педагогическом процессе.
Воспитательная работа в вузе ведется по нескольким направлениям: идеологическому, правовому, нравственному, экономическому, эстетическому, физическому, экологическому.
Идеологическое направление работы в вузе предполагает помощь студентам в осознании своего бытия и тенденций его развития. В идеологии закрепляется система отдельных социальных групп, значимая для всего общества. Идеологические ценности являются ориентирами социальных действий, влияют на общественную активность.
Противоречивое взаимодействие рыночных и нерыночных форм развития в переходной экономике Республики Беларусь отражается в столкновении экономических интересов, которые реализуются в борьбе идеологий - либерализма, неоконсерватизма и социализма. Наличие конкурентных идеологий - это объективное явление как объективны интересы различных социальных групп и слоев в обществе. В учебном процессе важно рассмотрение идеологии с точки зрения эффективных программ общественного развития гуманистических ценностей, приоритетов - добра, зла, совести, ответственности, справедливости.
Этическое воспитание - это основной способ нормативной регуляции действий студента в ВУЗе. Важнейшим элементом воспитания выступает идеальный образ, всего морально совершенного, прекрасного, высшего.
Мораль проникает во все сферы человеческой деятельности. Нравственная цель, этические ценности тесно увязаны с учебным курсом, влияют на способ мышления и деятельности студента, помогают процессу самосовершенствования и саморазвития.
Правовое воспитание предполагает формирование определенного уровня правового мышления и чувственного восприятия, правовой действительности.
Эстетическое воспитание направлено на культивирование прекрасного, возвышенного, благородного. Посещение выставок, музеев, театров и др., где демонстрируются высшие художественные достижения, составляют неотъемлемый элемент всестороннего целостного развития личности.
Экологическое воспитание состоит в пропаганде идей гармонизации человека и природы, человека и космоса, формировании ответственности за последующую эволюцию Земли.
Экономическое воспитание предполагает формирование экономического мышления, необходимого для эффективной практической деятельности в условиях рыночной экономики. Умение проникать в сущность явления, выявление связи зависимостей, предложение ценностных суждений об идеях, решениях и методах и так далее являются образовательными целями экономических дисциплин.
Процесс обучения правилам общественной жизни предполагает использование определенных методов воспитания. К основным методам воспитания в вузе относятся следующие: убеждение, метод примера, критика и самокритика.
Убеждение - это процесс воздействия на сознание человека с помощью взглядов, идей, мировоззрения для формирования твердой уверенности в истинности чего-нибудь. Убеждение, твердая позиция преподавателя воздействует на регулирование и оценку поведения студентов в вузе.
Метод примера - это воздействие преподавателя на студентов силой личного примера. Это можно реализовать в случае уважения и доверия к преподавателю.
Критика и самокритика позволяет находить оптимальные варианты решения проблем. Критикуя, преподавателю следует принимать во внимание индивидуальные особенности каждого студента, его биологическое, психологическое и социальное развитие.
44.Прогнозруйте и сделайте примеры целей, задач куратора в системе высшего образования
В современных педагогических реалиях важными ресурсом воспитания студентов является эффективная деятельность куратора академической группы. Сегодня преподаватель вуза во внеучебной деятельности это и куратор студенческой группы, и координатор деятельности студенческих общественных объединений, и разработчик совместно со студентами инновационных проектов, программ, и наставник студентов в их индивидуальном профессиональном и личностном самоопределении, и художественный руководитель студенческих объединений и студий, и организатор значимых вузовских событий. Однако, опыт практической деятельности в вузе позволяет отмечать, что часто функция куратора студенческой группы высшего учебного заведения сводится лишь к организационной работе: сообщить вовремя необходимую информацию, оказать помощь в выборе старосты и т. д., либо вообще отсутствует. Иногда у преподавателей имеет место установка на то, что студент — взрослый человек, что приводит к не пониманию деятельности куратора во многообразии его ролей. В следствии чего не создаются условия для развития личностных качеств, определения мотивов и потребностей деятельности студентов, появления дружеских связей и отношений, становления субъектной позиции. Все эти недостатки приводят к неполному использованию воспитательных возможностей учебной группы и вуза для развития и саморазвития личности студента. Очевидно, что существующая система кураторства в большинстве случаев носит формальный характер. В связи с этим следует выделять и рассматривать новые подходы к совершенствованию деятельности кураторов, направленной на создание условий для осуществления воспитания студенческой молодежи. Новые роли куратора должны носить характер органического взаимодействия со студентами, демократических отношений, общности интересов и результатов совместной деятельности. Такой подход расширяет рамки основной профессиональной функции преподавателя, она дополняется воспитательной функцией и становится одним из показателей становления личностно-профессиональной позиции вузовского преподавателя.
Куратор – одна из профессиональных функций вузовского преподавателя, связанная с педагогической поддержкой студентов как взрослых обучающихся. Поэтому, относя кураторство к профессиональной сфере деятельности вузовского педагога, мы считаем, что его важными профессиональными качествами должны быть педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция и предвидение, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм и находчивость, педагогическая рефлексия.
Профессиональная роль куратора предполагает сплав индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств, адекватность которых способствует успешному выполнению данных профессиональных обязанностей и влияет на стиль исполнения роли куратора.
Кураторы могут целенаправленно содействовать процессу культурного роста студентов, формированию определенного опыта в различных ситуациях. Не стоит понимать работу куратора однобоко, как только информирующую и контролирующую. У куратора много функций, но, прежде всего, он наставник, а в современном смысле – менеджер, то есть тот, кто использует ресурсы и внутренний потенциал других людей для достижения конкретных целей.
Залогом успеха кураторской работы является заинтересованность администрации вуза, которая относится сегодня к этому виду деятельности как к формальным обязанностям преподавателя. На наш взгляд, сегодня остро необходимы механизмы отбора кураторов из общего числа преподавателей, административные меры по мотивации кураторов, механизмы эффективного обучения и контроля их деятельности. Для этого необходимо обеспечить заинтересованность кураторов в добросовестном труде.
Работа куратора как вид профессионально-педагогической деятельности обладает такими характеристиками, как целенаправленность и мотивированность. Однако основной ее характеристикой является продуктивность. В соответствии с этим критерием нами выявлены уровни профессионально-педагогической деятельности куратора студенческой группы.
1-й уровень – непродуктивный. Куратор предлагает студентам самим обращаться по интересующим их вопросам, сам не проявляя инициативы и заинтересованности.
2-й уровень – малопродуктивный. Куратор готов помочь обратившимся студентам, готов проявлять инициативу, но ему не всегда хватает знаний для психологического анализа ситуации и понимания потребностей студентов для разрешения острых вопросов и конфликтов. Иногда в силу интуиции он действует успешно и сообразно ситуации.
3-й уровень – среднепродуктивный. Куратор владеет некоторыми способами организации и бессистемными знаниями в области психофизиологических особенностей возраста студентов, их потребностей и способов обучения, особенностей разрешения некоторых конфликтных ситуаций. Но он не стремится пополнять свои знания в этой области, они отрывочны и несистематизированы.
4-й уровень – продуктивный. Куратор обладает необходимыми знаниями, применяет их и стремится пополнять, понимая необходимость в связи с возникающими сложными ситуациями. Не выходит за рамки своих формальных обязанностей.
5-й уровень – высокопродуктивный. Куратор сложные ситуации рассматривает как задачу для развития студентов и саморазвития. Он не только постоянно пополняет свои знания с целью их применения, но и творчески подходит к сложившимся ситуациям, нередко сам организует развивающие ситуации для студентов [2].
Содержание деятельности куратора определяется такими функциями, как:
1. информативная (предполагает ответственность куратора за своевременное получение студентами необходимой им информации относительно учебных и внеучебных мероприятий);
2. организационная (предполагает структурирование куратором внеучебной жизни студенческой группы);
3. коммуникативная (обеспечение и поддержка благоприятной психологической атмосферы в курируемой студенческой группе, структурирование внутригрупповых отношений, непосредственное участие в жизни группы в качестве формального лидера);
4. контролирующая (административная);
5. творческая (предполагает расширение деятельности куратора в связи с его индивидуальными потребностями и способностями).
Эти функции очерчивают и круг обязанностей куратора. Лишь последняя, творческая функция предполагает не столько обязанности куратора, сколько его желание быть вовлеченным в события жизни студенческой группы изнутри. Функция контроля, при ее злоупотреблении, может противопоставить студентов и куратора.
45. Развивайте и представьте менеджмент в образовании
В отечественной и зарубежной научной литературе проблемам менеджмента в области образования, а также анализу различных организационно-управленческих аспектов образовательной деятельности посвящено немало трудов. Однако подавляющее число работ по данной тематике, несмотря на то, что их авторы формулируют заявленную в исследовании тему как анализ управленческих процессов, сводятся либо к выявлению позитивных результатов собственных педагогических практик с ярко выраженной эмпирически-описательной доминантой, либо к поверхностному объяснению того, что считать управлением в образовательных организациях (при этом, как правило, авторы сосредоточивают свое внимание исключительно на одном из звеньев образовательного процесса - школе или вузе), разъяснению смысла категорий и понятий, связанных с вопросами управления в образовании, конструированию таблиц, примерных планов, графиков, схем и т.п.
Менеджмент в системе образования в работах некоторых современных авторов выступает как:
целенаправленный, системно организованный процесс воздействий на его структурные компоненты и связи между ними, обеспечивающий их целостность и эффективную реализацию функций, его оптимальное развитие;
научно-организованное управление со своеобразной иерархией: первый уровень - управление деятельностью педагогического коллектива, второй - управление деятельностью учащихся ;
комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития .
Вся проанализированная литература, связанная с управлением образованием, может быть условно разделена на три направления: первое - управление процессом образования (у некоторых авторов - обучения, воспитания, или формирования личности); второе - управление образовательными организациями; третье направление - управление системами (программами, проектами) образования.
Менеджмент в сфере образования – это специфическая отрасль управленческих наук, вобравшая в себя истоки педагогики, психологии, социологии управления, менеджмента и маркетинга. Образовательный менеджмент имеет свою специфику и присущие только ему закономерности. Профессиональные знания по менеджменту обусловливают осознание управленцами, связанными с образованием, трех различных инструментов управления:
организации, иерархии управления, основное средство здесь - воздействие на человека сверху с помощью мотивации, планирования, организации, контроля, стимулирования и пр.;
культуры управления, т.е. вырабатываемых и признаваемых обществом, организацией, группой людей ценностей, социальных норм и установок, особенностей поведения;
рынка, рыночных отношений, т.е. отношений, основанных на равновесии интересов продавца и покупателя.
В настоящее время широкое распространение получила работа по совершенствованию менеджмента в сфере образования, организационной основой которой является Государственная программа развития образования Республики Казахстана на 2011-2020 гг. . Основной целью в области менеджмента образования является формирование государственно-общественной системы управления образованием. Среди основных задач в этой области были выделены следующие:
1. Совершенствование менеджмента в образовании, в том числе внедрение принципов корпоративного управления, формирование системы государственно-частного партнерства в образовании.
2. Совершенствование системы мониторинга развития образования, в том числе национальной образовательной статистики с учетом международных требований.
Казахстан определил развитие системы образования в качестве приоритетной задачи для обеспечения долгосрочного экономического развития республики. Сегодня государство уделяет особое внимание развитию образования как основного индикатора человеческого развития страны, поскольку важнейшая наша цель – это воспитание казахстанцев новой формации и превращение Казахстана в страну с конкурентоспособным человеческим капиталом.
В связи с этим государственная политика в сфере образования РК представляет собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования и воспитания, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах, и, безусловно, в системе менеджмента образования.
46.Составьте и создайте план критического анализа публикаций по проблемам образования
В Послании Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева народу Казахстана говорится: «Важный вопрос нашей стратегии достойное обеспечение жизни самых незащищенных членов общества – это дети, их матери и старшее поколение. Государство не будет жалеть средств на решение этих вопросов».
Общеизвестно, что образование является одним из приоритетных направлений и ключевых индикаторов развития во всех цивилизованных странах мира. В Казахстане его роль и значение дополнены теми глобальными целями и задачами, которые поставило перед собой это государство. Особенно это касается вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.
По большому счету, те или иные сложности, проблемы и недостатки имеют место в системе образования, даже самых что ни на есть развитых стран мира. Между тем в отечественном образовании скопилось множество так до сих пор и не решенных проблем.
В первую очередь, это нехватка самих учебных заведений из-за чего распространенным фактом является переполненность школ, что отрицательно влияет на качество образования и уровень знаний детей.
Во-вторых, ощущается проблема нехватки специалистов, особенно это касается положения в сельской местности, где порой в силу отсутствия нужного специалиста учебные занятия проводит учитель с другой специализацией. Объясняется подобный острый дефицит педагогических кадров, прежде всего, неразвитостью инфраструктуры села и низкой заработной платой учителей. И решать эту проблему необходимо в комплексе.
В-третьих, всеобщее нарекание вызывает низкое качество учебной литературы. Дело дошло до того, что сам глава государства в одном из своих выступлений затронул эту тему. Из процесса производства учебников сделали своего рода бизнес в котором качество содержания отходит даже не на второй, а на третий, четвертый план.
В-четвертых, далеко не все дети охвачены дошкольным воспитанием: проблема заключается в острой нехватке детских садов. И хотя государство стремится всеми силами решить данную проблему, однако она, по прежнему, стоит очень остро.
В-пятых, крайне глубоко зашел процесс бюрократизации учебно-воспитательного процесса. Бесчисленные отчеты, мониторинги и проверки не способствуют налаживанию эффективной работы, как педагогического коллектива, так и каждого учителя в отдельности. По сути, учитель не имеет возможности всецело посвятить себя учебному процессу – он занят отчетами, сводками, справками, мониторингами и т.д, подтверждающей, что учитель что-то делает.
В области высшего образования немало проблемных ситуаций, в разрешении которых опыт зарубежных стран можно смело применять на практике и у нас. Среди них вездесущая проблема недофинансирования. Решив ее, можно одним махом разрешить несколько очень важных для развития высшего образования проблем.
На сегодняшний день в Казахстане во многих отраслях экономики остро стоит проблема с наличием высококвалифицированных специалистов. Парадоксальным является тот факт, что причиной нехватки квалифицированных специалистов не является недостаточность людских ресурсов или учебных заведений, занимающихся подготовкой данных специалистов, напротив, в стране наблюдается высокий процент безработицы и избыточность учебных заведений.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 312.