Кредитная технология обучения — это сложная система, требующая для успешного функционирования множества согласованных факторов, в том числе определенных условий, включающих учебно-материальное обеспечение (использование базового учебника, отвечающего требованиям Европейского стандарта, для организации СРС — лингафонные кабинеты,компьютерные классы, видеозалы). При кредитной системе обучения очень важно, чтобы вуз обеспечивал учебный процесс в полном объеме всеми необходимыми информационными источниками: учебными и методическими пособиями, электронными учебниками, доступом к сетевым образовательным ресурсам, активными раздаточными материалами и т.п.
Преимущества кредитной системы обучения:
- расширение академической свободы факультетов, кафедр и преподавателей;
- достижение интенсификации учебного процесса через внедрение современных информационных технологий, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава и качества преподавания.
Отличия кредитной системы обучения от традиционной:
- личное участие каждого студента в формировании своего индивидуального учебного плана, т.е. определение образовательной траектории на весь период обучения;
- свобода выбора студентом части дисциплин, приведенных в учебном плане;
- введение должности эдвайзера и тьютора (консультанта) для выбора дисциплин;
- использование балльной системы для оценки текущей и рубежной успеваемости.
К положительным моментам по внедрению кредитной технологии обучения в высших учебных заведениях Казахстана относятся:
- унификация знаний по общеобразовательным и базовым дисциплинам;
- предоставление студенту возможности самостоятельно формировать свою образовательную траекторию;
- устранение субъективизма при оценке знаний студентов;
- создание конкурентной среды для преподавателей, позволяющей усилить их работу в направлении постоянного роста научно-педагогического уровня;
- необходимость в постоянном улучшении качества образовательных услуг на основе развития и укрепления материально-технической базы вуза, внедрения инновационных технологий обучения;
- выделение большего времени для индивидуальных занятий, что позволяет развивать в студентах творческий подход к изучению дисциплин и навыки исследовательской работы.
Первоочередная задача вуза — научить студента учиться и уметь ориентироваться в многообразии научного материала. Направленность инновационных технологий на развитие у студентов навыков самостоятельной работы позволит повысить уровень их творческой активности и стимуляции в освоении знаний. Эффективность такой работы будет обеспечена за счет регулярного общения студента и преподавателя в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя.
Внедрение кредитной технологии обучения подразумевает изменение философии образования, т.е. превращение учета успеваемости из контролирующей в самоконтрольно-стимулирующую.
Концепция развития системы образования республики Казахстан определила новую модель школьного, довузовского, вузовского и послевузовского образования.Как показывает практика, кредитная система обучения, распространенная в университетах США и большинства стран Европы, является наиболее гибкой и эффективной Она обеспечивает академическую мобильность и востребованность выпускников в стремительно меняющихся условиях рынка труда. Во многом это обеспечивается за счет гибкого планирования академических программ, ориентированных на запросы рынка труда, элективностью 50 % дисциплин учебного плана, повышением качества преподавания, так как возникает конкуренция, интенсификацией учебного процесса, внедрением информационных систем, повышением роли самостоятельной работы студента.
От современного специалиста требуются профессиональная компетентность и способность принимать решения в нестандартных ситуациях, умение работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, рационально работать в быстроизменяю- щемся мире. Эти качества приобретут студенты, обучаясь в условиях использования активных форм, работая в парах, группах, решая конкретные жизненные ситуации, самостоятельно, в диалоговом режиме с компьютером и др. При этом больший приоритет отдается самостоятельной работе.
Кредитная технология обучения направлена на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации подготовки студентов.
Современное образование основано на индивидуализации и дифференциации образования, альтернативности образовательных систем и учебных заведений, гибкости и динамичности учебнопрограммной документации, адаптивности к изменяющимся условиям социально-экономической среды.
В быстро меняющемся мире происходит скорейшее обновление содержания образования, что сказывается на сроках действия образовательных стандартов.
Например, западные коллеги определяют наш образовательный стандарт как «регулирующий» образовательный процесс, а не проектирующий «пороговый результат».
Система образования в Казахстане должна стать динамично развивающейся и способной адекватно реагировать на ускоряющиеся мировые процессы глобализации и информатизации.
В связи с этим система образования должна нацеливаться на формирование нового типа специалиста, который умел бы самостоятельно добывать, обрабатывать, анализировать необходимую информацию и эффективно использовать ее в нужный момент. Этого можно добиться с переходом на многоуровневую подготовку специалистов высшей квалификации (бакалавр —магистр — доктор).
Мировая образовательная практика выработала эффективную систему обучения, которая получила название кредитной технологии обучения.
33. Дайте характеристику содержанию образования
Содержание образования — система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения (И. Ф.Харламов).
Компоненты содержания образования (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер):
· знания о мире;
· умения и навыки как рациональные способы деятельности;
· опыт творческой деятельности;
· система отношений личности к миру, духовно-нравственных ценностей
Современные концептуальные подходы к проектированию содержания общего среднего образования:
· гуманитаризация — наращивание в содержании образования знаний о человеке, человечестве и человечности, выделение гуманитарного аспекта всех учебных курсов и предметов, гуманизация их преподавания;
·сочетание фундаментальности и практической направленности (фундаментализация предполагает освобождение школьников от обязательного изучения второстепенных фактов и положений и выдвижение на передний план развития у учащихся познавательных, творческих и созидательных способностей, формирование обобщенных, фундаментальных знаний, универсальных умений, способов деятельности и компетенций; практическая направленность предполагает усиление конструирования содержания способов деятельности и опыта творческой деятельности, максимальное приближение школьного образования к жизни, потребностям и интересам учащегося, формирование ценностных ориентаций и опыта адекватного поведения личности в экстремальных и чрезвычайных ситуациях антропогенного, техногенного, социального и иного происхождения);
· вариативность (переход к вариативности и многообразию учебных планов, программ и курсов для реализации уровневой и профильной дифференциации, обеспечения выбора индивидуальной образовательной траектории с учетом интересов, потребностей и возможностей личности, специфики социокультурной среды, функционирования образовательных учреждений в сельской и городской местностях).
Государственные документы, определяющие содержание образования:
Государственные образовательные стандарты — это документация, служащая основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. В стандартах закрепляются цели, задачи и содержание образования, что дает возможность диагностировать его результаты, сохранять единое образовательное пространство.
Образовательный стандарт – нормативный документ, содержащий систему требований к основным параметрам общего среднего образования, устанавливающих соответствующий уровень образования, принимаемый в качестве государственной нормы образованности личности.
Государственный стандарт определяет:
♦ минимум содержания основных образовательных программ;
♦ максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
♦ требования к уровню подготовки выпускников.
На основе государственных стандартов разрабатываются учебные планы образовательных учреждений всех типов.
Учебный план это документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени.
Учебные планы общеобразовательных школ в Республике Беларусь утверждает Министерство образования.
Выделяют следующие виды учебных планов: базисный, типовой (носит рекомендательный характер), учебный план средней школы.
Учебный план определяет содержание: а) начального образования (1—4 классы), б) основного (базового) образования (5—10 классы), в) среднего (полного) образования (11 —12 классы).
Учебный план устанавливает следующие нормативы организации учебной деятельности:
♦ продолжительность обучения в учебных годах (общую и по каждой из ступеней);
♦ полный перечень учебных предметов по годам обучения;
♦ количество часов (уроков), отводимых на каждый предмет, неделю, учебный год и за все годы обучения;
♦ недельную учебную нагрузку (обязательную, а также для занятий по выбору учащихся и факультативных занятий);
♦ итоговое количество учебных часов, финансируемых государством;
♦ периоды производственной практики, лагерных сборов;
♦ продолжительность учебных четвертей и каникул.
В учебных планах школ Республики Беларусь выделяют образовательные компоненты:
♦ базовый (республиканский);
♦ дифференцированный (национально-региональный);
♦ школьный.
Во всех учебных планах сначала определяется базовый компонент. Обращает на себя внимание многопредметность базового компонента, а также преемственность учебных предметов от младших классов к старшим. Для учебных предметов базового компонента предусмотрены 5—6 часов в неделю (в зависимости от класса). В белорусских учебных планах, кроме обязательных учебных предметов (базовый компонент), есть предметы для выбора самими учащимися. Есть еще факультативные предметы. Они не обязательны, а только для желающих. Факультативные курсы по содержанию охватывают дополнительные главы основного предмета, либо развернутый вариант какой-нибудь обязательной темы, либо спецкурс, какого нет в базовом компоненте плана.
Учебный план содержит и школьный компонент, т. е. некоторые учебные предметы, кроме базовых, определяются и распределяются решением педагогического или методического совета школы. Школьный компонент позволяет дополнительно дать учебные предметы с учетом пожеланий учащихся, наличия преподавательских кадров соответствующей специализации и материально-технической базы школы.
Учебная программа — нормативный документ, который составляется на основе учебного плана и определяет содержание образования по каждому учебному предмету и объем времени, выделяемый как на изучение предмета в целом, так и на каждый его раздел или тему. Программу утверждает Министерство образования.
Виды учебных программ:
♦ Типовые учебные программы, определяющие базовые знания, умения, навыки, систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера.
♦ Рабочие учебные программы, которые формируются на базе типовых программ и отражают специфику обучения в данном образовательном учреждении в конкретной социально-педагогической ситуации.
♦ Личностно-индивидуальные авторские программы, разрабатываемые или реализуемые высококвалифицированными творчески работающими учителями.
Традиционно существует два принципа (способа) построения программ
а) линейный — логическое построение материала в беспрерывной последовательности, без возвращения к учебному материалу на следующих этапах обучения;
б) концентрический — повторение учебного материала на следующей ступени в усложненном варианте. На новом витке содержание расширяется и углубляется.
Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе. К ней относятся: шкальные учебники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, справочники, сборники задач, методические пособия для учителя и др.
Учебники и учебные пособия выступают в качестве важнейшего средства обучения, основных источников знаний и организации самостоятельной работы учащихся по предмету; они представляют собой информационную модель обучения, своеобразный сценарий учебного процесса.
Учебник — это учебная книга, в которой изложен систематизированный материал, составляющий развернутое конкретное содержание учебного предмета в соответствии с целями обучения, установленными программой и требованиями дидактики. В учебнике даются основы научных знаний на современном уровне в том объеме, который предусмотрен учебной программой.
Учебно-методический комплекс (УМК) является системой дидактических средств обучения по конкретным учебным предметам и курсам, создаваемой в целях достижения требований образовательных стандартов общего среднего образования
Таким образом, содержание образования — важнейший компонент учебного процесса и основное средство достижения цели в образовании. Содержание образования уточняется в учебном предмете, закрепляется в учебных планах и программах, а затем программа обучения развертывается в учебниках.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 338.