Критически оцените теорию научной деятельности высшей школы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Научная деятельность педагогического процесса высшей школы зависит от потребностей общества и его требований (социально-экономического заказа общества), уровня развития науки и культуры, материально-технической базы (культуросообразность), развития научного потенциала и научных школ университета.Существует объективная зависимость проведения научной деятельности от потребностей общества. Обществом формируется заказ на проведение научных исследований в рамках приоритетных направлений.Цели научной деятельности университетов соответствуют уровню развития общества, культуры и науки, т.е. носят исторический характер, в частности в XVIIв. они соответствовали тому времени, классической науке, включали тот объем знаний, а в начале ХХI века –направлены на развитие биотехнологии, генетики, психологии и других наук, с значительным увеличением объема научных знаний.В то же время научная деятельность высшей школы определяется культивированием и развитием научных школ. Чем сильнее традиции научных школ, тем активнее будут проводиться научные исследования в университете.

1. Процессы обучения, воспитания, научной деятельности в высшей школе закономерно взаимосвязаны в целостный педагогический процесс вуза. Процесс обучения в высшей школе выполняет софункцию научной деятельности, воспитания и развития. Процесс научной деятельности педпроцесса высшей школы выполняет софункцию обучения, воспитания и развития. В то же время цель педагогического процесса высшей школы –формирование личности специалиста, компетентного, прогрессивного и активного профессионала. Эта закономерность сформулирована, опираясь на гумбольтовский тезис «исследуя –обучаю, обучая -исследую». По В.Гумбольту «исследование означает самостоятельное разыскание и усвоение истины», «все представители университета должны быть исследователями –и учителя, и ученики находятся «здесь ради науки»», в этом заключается фундаментальный принцип университета «единства исследования и преподавания» .

2.Содержание научных исследований закономерно зависит от его цели и задач, а также индивидуальных творческих и исследовательских (аналитических) возможностей обучаемых.Закономерность определяет зависимость содержания НИР от тех целей и задач, которыемы формулируем в начале проведения исследования в рамках педагогического процесса. Научная деятельность педпроцесса вуза также зависит от когнитивных, интеллектуальных, творческих особенностей студентов, их заинтересованности, их стимулирования.

3. Активизация научной деятельности закономерно зависит от наличия у студентов познавательных мотивов, от используемых преподавателем методов стимулирования научного познания.

4.Формы организации научной деятельности зависят от задач, содержания, методов и условийпроведения исследований.

5.Эффективность научно-исследовательской деятельности и усвоение технологий научной деятельности зависят от условий, в которых он протекает.

Закономерности сформулированы по аналогии с закономерностями обучения и воспитания и в соответствии с закономерностями целостного педагогического процесса.

36. Сравните овладение знаниями, способами деятельности (умениями) в двух основных вариантах построения учебного процесса

Овладение знаниями, способами деятельности (умениями) может происходить в двух основных вариантах построения учебного процесса: репродуктивном (воспроизводящем) и продуктивном (творческом).

Репродуктивный вариант включает в себя восприятие фактов, явлений, их последующее осмысление (установление связей, выделение главного), что приводит к пониманию. Основное из понятого (исходные положения, ведущий тезис, аргументация, доказательство, основные выводы) студент должен удержать в памяти, что требует особой (мнемической) деятельности. Запоминание понятого приводит к усвоению материала. Часть материала вполне достаточно довести до уровня овладения, что требует еще одного этапа – применения, использования его либо на уровне репродуктивном, алгоритмическом, либо на уровне поисковом (творческом). Последний этап в вузовском обучении явно недооценивается, что делает процесс овладения знанием незавершенным.

При репродуктивном методе ученик усваивает готовые знания и репродуцирует (воспроизводит) уже известные ему способы деятельности;

Главным признаком репродуктивного метода является воспроизведение и повторение способа деятельности по образцу. Преподаватель пользуется устным и печатным словом, наглядностью разного вида, а обучаемые выполняют задания, имея готовый образец.

Продуктивный метод отличающиеся тем, что ученик добывает субъективно новые знания в результате творческой деятельности. Проблемное изложение относится к промежуточной группе, ибо оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности.

Условием применения продуктивных методов является наличие проблемы. Проблемная ситуация – это психическое состояние интеллектуального затруднения. Главная задача преподавателя – создать потребность в приобретении новых знаний или поиске новых способов действий.

Продуктивный вариант построения учебного процесса

Ориентировочный этап

1.Восприятие или самостоятельное формулирование условия задачи

2. Анализ условия задачи

3.Воспроизведение (или восполнение) необходимых для решения знаний

4.Прогнозирование процесса и результатов формулирование гипотезы

5.Составление плана (проекта, программы) решения

Исполнительский этап

6. Попытки решения задачи на основе известных способов

7.Переструктурирование плана решения, нахождение нового способа решения. Контрольно-систематизирующий этап

8.Решение задачи новыми способами

9.Проверка решения

10.Введение полученного знания (способа) в имеющуюся у студента систему

11.Выход на новые проблемы Добывание, применение знаний здесь носит поисковый, творческий характер. Стимулируется самоанализ, саморегуляция, иницитива.

2. У каждого из этих видов мышления – свои исключительные по своей важности для общества функции:

У репродуктивного мышления – функция сохранения и систематизации накопленного опыта.

У продуктивного – функция видоизменения опыта, деятельности и создание новых продуктов и знаний.

 

Проанализируйте термин НИРС

Научно-исследовательская работа студентов (сокращённо — НИРС) рассматривается как важнейшая часть системы подготовки высококвалифицированных специалистов, способных к поиску наилучших вариантов решения социально-экономических, психологических, коммуникационных, социокультурных и др. проблем.

 

Основными формами НИРС в институте являются:

Ø подготовка рефератов с обзором новых научных результатов;

Ø выполнение курсовых и дипломных работ на актуальные научные темы по соответствующим научным направлениям деятельности института;

Ø разработка творческих проектов и исполнение авторских произведений в сфере дизайна и прикладного искусства;

Ø участие в ежегодных научных конференциях студентов и аспирантов института, творческих конкурсах в университете;

Ø участие в городских, региональных и федеральных - научных конференциях, творческих конкурсах;

Ø участие в конкурсах НИРС, которые проводятся в институте, других вузах, регионах и на федеральном уровне;

Ø выполнение НИР и творческих проектов по грантам различных организаций, регионов, научных фондов;

Ø участие в выполнении хоздоговорных НИР.

НИРС нацелена на выявление наиболее способных и мыслящих студентов, развитие их творческой активности, повышение для них престижа научно-исследовательской деятельности, формирование мотивации к инновационной деятельности.

Руководство института уделяет также особое внимание представлению студентов к получению грантов и их участию в вузовских, межрегиональных и международных научных мероприятиях (творческих конкурсах).

Научные результаты, полученные студентами института, публикуются в сборниках тезисов докладов и научных статей, издаваемых университетом и другими организациями. Наиболее важные из них приводятся в монографиях и учебниках, подготовленных профессорско-преподавательским составом института, экспонируются на соответствующих выставках.

Большинство преподавателей, работающих в институте, используют свой научный и педагогический потенциал, чтобы научить студентов мыслить и действовать нешаблонно, выработать у них умение ставить и творчески решать исследовательские и творческие задачи, помочь желающим определить свои научные интересы.

Предоставление студентам широкой возможности общаться с учёными и художниками, моральное и материальное поощрение наиболее способных студентов являются факторами, стимулирующими различные формы студенческого научного и художественного творчества.

Университет считает необходимым для своих сотрудников активное участие в научных исследованиях (творческой работе) по тематике вуза, расширение представления результатов научных исследований на различных мероприятиях в стране и за рубежом; привлечение более широкого круга специалистов для руководства научно-исследовательской (художественно-творческой) работой студентов, расширение и активизацию деятельности общеинститутского студенческого научного общества.

Современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Все эти качества необходимо формировать в вузе. Воспитываются они через активное участие студентов в научно-исследовательской работе, которая на современном этапе приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста. Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности является обязательной составной частью модели специалиста высшего профессионального образования.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 291.