Учебно-методический комплекс по дисциплине (УМКД) представляет собой набор документов, определяющих концепцию конкретного курса. Учебно-методический комплекс дисциплины разрабатывается в соответствии с содержанием ГОСО РК 5.03.007 – 2006 «Образовательно-профессиональные программы» и рабочего учебного плана специальностей. Цель УМКД - отражать основное содержание преподаваемой дисциплины, что призвано облегчить выбор студентом предмета и соответственно этому траекторию обучения.
Составление и использование УМКД направлено на решение следующих задач:
- реализация междисциплинарных логических связей образовательной программы;
- распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий;
- организация самостоятельной работы студентов в аудиторное и внеаудиторное время;
- активизация познавательной и творческой деятельности студентов;
- обеспечение взаимосвязи учебного и исследовательского процессов.
УМКД – комплект документов, регламентирующих все аспекты учебного процесса. Каждая составляющая часть УМКД рассматривается и утверждается в установленном порядке. Поэтому УМКД в целом не утверждается, а константируется на заседании кафедры «Составлен полностью» или «Составлен частично».
УМКД по курсу включает в себя:
1. типовую учебную программу дисциплины (для дисциплин обязательного компонента), учебную программу (для дисциплин по выбору);
2. рабочую учебную программу дисциплины для преподавателей (см. методические указания);
3. программу обучения по дисциплине (Syllabus) для студентов (см. методические указания);
4. карту учебно-методической обеспеченности дисциплины;
5. лекционный комплекс (тезисы лекций, иллюстративный и раздаточный материал);
6. планы семинарских (практических) занятий;
7. методические рекомендации по изучению дисциплины;
8. методические рекомендации и указания по типовым расчетам, выполнению расчетно-графических, лабораторных работ, курсовых работ и прочие;
9. материалы для самостоятельной работы обучающегося: наборы текстов домашних заданий, материалы самоконтроля по каждой теме, задания по выполнению текущих видов работ, рефератов и других домашних заданий с указанием трудоемкости и литературы;
10. методические указания по прохождению учебной, производственной и преддипломной практик, формы отчетной документации;
11. материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся (письменные контрольные задания, тестовые задания, перечень вопросов для самоподготовки, экзаменационные билеты и др.);
12. перечень специализированных аудиторий, кабинетов и лабораторий.
42. Подготовьте план и составьте этапы воспитания и формирования личности специалиста. Целью воспитания студентов в условиях высшей школы служит формирование и развитие общей и профессиональной культуры будущих специалистов. Воспитательная работа в вузе нацелена на подготовку высококвалифицированных и компетентных молодых специалистов, готовых к производственной, общественной и культурной деятельности.
С позиций компетентностного подхода к высшему профессиональному образованию в качестве цели воспитательной работы в вузе выступает формирование общекультурных и социально-личностных компетенций будущих специалистов высшей квалификацией.
Воспитательная работа в вузе призвана осуществляться с учетом требований к организации педагогической деятельности, указывающих ее направление и носящих название принципы воспитания. В.А.Сластенин и др. отмечают значимость и необходимость соблюдения преподавательским составом следующих принципов воспитания в работе со студентами:
- гуманистической направленности;
- целостности учебного и воспитательного процессов;
- индивидуально-личностной ориентации и дифференциации воспитания;
- творческого начала в воспитании;
- последовательности и систематичности;
- ориентации содержания воспитания на развитие социальной активности студентов.
Содержание воспитательной работы в вузе включает в себя различные направления, основными из которых являются профессиональное, гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Остальные направления (правовое, физическое, трудовое и др.) выступают частью основных или органически примыкают к ним. Конкретный вуз, учитывая свой профиль, наряду с основными может выделять и такие направления, которые выражают специфику подготовки специалистов. Важнейшим направлением, центрирующим все другие направления воспитательной работы, является профессиональное воспитание будущих специалистов, в результате которого обретается система профессиональных ценностей и мотивов, формируется профессиональная культура.
Воспитание – целенаправленный процесс формирования личности с помощью специально организованных педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом.
Понятие «воспитание» связано с понятиями «становление», «формирование», «социализация».
Социализация – процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которого человек усваивает социальный опыт, вводит избирательно в свою систему поведения принятые в данном обществе или социальной группе нормы и правила поведения.
Становление личности – понятие, отражающее достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, самостоятельно выстраивать свое поведение, осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор.
Формирование личности – процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности.
Воспитание как педагогическое понятие включает в свое содержание три важных этапа:
– целенаправленность, наличие какого-то образца, социально-культурного ориентира, идеала;
– соответствие хода процесса воспитания социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества;
– наличие определенной системы организуемых воспитательных воздействий и влияний.
Хорошо организованное воспитание приводит к формированию способности человека к самовоспитанию. Суть его – в указании на смещение субъекта воспитания: соотносить социально-культурный образец с поведением станет сам воспитанник. Ребенок освобождается от зависимости от воспитывающих его взрослых и свое «Я» превращает в объект собственного восприятия и самостоятельного продуманного воздействия на самого себя в целях самосовершенствования, саморазвития. Основными приемами самовоспитания являются самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеждение.
Латентный (скрытый) характер протекающих в личности процессов и длительность их завершающего формирования ставят как педагога, так и воспитанника, перед фактом явных несоответствий личности общепринятым нормам и неразвитости некоторых качеств, востребованных современной жизнью. Стремление исправить, скорректировать, добавить, ликвидировать какие-либо качества и привычки поведения характеризуют процесс «перевоспитания».
«Перевоспитание» – термин далекого педагогического прошлого, когда ребенок, будучи для педагога объектом воздействия, трактовался как носитель суммы качеств. Предполагалось, что отрицательные качества нужно удалять, уничтожать, подавлять, а положительные – вкладывать на место вытравленных.
К.Д. Ушинский указывал, что лучше дурные привычки искореняются формированием добрых привычек, которые станут заменой дурных. А.С. Макаренко доказал, что любого ребенка можно воспитать, если поместить его в нормальные человеческие условия.
На сегодняшний день педагогическая мысль и гуманистическая психология утверждают принцип принятия ребенка как данности, уважение его индивидуальности, учет истории его становления, развития и формирования. С этих новых позиций термин «перевоспитание» постепенно отходит в прошлое.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 235.