Сравните движущие силы и принципы обучения в высшей школе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Современная дидактика рассматривает процесс обучения как двусторонний: обучение (сотрудничество) = преподавание (деятельность педагога) + учение (деятельность учеников).

Движущими силами процесса обучения выступают внешние и внутренние противоречия.

Внешними являются противоречиямежду природой познания человеком объективной действительности и спецификой учебно-познавательной деятельности, обусловленной возрастными особенностями познания детьми реального мир и характером становления их природных познавательных сил.

Внутренними являются противоречиямежду имеющимся (наличным, актуальным на данный момент) уровнем обученности личности и новыми, более высокими требованиями к ней со стороны педагога.

Однако основным противоречием обучения является:

· противоречие между постоянно усложняющимися требованиями обучения и возможностями учащихся.

Данное противоречие является движущей силой процесса обучения, т.к. оно неисчерпаемо как неисчерпаем процесс познания.

Чтобы данные противоречия выступали движущей силой учебного процесса и приводили к развитию личности обучаемого, необходимы:

· сталкивание в рамках изучаемого материала житейских и научных представлений, наглядно демонстрирующее ограниченность одних (ненаучных) и достоинство других (научных);

· показ динамики становления научных понятий через освещение борьбы различных школ, идей, концепций, направленный на укрепление в сознании учащихся мысли о том, что все знания относительны, что «великие тоже ошибались»;

· отражение в рамках изучаемого материала ломки традиционных представлений и взглядов на законы, события, факты;

· введение в образовательный процесс жизненных ситуаций, иллюстрирующих изучаемый материал и доказывающих его практическую значимость;

· осуществление учебного процесса как единства усвоения, запоминания и творческого применения полученных знаний на основе мобилизации всех духовно-интеллектуальных, эмоциональных и физических сил детей в целях освоения ими объективного знания о реальном мире.

Процесс обучения как общественное явление призван осуществлять три основные функции:информационную, воспитательную и развивающую, которые осуществляются в тесном взаимосвязанном единстве, взаимно обогащая и дополняя друг друга.

Информационная функция обучения реализовывается в процессе усвоения научных знаний, формирования специальных и общеучебных умений и навыков.

Наиболее близкими по своему значению к закономерностям обучения, мостом, соединяющим теоретические представления с педагогической практикой, фундаментом процесса обучения служат принципы.

Понятие “принцип” происходит от латинского “principium” - начало, основа. По своему происхождению принципы обучения (дидактические принципы) являются теоретическим обобщением педагогической практики, возникают из опыта практической деятельности и, следовательно, носят объективный характер.

Принципы обучения всегда отражают зависимости между объективными закономерностями учебного процесса и целями, которые стоят в обучении. Иными словами, это методическое выражение познанных законов и закономерностей, знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм педагогической практики.

В современной дидактике принципы обучения рассматриваются как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей учебного процесса.

Принцип - это система исходных теоретических положений, руководящих идей и основных требований к проектированию целостного образовательного процесса, вытекающих из установленных психолого-педагогической наукой закономерностей и изучаемых в целях, содержании, педагогических технологиях, деятельности преподавателей и деятельности студентов.

Дидактические принципы - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно - историческом виде (М.А. Данилов). Выступая как категории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

Дидактика опирается главным образом на следующие принципы обучения: научности, систематичности, связи теорий с практикой, сознательности обучения, единства конкретного и абстрактного, доступности, прочности знаний, соединения индивидуального и кол­лективного. Все эти принципы обучения взаимосвязаны и взаимозависимы, дополняют и обусловливают друг друга. В практике обу­чения они находят применение в виде правил, методов и форм орга­низации и проведения учебной работы.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 314.