Сравните системный и личностный подходы методологического аппарата педагогического исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Личностный подход понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики — направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненны планы; сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:

§ постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;

§ умел диагностировать и знал реальный уровень сформированное таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.;

§ постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;

§ своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить — оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;

§ максимально опирался на собственную активность личности;

§ сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;

§ развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

Системный поход в педагогике требует отношения к педагогике как к целостной системе, то есть совокупности структурированных и взаимосвязанных между собой частей.

Данный подход является более качественным и современным, в сравнении с традиционным предметным подходом. Он пришел на смену функциональному и аналитическому подходам, в которых части целого рассматривались как изолированные и самостоятельные компоненты.

Любой системный подход, в том числе и в педагогике определяется следующими основными принципами:

целостностью,

иерархичностью,

множественностью,

структуризацией,

системностью.

Принцип системности является объединяющим для остальных принципов, согласно ему каждый объект обладает всеми признаками системы. Современная концепция педагогического системного подхода сильно отличается от концепции прошлых веков, но основа была заложена именно тогда.

Принцип целостности подразумевает, что отдельные элементы системы являются единым целым и подчиняются общим принципам, задачам и целям.

Иерархичность представляет собой совокупность всех элементов системы. Каждый из этих элементов имеет свое значение, подчинен другим элементам или подчиняет себе другие составляющие элементы системы.

Структуризация заключается в объединении разных элементов системы в подсистемы по соответствующим признакам. Каждая из подсистем может быть связана с другими подсистемами.

Множественность предполагает применение различных моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

 

6. Объясните разницы и дайте характеристику двухуровневой системе высшего образования Республики Казахстан (см. УМКД тема 2, лекц. комплекс)

7 июня 1999 года был принят Закон Республики Казахстан «Об образовании», который установил следующую структуру высшего профессионального образования:

1) высшее базовое образование (бакалавриат), со сроком обучения четыре года, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации и академической степени «бакалавр»; высшее научно-педагогическое образование, подтверждаемое присуждением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации и академической степени «магистр» со сроком обучения: на основе высшего базового образования - два года; высшего специального образования один год;

2) высшее специальное образование, со сроком обучения не менее четырех лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными общеобязательными стандартами образования, подтверждаемое присуждением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, соответствующей квалификации «специалист с высшим профессиональным образованием».

17 июня 1999 года была подписана Болонская декларация, которая провозгласила принятие европейской системы высшего образования, основанной на двух основных циклах: достепенной и степенной, называемых сейчас бакалавриатом и магистратурой. Причем доступ ко второму циклу предусматривал успешное завершение первого цикла продолжительностью не менее трех лет.

Таким образом, Казахстан осуществил переход на двухуровневую систему высшего образования несколько ранее подписания Болонской декларации. Однако в течение 5 лет после принятия закона об образовании высшее специальное образование оставалось основным и единственным уровнем в Казахстане. Только отдельные вузы, имеющие хорошие международные связи, в экспериментальном порядке осваивали образовательные программы бакалавриата и магистратуры.

Прорыв в направлении принятия двухуровневого высшего образования произошел в 2004 году, когда большинство вузов Казахстана перешли на подготовку бакалавров по четырехлетним и магистров по двухлетним образовательным программам. Был принят Классификатор специальностей высшего образования, в котором были указаны специальности бакалавриата и магистратуры, по которым вузы Казахстана могли осуществлять подготовку специалистов. Затем вузовскими коллективами были подготовлены и утверждены Министерством образования и науки Республики Казахстан государственные общеобязательные стандарты образования по подготовке бакалавров и магистров по всем специальностям, указанным в Классификаторе специальностей высшего образования.

В стандартах указывались требования к ключевым компетенциям бакалавра. Что он должен знать и уметь, какие должен иметь навыки, в чем он должен быть компетентным и о чем он дожжен иметь представление. В стандартах показывались основные общенациональные цели образования и иерархия целей (цели по циклам дисциплин), а также требования к уровню образованности выпускников, в том числе к общей образованности, к социально-этической компетенции, к экономическим и организационно-управленческим компетенциям, к профессиональной компетенции, к готовности смены социальных, экономических, профессиональных ролей, географической и социальной мобильности и к образованности по основным циклам учебных дисциплин.

Далее в стандартах описывалось содержание образовательной программы в разрезе отдельных дисциплин, включенных в обязательную компоненту учебного плана данной специальности бакалавриата.

В течение одного семестра длительностью 15 недель студент очной формы обучения по специальностям бакалавриата должен был освоить 18-22 кредитов или 810-990 часов.

Государственные общеобязательные стандарты образования по магистерским специальностям по форме были похожи на стандарты по специальностям бакалавриата, но по содержанию были другими. К примеру, в стандартах магистратуры предусматривалось два вида образовательной программы: профильная и научно-педагогическая. Профильная магистратура имела продолжительность обучения от 1 года до 1,5 лет, а научно-педагогическая – 2 года. Основным критерием завершенности образовательного процесса в магистратуре является освоение магистрантом при научно-педагогической подготовке - не менее 46 кредитов и при профильной подготовке - не менее 36 кредитов. Профильная и научно-педагогическая магистратуры отличаются и задачами.

В докторантуре осуществляется подготовка докторов философии (PhD) и докторов по профилю на базе профессиональных учебных программ магистратуры со сроком обучения не менее трех лет.

Здесь мы видим одно очень важное отличие структуры высшего образования в Казахстане от структуры, предусмотренной Болонской декларацией. В соответствии с новым законом магистратура не относится ко второму уровню (циклу) высшего образования, а переведена на уровень послевузовского, читай послевысшего образования.

Другим отличием является то, что Болонская декларация не регулирует третью ступень высшего образования и передает это право высшим учебным заведениям. В Республике Казахстан на этом уровне предусматривается подготовка докторов философии (PhD) или докторов по профилю в соответствии с Классификатором специальностей высшего и послевузовского образования от 2009 года, являющегося государственным стандартом, а также государственными общеобязательными стандартами образования по специальностям докторантуры.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 268.