Определите категории методов педагогического исследования.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методы педагогического исследования. При проведении педагогического исследования используются определенные научные методы.

При проведении педагогического исследования используются определенные научные методы.

Методы педагогического исследования- это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

1. Теоретические: позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснять и предсказывать явления, перейти от абстрактного к конкретному.

Анализ - мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явлений.

Синтез - мысленное соединение признаков, свойств явления и смысловое (абстрактное) целое.

Сравнение - установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями. При сравнении, прежде всего, необходимо определить основу сравнения - критерий.

Абстрагирование - мысленное отвлечение от какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.

Конкретизация - мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций (противоположен абстрагированию).

Обобщение - выделение в процессах и явлениях общих черт, т.е. обобщение исследуемого.

Моделирование - исследование процессов и явлений при помощи их реальных и идеальных моделей.

Индукция и дедукция - логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных.( индукция: от частного к общему; дедукция: от общего к частному).

2. Эмпирические (практические):

Наблюдение - целенаправленное, систематическое изучение определенного педагогического явления.

· по временной организации: непрерывное и дискретное (в отдельные промежутки времени)

· по объему: сплошное и выборочное (направлено на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов)

· по способу получения сведений: непосредственным (прямым) - регистрируются непосредственно увиденные факты во время наблюдения; косвенным (опосредованным) - наблюдается результат.

· по типу связи наблюдателя и наблюдаемого: включенное (наблюдатель является членом исследуемой группы); не включенное (со стороны).

· по условиям проведения: полевые и лабораторные.

· по плановости: неформализованное (свободное) и формализованное (по программе).

· по частоте применения: постоянные, повторные, однократные, многократные.

· по способу получения информации: прямое (проводит сам) и косвенное (описание другими людьми).

Беседа - позволяет выяснять мнение и отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям и тем самым составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений.

Требования:

· предварительная подготовка

· умение вызвать собеседника на откровенность

· нецелесообразность постановки вопросов "в лоб"

· четкость вопросов, тактичность, доверительность.

Разновидность беседы - интервьюирование (заранее намеченные вопросы).

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).

Типы анкет:

· открытые – требующие самостоятельного конструирования ответа

· закрытые – выбрать один ответ

· полузакрытые – есть возможность добавить свои ответы к готовым

· именные

· анонимные

· полные

· урезанные

· пропедевтические

· контрольные

Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

Тест – стандартизированная процедура измерения (надежность – устойчивость результатов тестирования, валидность – соответствие целям диагностики, дифференцирующей силой заданий).

Педагогический эксперимент – преднамеренное внесение изменений в педагогический процесс, глубокий качественный анализ и количественное измерение результатов изменения процесса.

· Лабораторный и естественный

· Констатирующий и формирующий

· Длительный и кратковременный

Изучение документов. Документ – специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи и хранения информации.

· Письменные документы

· Статистические данные

· Иконографическая документация

· Фонетические

· Технические

Изучение и обобщение педагогического опыта. Этот метод направлен на анализ состояния практики. Изучается массовый опыт (ведущие тенденции), отрицательный опыт (ошибки, недостатки), передовой опыт (новое, эффективное).

Шкалирование – позволяет превратить качественные факторы в количественные ряды.

Шкалирование, при котором, оцениваются качества личности с помощью компетентных людей (экспертов), называется рейтингом.

Метод обобщения независимых характеристик – предполагает выявление и анализ мнений, полученных от различных людей (опрос о личности школьника учителей, классного руководителя, родителей, сверстников).

Метод педагогического консилиума предполагает коллективное обсуждение и оценивание результатов изучения воспитанников, выявление причин возможных отклонений в сформированности тех или иных черт личности, коллективную выработку способов преодаления обнаруженных недостатков.

Социометрия – оценивать структуру малой группы и статус отдельной личности в группе.

Математические методы и методы статистической обработки исследовательского материала:применяют для обработки данных, помогают оценивать результаты эксперимента и др.

8.Проанализуйте культурно-гуманистические функции образования.

Подытоживая сказанное, можно выделить следующие культурно-гуманистические функции образования:

развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;

формирование характера и моральной ответственности в си­туациях адаптирования к социальной и природной сферам;

обеспечение возможностей для личностного и профессиональ­ного роста и для осуществления самореализации;

овладение средствами, необходимыми для достижения интел­лектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

создание условий для саморазвития творческой индивидуаль­ности и раскрытия духовных потенций.

Образование выступает средством трансляции культуры, овла­девая которой человек не только адаптируется к условиям посто­янно изменяющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации.

Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмыс­ления культурно-гуманистических функций образования, являет­ся его общая направленность на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека. При этом каждый компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение гуманистической цели образования.

Гуманистическая цель образования требует пересмотра его содержания. Оно должно включать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные личностно-разви-вающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмо­ционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также систему нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.

Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также, проблему разработки и внедрения новых техноло­гий обучения и воспитания, которые помогли бы преодолеть без-личностность образования, его отчуждение от реальной жизни.

Для разработки таких технологий частичного обновления мето­дов и приемов обучения и воспитания недостаточно. Сущностная специфика гуманистической технологии образования заклю­чается не столько в передаче некоторого содержания знаний и формировании соответствующих им умений и навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в совместном личностном рос­те педагога и учащихся.

Реализация культурно-гуманистических функций образования, таким образом, обусловливает неограниченный в социокультурном пространстве демократически организованный, интенсивный образовательный процесс, в центре которого находится личность обучаемого (принцип антропоцентричности). Основным смыслом этого процесса становится гармоничное развитие личности. Ка­чество и мера этого развития выступают показателями гуманиза­ции общества и личности.

 

9.Проанализуйте гуманистическую цель образования

О гуманистической педагогике Принцип гуманистической направленности является, пожалуй, самым важным и вместе с тем самым общим принципом обучения. Он обращает внимание образования на важность воспитания личности в ходе учебного процесса и утверждает, что человек - это главная ценность этого процесса. Раскрывать человека, развивать его, совершенствовать, направлять на лучший путь - это истинная цель обучения.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 274.