Методы педагогического исследования. При проведении педагогического исследования используются определенные научные методы.
При проведении педагогического исследования используются определенные научные методы.
Методы педагогического исследования- это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.
1. Теоретические: позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснять и предсказывать явления, перейти от абстрактного к конкретному.
Анализ - мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явлений.
Синтез - мысленное соединение признаков, свойств явления и смысловое (абстрактное) целое.
Сравнение - установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями. При сравнении, прежде всего, необходимо определить основу сравнения - критерий.
Абстрагирование - мысленное отвлечение от какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.
Конкретизация - мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций (противоположен абстрагированию).
Обобщение - выделение в процессах и явлениях общих черт, т.е. обобщение исследуемого.
Моделирование - исследование процессов и явлений при помощи их реальных и идеальных моделей.
Индукция и дедукция - логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных.( индукция: от частного к общему; дедукция: от общего к частному).
2. Эмпирические (практические):
Наблюдение - целенаправленное, систематическое изучение определенного педагогического явления.
· по временной организации: непрерывное и дискретное (в отдельные промежутки времени)
· по объему: сплошное и выборочное (направлено на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов)
· по способу получения сведений: непосредственным (прямым) - регистрируются непосредственно увиденные факты во время наблюдения; косвенным (опосредованным) - наблюдается результат.
· по типу связи наблюдателя и наблюдаемого: включенное (наблюдатель является членом исследуемой группы); не включенное (со стороны).
· по условиям проведения: полевые и лабораторные.
· по плановости: неформализованное (свободное) и формализованное (по программе).
· по частоте применения: постоянные, повторные, однократные, многократные.
· по способу получения информации: прямое (проводит сам) и косвенное (описание другими людьми).
Беседа - позволяет выяснять мнение и отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям и тем самым составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений.
Требования:
· предварительная подготовка
· умение вызвать собеседника на откровенность
· нецелесообразность постановки вопросов "в лоб"
· четкость вопросов, тактичность, доверительность.
Разновидность беседы - интервьюирование (заранее намеченные вопросы).
Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).
Типы анкет:
· открытые – требующие самостоятельного конструирования ответа
· закрытые – выбрать один ответ
· полузакрытые – есть возможность добавить свои ответы к готовым
· именные
· анонимные
· полные
· урезанные
· пропедевтические
· контрольные
Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.
Тест – стандартизированная процедура измерения (надежность – устойчивость результатов тестирования, валидность – соответствие целям диагностики, дифференцирующей силой заданий).
Педагогический эксперимент – преднамеренное внесение изменений в педагогический процесс, глубокий качественный анализ и количественное измерение результатов изменения процесса.
· Лабораторный и естественный
· Констатирующий и формирующий
· Длительный и кратковременный
Изучение документов. Документ – специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи и хранения информации.
· Письменные документы
· Статистические данные
· Иконографическая документация
· Фонетические
· Технические
Изучение и обобщение педагогического опыта. Этот метод направлен на анализ состояния практики. Изучается массовый опыт (ведущие тенденции), отрицательный опыт (ошибки, недостатки), передовой опыт (новое, эффективное).
Шкалирование – позволяет превратить качественные факторы в количественные ряды.
Шкалирование, при котором, оцениваются качества личности с помощью компетентных людей (экспертов), называется рейтингом.
Метод обобщения независимых характеристик – предполагает выявление и анализ мнений, полученных от различных людей (опрос о личности школьника учителей, классного руководителя, родителей, сверстников).
Метод педагогического консилиума предполагает коллективное обсуждение и оценивание результатов изучения воспитанников, выявление причин возможных отклонений в сформированности тех или иных черт личности, коллективную выработку способов преодаления обнаруженных недостатков.
Социометрия – оценивать структуру малой группы и статус отдельной личности в группе.
Математические методы и методы статистической обработки исследовательского материала:применяют для обработки данных, помогают оценивать результаты эксперимента и др.
8.Проанализуйте культурно-гуманистические функции образования.
Подытоживая сказанное, можно выделить следующие культурно-гуманистические функции образования:
развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;
формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам;
обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;
овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;
создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций.
Образование выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации.
Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмысления культурно-гуманистических функций образования, является его общая направленность на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека. При этом каждый компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение гуманистической цели образования.
Гуманистическая цель образования требует пересмотра его содержания. Оно должно включать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные личностно-разви-вающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также систему нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.
Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также, проблему разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания, которые помогли бы преодолеть без-личностность образования, его отчуждение от реальной жизни.
Для разработки таких технологий частичного обновления методов и приемов обучения и воспитания недостаточно. Сущностная специфика гуманистической технологии образования заключается не столько в передаче некоторого содержания знаний и формировании соответствующих им умений и навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в совместном личностном росте педагога и учащихся.
Реализация культурно-гуманистических функций образования, таким образом, обусловливает неограниченный в социокультурном пространстве демократически организованный, интенсивный образовательный процесс, в центре которого находится личность обучаемого (принцип антропоцентричности). Основным смыслом этого процесса становится гармоничное развитие личности. Качество и мера этого развития выступают показателями гуманизации общества и личности.
9.Проанализуйте гуманистическую цель образования
О гуманистической педагогике Принцип гуманистической направленности является, пожалуй, самым важным и вместе с тем самым общим принципом обучения. Он обращает внимание образования на важность воспитания личности в ходе учебного процесса и утверждает, что человек - это главная ценность этого процесса. Раскрывать человека, развивать его, совершенствовать, направлять на лучший путь - это истинная цель обучения.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 274.