Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в следующих направлениях:
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся путем проведения родительских конференций и тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов.
Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста должна быть основана на следующих принципах:
• совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
• сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
• педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
• поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
•содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
• опора на положительный опыт семейного воспитания.
Знания, получаемые родителями (законными представителями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.
Совершенствования межличностных отношений педагогов, обучающихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (например, традиционный весенний спортивный праздник, праздник Букваря, театральные постановки к дню учителя и дню мамы и т.п.).
Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов обучающихся, проведения совместных школьных акций в микрорайоне школы.
10.Духовно-нравственное воспитание в учреждениях дополнительного образования.
Духовно-нравственное воспитание - основа формирования личности.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - одно из приоритетных направлений современного образования.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина отражена ценностно-нормативная основа взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно нравственного развития и воспитания обучающихся.
Рассмотрим основные понятия:
-духовно-нравственное развитие личности - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно – смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;
- духовно-нравственное воспитание личности гражданина – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерхаическую структуру и сложную организацию.
Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина является ключевой задачей современной государственной политики.
Таким образом, духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.
Духовно – нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:
· семейной жизни;
· культурно-регионального сообщества;
· культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответсвующая традиционной российской религии;
· российской гражданской нации;
· мирового сообщества.
Духовно – нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляет основу гражданского поведения человека.
Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа .
Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.
Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьей, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом, открытым для диалога с мировым сообществом.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности:
1. патриотизм, включающий в себя ценности: любовь к России; любовь к своему народу; любовь к своей «малой Родине»; служение Отечеству;
2. социальная солидарность — свобода личная и национальная; доверие к людям; справедливость; милосердие; доброта; честь; честность; достоинство;
3. гражданственность — правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; свобода совести и вероисповедания;
4. семья — любовь и верность; здоровье; достаток; почитание родителей: забота о старших и младших; продолжение рода;
5. труд и творчество — творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость; трудолюбие; бережливость;
6. наука — познание; истина; научная картина мира; экологическое сознание;
7. искусство и литература включает ценности: красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
8. природа — жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля;
9. человечество — мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Они пронизывают всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.
Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.
Таких проблем в России множество, и они не уходят даже из жизни самых благополучных, динамично развивающихся стран. Сделать себя нравственнее, добрее, чище - значит сделать таким мир вокруг себя.
Программы духовно-нравственного развития и воспитания должны предусматривать добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, села, района, города и т.д.
Традиционной и хорошо зарекомендовавшей себя формой социализации являются детско-юношеские и молодежные движения.
От того, каковы наши дети сегодня, зависит, каким будет общество завтра.
Какие моральные ценности создают основу духовно-нравственного сознания у школьников сегодня? Позитивному вхождению растущих граждан России в противоречивое современное общество во многом способствует деятельность детских общественных объединений, предоставляющая право выбора среды общения, а также право на уважительное и справедливое отношение со стороны взрослых.
Процесс формирования личности усложнился активизацией ряда негативных тенденций: ростом преступности и наркомании, утрате культурных ориентаций, негативному влиянию СМИ, снижению веса многих духовных ценностей, таких как нравственность, культура, сотрудничество, взаимопомощь, честь и достоинство личности.
В этой связи, исходя из современного понимания места и назначения личности в обществе, одной из главных, следует считать проблему активизации воспитательной работы среди учащихся.
Создание условий для реализации основных идей Конвенции о правах ребенка рассматривается как приобщение к общечеловеческим, гражданским ценностям через включение детей и подростков в реальные общественно-значимые отношения. Детские общественные объединения имеют реальные возможности для расширения сферы своих интересов при позитивном отношении к детской инициативе и творчеству взрослой части объединений, что является свидетельством активности, гражданственности, инициативы подрастающего поколения России.
Стабильное развитие российского государства и общества возможно только в условиях реализации социального, лидерского, творческого потенциала вступающего во взрослую жизнь поколения третьего тысячелетия.
Именно общественные объединения самого разного уровня выступают для него прообразом многогранного проявления общественной и гражданской позиции
Детские объединения позволяют в полной мере использовать воспитательный потенциал коллектива, силу общественного мнения, а также создать благоприятную психологическую атмосферу для развития личности ребёнка.
Значимую роль в формировании духовно-нравственных качеств личности воспитанников играет старший вожатый. Нравственность вожатого, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося.
В системе духовно-нравственного развития и воспитания важной составляющей является массовая работа, организуемая и проводимая ДО в разрезе коллективных творческих дел и мероприятий.
Подводя итог можно отметить, что главной целью воспитательной деятельности учащихся является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек — это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе духовно-нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Судьбы целых народов зависят иногда от характера воспитанности и нравственных убеждений. Важная истина заключается в том, что если нет доброго воспитания, то рухнет даже могущественное государство.
Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность.
Очень высоко оценивал духовно-нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 342.