Трактовка духовно-нравственного становления человека в различных философских, религиозных, социологических и культурологических концепциях.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Современные интерпретации понятий духовность и нравственности многогранны и многочисленны. Эти категории имеют философскую (как общие понятия), культурологическую (как ценностная структура культуры), социологическую (общества, социальных групп, личности), психологическую (как чувства и представления), теологическую и другие толкования.

В научно-философской литературе до сих пор преобладает трактовка человека как биосоциального феномена, в то время как его душевно-духовная основа остается в тени. В материалистическом понимании дух является всего лишь «высшим цветом материи». Но, как писал Ф. Бекон, «легкие глотки философии толкают порой к атеизму, более же глубокие возвращают к религии». «Дух, - по мнению профессора А.И. Киселева, - упорядоченная разумом, окрыленная верой, укрепленная верой, укрепленная волей, согретая любовью, высвеченная надеждой, нравственно обогащённая устремленность души к идеалу. Понятие духовность во всей своей полноте выходит за пределы понимания посюстороннего бытия. Оно, по мнению профессора М.В. Захарченко, должно «пониматься как трансцендирование, как проявление фундаментальной двойственности человеческой природы, ее динамического начала, ее устремленности к самосовершенствованию». Духовность связана с высшими ценностями, которые находятся за пределами индивидуального существования личности. Но в то же время, как пишет А.И. Киселев, «духовное можно истолковывать не только как нечто трансцендентное или дарованное, но и как плотно спрессованную в индивидуальной душе человека культуру и предшествующих поколений, и своих современников, т.е. как плод совместных и индивидуальных усилий, впитывающих в себя нравственные подвиги лучших представителей человечества».

В культурологическом понимании мерилом духовности человека является знакомство человека с широким кругом прекрасного: классической литературой, музыкой, живописью, скульптурой, фольклором. Но, как замечает М.В. Захарченко, «... такого рода понимание духовности ограничивает сферу духовной жизни». В таком ракурсе категория духовный отождествляется с культурный, и душевное выдается за духовное. Но и здесь необходимо помнить, что для российской культуры православная традиция является культурообразующей.

Социологи В.М. Азаров и С.М. Бурда отмечают, что структура духовно-нравственного фактора включает в себя: идейно-нравственные образования (мировоззренческие позиции, нравственные идеалы, принципы, нормы, определяющие отношение человека к обществу, государству и т.д.); общественно-психологические образования (потребности, интересы, ценностные факторы и т.д.); психические состояния социума (возбуждение, энтузиазм, подъём, спад и т.д.); массовые психические состояния (общение, адаптация, убеждения, подражание и т.д.). Одним из носителей духовности и нравственности в социологии является религия. Она способна, как замечает доктор философских наук А.Н. Швечиков, «при благоприятных условиях, охватить своим духовным и нравственным влиянием не только отдельных людей, но и все общество, основные сферы его жизнедеятельности».

В религии духовность человека не связана с приземленными ценностями, а выражается в стремлении к Абсолютному и Бесконечному. Она является ключевым качеством личности. По убеждению Н.А. Бердяева «духовность, идущая из глубины, и есть сила, образующая и поддерживающая личность в человеке». В религии духовность есть высшая деятельность души, соединяющая человека с Богом.

В соответствии с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина» «духовно-нравственное воспитание личности гражданина - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения». Этот процесс должен быть направлен в первую очередь не формирование положительных традиционных духовно-нравственных качеств человека. В широком смысле традиции следует понимать, «как способы организации совместной деятельности людей, устойчиво сохраняющей свои существенные характеристики на протяжении многих поколений».

Духовно-нравственное развитие и воспитание «неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека».

Понятия духовности, нравственности, а отсюда и духовно-нравственного воспитания в современной науке весьма многогранны, неоднозначны.

Духовность рассматривается в контексте православной цивилизационной традиции и понимается как состояние личности, которое проявляется в стремлении к идеалу, к высшим ценностям, связи с Богом.

Нравственность является проявлением духовности в поведении человека, в его взаимоотношении с окружающим миром. Нравственность в сочетании с духовностью составляет основу личности. Духовность и нравственность неразрывно связаны между собой, но в тоже время они имеют разные направленности. Если духовность характеризует «вертикальные» устремления человека к высшим идеалам, то нравственность «горизонтальные» - к отношениям с другими людьми и обществом.

Духовно-нравственное воспитание, в основе которого лежат базовые цивилизационные традиции, пробуждает людей к истинной, внутренней свободе, делает их самостоятельными, целостными, стремящимися совершенствованию, к познанию высших ценностей.

 

3. Вопросы духовно-нравственного воспитания детей в отечественной педагогической мысли.

 

Характерной особенностью отечественной педагогики в начале XX века был процесс интенсивного развития теории воспитания, предоставление ей самостоятельного статуса в рамках педагогической науки. Эпицентром острых дискуссий стала проблема человека и цель духовно-нравстенного воспитания, содержания, способов и средств воспитательного воздействия на ребенка.

Главной педагогической закономерностью процесса духовно-нравственного воспитания детей в России является его целостность и ступенчатый характер. Анализ образовательной теории – идей, взглядов педагогов, философов позволил выделить ведущие принципы духовно-нравственного воспитания: признание равенства гражданских обязанностей учащизся разного социального состояния приоритета правосланой веры как основы духовно-нравственного воспитания; опоры на общечеловеческие ценности и рациональный компонент религиозного образования; авторитарности государственных механизмов влияния на организацию аспекта духовно-нравственного воспитания детей.

На развитие теоретических идей духовно-нравственного воспитания детей в отечественной школе в начале ХХ века влияли:

- социальные параметры системы общего образования и её отношение к социальной стратификации. Этот критерий определялся установками различных социальных групп, установками родителей учащихся общеобразовательных учреждений разных типов и ведомств;

- особенности законодательного регулирования общего образования. Уставы учебных заведений регламентировали механизм государственного управления образованием и наукой, определялись права и обязанности учеников и учителей;

- принципы организации школьного образования: принципы народности, национального характера образования, индивидуализация обучения, природосообразности, завершающего характера каждого уровня общего образования (направленность на формирование в человеке понимания своего предназначения в жизни.

Ребенок от рождения и на протяжении всей своей жизни находился в кругу верующих людей, все важные моменты жизни были связаны с церковной обрядовостью.

Второе условие формирования мировозренческих основ духовно-нравственного воспитания детей – процесс сближения принципов правительственной образовательной политики и подходов этнопедагогики в определении воспитательного идеала в ХХ веке.

Третье условие – развитие научных отраслей, распространение антропологического подхода, педагогической психологии, философии христианского образования.

Четвертое условие проявляется в усилении роли религиоведения как основы духовно-нравственного воспитания детей в отечественной школе средствами предупреждения интенсивного развития у граждан научного прогрессивизма как элемента мировозрения.

Анализ реальных последствий политических мер в области школьного образования позволил охарактеризовать систему используемых путей, способов и средств духовно-нравственного воспитания, к которым относятся:

- введение в учебные программы выборочных курсов духовно-нравственного направления;

- формы взаимодействия и просветителской деятельности религиозных обществ и школы;

- специфику подготовки, переподготовки и требования к учителям предметов духовно-нравственного направления в общеобразовательных учебных заведениях;

- сочетание христианской философии с философией школьного образования;

- законодательное регулирование вопросов преподавания преметов духовно-нравственного направления.

Педагогическая наука в начале ХХ века представляет разноплановые взгляды на сущность, предмет и функции духовно-нравственного воспитания детей в отечественной школе:

1) материалистический подход (утверждающий первичность научного мировоззрения, закрепляя за религиоведением функцию информирования человека о системе духовных ценностей, категории души);

2) идеалистический подход (отождествляет религиозное и духовное начало духовно-нравственного воспитания, рассматривая первое как средство духовного просветления человека);

3) симбиотический (работает в направлении примирения и уравнивания научного и духовного компонентов религиозного обучения и нравственного воспитания; оперирует такой специфической категорией, как духовно-нравственное здоровье.

Духовно-нравственное воспитание как категория педагогики рассматривалось, прежде всего, как церковно-православный, государственный приоритет и элемент рациональности бытия человека. Однако к феномену духовно-нравственного воспитаниядетей привлекались научные и этнологические составляющие. Для педагогов начала ХХ века в структуру понятия духовно-нравственного воспитания, наряду с христианскими, входили культурно-антропологические и естественные элементы. Расширение разработок, приобщение все большего количества педагогов к воспитательной проблематике, которые решали задачи духовно-нравственного воспитания детей, трудолюбие и благотворительную деятельность.

Официальная педагогика интегрировалась с христианскими моральными постулатами и видела в духовно-нравственном воспитании основу сохранения общественного мира в религиозно-христианском измерении. В этом воспитании педагоги-традиционалисты усматривали социокультурный феномен, в основе опиравшйся на преемтсвенность, единство воспитателных воздействий, национальные традиции, формирование гражданского идеала, традиционные религиозные ценности.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 517.