Понятие «духовность», «мораль», «нравственность», «воспитание», «духовно-нравственное воспитание».
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие «духовность», «мораль», «нравственность», «воспитание», «духовно-нравственное воспитание».

"Духовность" - это свойство души, состоящее; в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

"Мораль" - общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенство людей в их стремлении к достойной жизни ...Мораль задает личностный образ гармоничных общественных отношений. Основные категории морали: добро, долг, совесть.

"Нравственность" - это высшая цель, которая делает возможной существование всех прочих целей и находится в основании человеческой деятельности.

"Воспитание" - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.

"Духовно-нравственное воспитание" - сформированность системы высших потребностей, интересов, ценностных ориентации человека, в которых выражено его отношение к миру и самому себе.

 

Основные направления духовно-нравственного воспитания в начальной школе.

 

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в начальной школе строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к родине, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка,ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира - как принципа жизни,  ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость.

4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда – как условия достижения мастерства, ценность творчества.

Приоритетным направлением является воспитание гражданственности, патриотизма, нравственных ценностей, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Духовное развитие личности невозможно без привития любви к Родине, чувства гордости за свою школу, класс.

В первом классе очень важно также привить правила этикета, уважение к семье, к учителю, друг к другу.

 

Традиционное воспитание

 

В традиционной педагогике теория воспитания считалась ведущей. В ней метод воспитания - специфическое воздействие воспитателя на воспитанника, имеющее своей целью формирование определенных качеств его личности.

К методам воспитания в педагогике традиционно относят изучение норм поведения, требование, разъяснение, убеждение, приучение, принуждение, поощрение и порицание (наказание).

Изучение норм поведения часто рассматривают как задачу обучения, предшествующую воспитанию, поскольку индивид не может соблюдать то, что ему неизвестно.

Требование соблюдения изученных норм заставляет учащихся обращать внимание на свое поведение, корректировать его в соответствии с этими нормами, формирует при многократном повторении навыки культурного поведения и общения.

Разъяснение - выделение в изучаемом особенностей, непосредственно касающихся субъекта, их социального значения, указания последствий, к которым может привести использование или игнорирование изучаемого в своей деятельности.

Убеждение - воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению .

Приучение - создание повторяющихся ситуаций, требующих от воспитываемого соблюдения определенных норм в условиях скрупулезного контроля его действий воспитателем.

В результате приучения возникает навыковое поведение человека, привычка действовать так, как положено, без рассуждения о том, почему необходимо действовать именно так. Внешне это проявляется в соблюдении правил, что создает впечатление воспитанности, но сам субъект действия осуществляет эти действия не вследствие внутренней потребности, не вследствие осознания необходимости действовать именно так, а вследствие заложенной в него внешней программы.

Поощрение - одобрение воспитателя или стимулирование положительных эмоций при выполнении требований.

Порицание - обращение внимания на негативные стороны поступка или неодобрение его воспитателем.

"Наказание - средство педагогического воздействия, используемое в тех случаях, когда ребенок не выполнил установленных требований и нарушил принятые в обществе нормы и правила поведения" . По своей сути наказание - это принуждение к выполнению действий по ликвидации последствий неодобряемого поступка или других неприятных для воспитываемого действий. Физические и унижающие личность наказания в отечественной педагогике запрещены.

Однако на первый план сегодня выходят не запретительные нормы (хотя уважение к заповедям и нормативным суждениям сохраняется), но нравственные ориентиры и духовные ценности, укорененные как в национальной, так и в европейской культуре, "тот, кто ищет Истину, ищет Бога, независимо от того, сознает он это или нет"

 

Понятие «духовность», «мораль», «нравственность», «воспитание», «духовно-нравственное воспитание».

"Духовность" - это свойство души, состоящее; в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

"Мораль" - общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенство людей в их стремлении к достойной жизни ...Мораль задает личностный образ гармоничных общественных отношений. Основные категории морали: добро, долг, совесть.

"Нравственность" - это высшая цель, которая делает возможной существование всех прочих целей и находится в основании человеческой деятельности.

"Воспитание" - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.

"Духовно-нравственное воспитание" - сформированность системы высших потребностей, интересов, ценностных ориентации человека, в которых выражено его отношение к миру и самому себе.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 655.