Теоретические основы семейного воспитания дошкольников. Недостатки и преимущества семейного и общественного воспитания.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Достоинства и недостатки семейного и общественного воспитания

Детский сад - недостатки Семья - преимущества
Деловая форма общения воспитателей с детьми, сниженные интимность и эмоциональная включенность Эмоциональная насыщенность отношений между родителями и ребенком, "общение ради общения", кровородственная близость и теплота
Наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами поведения, методами воздействий на ребенка Постоянство и длительность общения, переплетение частных жизней, сопричастность ребенка с общими планами отца и матери, других членов семьи
Обращение воспитателя ко всем детям, дозированность индивидуального общения с каждым ребенком Индивидуальная обращенность педагогических воздействий на ребенка
Относительная регламентированность режима дня Подвижный режим дня
Преимущественное общение с детьми одного возраста Возможность общаться с родственниками разных возрастов
Детский сад - преимущества Семья - недостатки
Наличие и использование программ воспитания и обучения дошкольников, научно-методических знаний у педагогов, методических пособий Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений о воспитании, использование случайной педагогической литературы
Целенаправленный характер воспитания и обучения детей Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания
Условия жизни, быта, воспитания и обучения научно разработаны для детей, их потребностей Тенденция создавать условия для себя, непонимание их важности для ребенка
Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их психических и духовных потребностей Непонимание возрастных особенностей дошкольников; представление о них как об уменьшенной копии взрослых; инертность в поисках методов воспитания; стремление воспитывать как получится, непонимание духовных потребностей ребенка
Умелое применение оценки деятельности и поведения детей как стимула их развития Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не поведение и деятельность ребенка, а его личность
Разнообразная содержательная деятельность детей в обществе сверстников; возможность играть и общаться с широким кругом ровесников Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка; недостаток игрового общения взрослого и детей в семье
Наличие профессиональных умений для изучения личности ребенка в процессе деятельности Неумение дать своему ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания
Защищенность ребенка от травмирующей стороны личной жизни взрослых, их плохого настроения Беззащитность ребенка перед травмирующими факторами личной жизни родителей, перед их плохим настроением

51. Организация работы дошкольного учреждения с семьей. Поиск новых форм сотрудничества.

Содержание сотрудничества дошкольного учреждения с семьей включает три основных направления:

1) психолого-педагогическое просвещение родителей,

2)  вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс,

3)  участие семей обучающихся в управлении учебно-воспитательным процессом в детском саду.

Основные направления организации работы дошкольного учреждения с семьей :

1) составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.);

2) организация диагностической работы по изучению семей;

3) использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей;

4) организация психолого-педагогического просвещения родителей;

5) создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников);

6) выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;

7) внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики;

8) оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в предупреждении негативных проявлений у детей;

9) использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами;

10) создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса;

11) активное включение в работу с семьей психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, воспитателей;

12) оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений;

13) разработка тематического оформления по работе с семьей (зал, уголок для родителей, музей семейных традиций и др.);

14) расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.

В системе дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном через:

1) приобщение родителей к педагогическому процессу;

2) неограниченное (по времени) пребывание родителей в дошкольном образовательном учреждении в период адаптации ребенка;

3) информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дошкольного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;

4) объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

5) разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

6) систему социально-правовых и медико-педагогических занятий для родителей (университетов, лекториев, практикумов и др.);

7) уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Работу с родителями в детском саду можно организовать с помощью следующих форм работы с семьей: родительские университеты; конференции; индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания; лекции; тренинги.

Одной из главных и наиболее распространенных форм работы со всеми родителями являются родительские собрания, которые бывают:

1) установочные или инструктивные, на которых родителей знакомят с изменениями в учебном процессе;

2) знакомящие с аналитическими материалами из жизни учебного заведения (об успеваемости, медосмотре и др.) без упоминания фамилий учащихся и родителей;

3) консультативные, здесь обсуждаются те или иные мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей;

4) собрания, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации;

5) совместные с детьми и родителями;

6) отчетные;

7) связанные с организацией помощи отдельным семьям и детям;

8) информационно-просветительские, посвященные рассмотрению проблем, связанных с воспитанием и обучением.

Общение с родителями в ходе занятий педагогического всеобуча лучше строить в форме лекций-бесед, диалога, по ходу изложения вопроса приводить примеры из практики, в завершении занятия решать педагогические задачи, позволяющие активизировать полученные знания, закрепить их.

Назначение родительских университетов в учебном учреждении — психолого-педагогическое просвещение родителей. Формы занятий в родительском университете могут быть самыми разнообразными: конференции, час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, практикумы, родительские ринги.

Конференция— форма просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Конференции требуют серьезной и тщательной подготовки. К конференциям готовятся фотовыставки, книжный киоск по теме конференции, выставки работ учащихся и т.д. Различные службы учебного заведения разрабатывают и раздают родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании своих детей.

Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей или по рекомендации педагогов, если родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению.

Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении педагога-психолога. Тренинговые занятия для детей и их родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей.

Родительский ринг— это возможность обсудить различные ситуации в воспитании детей, изучить опыт преодоления проблем и конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей. В анализе ситуации изучаются различные точки зрения родителей на проблему, обсуждается выход из создавшегося положения. Играет огромную роль и просвещение родителей группы, так как предлагается практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 454.