Достоинства и недостатки семейного и общественного воспитания
Детский сад - недостатки | Семья - преимущества |
Деловая форма общения воспитателей с детьми, сниженные интимность и эмоциональная включенность | Эмоциональная насыщенность отношений между родителями и ребенком, "общение ради общения", кровородственная близость и теплота |
Наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами поведения, методами воздействий на ребенка | Постоянство и длительность общения, переплетение частных жизней, сопричастность ребенка с общими планами отца и матери, других членов семьи |
Обращение воспитателя ко всем детям, дозированность индивидуального общения с каждым ребенком | Индивидуальная обращенность педагогических воздействий на ребенка |
Относительная регламентированность режима дня | Подвижный режим дня |
Преимущественное общение с детьми одного возраста | Возможность общаться с родственниками разных возрастов |
Детский сад - преимущества | Семья - недостатки |
Наличие и использование программ воспитания и обучения дошкольников, научно-методических знаний у педагогов, методических пособий | Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений о воспитании, использование случайной педагогической литературы |
Целенаправленный характер воспитания и обучения детей | Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания |
Условия жизни, быта, воспитания и обучения научно разработаны для детей, их потребностей | Тенденция создавать условия для себя, непонимание их важности для ребенка |
Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их психических и духовных потребностей | Непонимание возрастных особенностей дошкольников; представление о них как об уменьшенной копии взрослых; инертность в поисках методов воспитания; стремление воспитывать как получится, непонимание духовных потребностей ребенка |
Умелое применение оценки деятельности и поведения детей как стимула их развития | Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не поведение и деятельность ребенка, а его личность |
Разнообразная содержательная деятельность детей в обществе сверстников; возможность играть и общаться с широким кругом ровесников | Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка; недостаток игрового общения взрослого и детей в семье |
Наличие профессиональных умений для изучения личности ребенка в процессе деятельности | Неумение дать своему ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания |
Защищенность ребенка от травмирующей стороны личной жизни взрослых, их плохого настроения | Беззащитность ребенка перед травмирующими факторами личной жизни родителей, перед их плохим настроением |
51. Организация работы дошкольного учреждения с семьей. Поиск новых форм сотрудничества.
Содержание сотрудничества дошкольного учреждения с семьей включает три основных направления:
1) психолого-педагогическое просвещение родителей,
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс,
3) участие семей обучающихся в управлении учебно-воспитательным процессом в детском саду.
Основные направления организации работы дошкольного учреждения с семьей :
1) составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.);
2) организация диагностической работы по изучению семей;
3) использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей;
4) организация психолого-педагогического просвещения родителей;
5) создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников);
6) выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;
7) внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики;
8) оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в предупреждении негативных проявлений у детей;
9) использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами;
10) создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса;
11) активное включение в работу с семьей психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, воспитателей;
12) оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений;
13) разработка тематического оформления по работе с семьей (зал, уголок для родителей, музей семейных традиций и др.);
14) расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.
В системе дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном через:
1) приобщение родителей к педагогическому процессу;
2) неограниченное (по времени) пребывание родителей в дошкольном образовательном учреждении в период адаптации ребенка;
3) информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дошкольного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;
4) объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
5) разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
6) систему социально-правовых и медико-педагогических занятий для родителей (университетов, лекториев, практикумов и др.);
7) уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Работу с родителями в детском саду можно организовать с помощью следующих форм работы с семьей: родительские университеты; конференции; индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания; лекции; тренинги.
Одной из главных и наиболее распространенных форм работы со всеми родителями являются родительские собрания, которые бывают:
1) установочные или инструктивные, на которых родителей знакомят с изменениями в учебном процессе;
2) знакомящие с аналитическими материалами из жизни учебного заведения (об успеваемости, медосмотре и др.) без упоминания фамилий учащихся и родителей;
3) консультативные, здесь обсуждаются те или иные мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей;
4) собрания, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации;
5) совместные с детьми и родителями;
6) отчетные;
7) связанные с организацией помощи отдельным семьям и детям;
8) информационно-просветительские, посвященные рассмотрению проблем, связанных с воспитанием и обучением.
Общение с родителями в ходе занятий педагогического всеобуча лучше строить в форме лекций-бесед, диалога, по ходу изложения вопроса приводить примеры из практики, в завершении занятия решать педагогические задачи, позволяющие активизировать полученные знания, закрепить их.
Назначение родительских университетов в учебном учреждении — психолого-педагогическое просвещение родителей. Формы занятий в родительском университете могут быть самыми разнообразными: конференции, час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, практикумы, родительские ринги.
Конференция— форма просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Конференции требуют серьезной и тщательной подготовки. К конференциям готовятся фотовыставки, книжный киоск по теме конференции, выставки работ учащихся и т.д. Различные службы учебного заведения разрабатывают и раздают родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании своих детей.
Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей или по рекомендации педагогов, если родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению.
Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении педагога-психолога. Тренинговые занятия для детей и их родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей.
Родительский ринг— это возможность обсудить различные ситуации в воспитании детей, изучить опыт преодоления проблем и конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей. В анализе ситуации изучаются различные точки зрения родителей на проблему, обсуждается выход из создавшегося положения. Играет огромную роль и просвещение родителей группы, так как предлагается практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 501.