Преемс-ть – установление глубокой взаимосвязи задач, содержания, методов восп-я и обуч-я детей в д.с. и школе с целью осущ-я единой линии форм-я гармоничной лич-ти ребёнка на 2 сложных этапах форм-я.
Преем.предусматривает такой уровень разв-я, кот отвечает требованиям школьного обуч-я, с другой стороны активное исп-е школой умений и качеств личн-ти, кот.приобретены в дошколь.период.
Коменский писал о необх-ти подготовки к школе(советовал родителям рассказ.о школе, знакомиться с будущ.школьниками).
Песталлоци выступал за создание при школе подготовит.классов. Фребель о неразрывности дошк.и школь.образ-я.
Первые детские сады в России в 1850-60 гг. Задача – подготовка к школе.Школа занималась серьёзной наукой, а д.с.-серьёзной игрой. Разница методики дошк.и школь.обуч-я осознавалась. Шли в школу 7,8, даже в 9 лет. Ушинский, Крупская( в школу с 7 лет).
Приход в школу-качественно новый этап разв-я ребёнка, связан с личностными новообр,и с кризисом 7 лет изменением соц.ситуации разв-я.
Божович о внутренней позиции школьника(Более высокий соц.статус).Вопрос о прием. спец.не изучался до 70 г. 20 века.
Д.Б.Эльконин изуч.мл.школьников. Указал на необх-ть более ограниченной связи между дошк.учр и школой, на необх-ть перехода к новой воспитательно-образовательной сис-ме при поступлении детей в сред.школу.
Дети от 3 до 10 летдолжны разв-ся и воспит-ся в одном образовательном пространстве. В первые 10 лет форм-ся образ взрослого.Внутренняя включенность взрослого в разв-е ребёнка объединяет дошк.и млад.шк.в-т.
Первыеиэксперем.иссл-я связанные с преем.проведены Журовой, Тарунтаевой,Левиновой,Занковым,Амонашвилли,Давыдовым(начинаяя с 60-70 гг).
Трудно говорить о треб-ях нач.школы к ребёнку дошкольнику, тк дошк.обр-е необязательно. Давыдов выделял треб-я:
1.Необх-ть согласовывать программу для детей дошк.и шк.в-та.
2.Необх-ть обеспечивать сумму зун, но и общую готовность к школе.
3.Необх-ть форм-ть первонач.навыки учеб.деят-и в рамках игр.деят-и.
Кудрявцев писал, что сущ-ет проблема подмена преем.более узкой проблемой подготовки детей к школе. Проблема преем.решается в рамках разв-ся обуч-я.
3 напрвления преем: 1. Преем.в восп-и. 2.Преем.в обуч-и. 3.Преем.в треб-ях к детям и усл.восп-я детей.
Преем.восп-я закл-ся в том, что работа по восп-ю нрав.чувств, продолжается работа по трудовому восп-ю,разв-е творч.активности, эстетическое поведение. Основой преем.в обуч-и явл-ся ряд программ: «Детство», «Развитие», «Золотой ключик», « Из детства в отрочество», «Преемственность», «Сообщество».
Цель в дошк.в-те: физич.разв-е, охрана здоровья, форм-е учеб.деят-и. Задачи: Гуман.отношение к ребенку в нач.школе,форм-е умения учиться.
Формы и методы д.с. и школы:1.Информационно-просветительская(взаим.ознакомление воспитателей и учителей с программой методикой в д.с и школе, в виде конфнрннций)
2.Методическая(знакомство через просмотр, пособия, журналы и тд)
3.Практическая(знакомство детей дошк.и шк.в-та, экскурсии, прогулки, праздники и тд)
Условия:постоянство связи между д.с и школой,отсутствие формализма, постоянство.
Подготовка детей к школе. Общая и специальная готовность ребенка к школе, диагностика готовности детей к школе.
Кравцова рассматривает 4 подхода к проблеме подготовки детей к школе, которые сложились в современной науке:
1. Исследование, направленное на формирование у дошкольников определённых знаний, умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Данный подход получил развитие в связи с вопросом о возможности обучения детей в школе с более раннего возраста. (Т.В. Турунтаева и Журова доказали, что дошкольников 5-6 лет можно обучать грамоте и математике путём специальной организации деятельности, но проблема заключается в том, что готовность к школьному обучению не исчерпывается в возможности формирования знаний, умений и навыков.)
2. Определённые требования, предъявляемые ребёнку школой, также исследуются новообразования и изменения психики ребёнка, которые наблюдаются к концу дошкольного возраста. (Божович говорила, что готовность школьников складывается из уровня мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и социальной позиции школьника.) (В.А. Гелло выяснила, что детей, которые хотят идти в школу 10%, детей, которые знают о школьной программе 30%, а у 60% детей не правильные знания о школе или они совсем о ней не знают.)
3. Исследуется отдельный компонент учебной деятельности, выявляются пути их формирования на специальных занятиях. (Комарова и Домичук выявили, что у детей, которые проходят обучение рисунку и конструированию менее формировались такие компоненты учебной деятельности, как способность действовать по образцу, умение слушать и выполнять инструкцию, оценивать свою работу и работу других.)
4. Разработка современных диагностических методик обследования детей. (Эльконин – «Графические диктанты», Венгер – «Образец и правила»)
В психологии нет единого понимания готовности детей к школе (этот вопрос изучали: Запорожец, Божович, Кравцова, Шванцер и др.). В отечественной литературе готовность к школе рассматривается, как многогранное развитие личности с позиции взаимосвязанных общей и специальной готовности к школе.
Общая готовность – выражается в достижении такого уровня физического, умственного, нравственного и эстетического развития, который создаёт необходимую основу для активного вхождения в новые условия школьной жизни и сознательное усвоение учебного материала. (физиологическая, физическая, психологическая, интеллектуальная, социальная, мотивационная)
Специальная готовность является важным дополнением к общей готовности, она определяется наличием у ребёнка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения ряда учебных предметов (математика, русский язык, чтение). (развитие речи, подготовка к грамоте, формирование начала математики, подготовка к письму)
Дата: 2019-07-24, просмотров: 287.