Воспитание трудолюбия у дошкольников.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Значение труда как фактора развития личности ребенка: труды Блонского, Крупской, Макаренко, Сухомлинского, Шацкого и др.

Крупская в своих работах подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к доступным им видам труда (знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами).

В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.

Программные задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

1) задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда.

У детей формируются представления о необходимости труда в жизни, об отношении взрослых к труду.

2) задачи, направленные на формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности, овладение умениями работать аккуратно, в достаточно быстром темпе.

3) воспитание у детей некоторых личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности,

заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

4) задачи воспитания навыков организации своей и общей работы - умение готовить заранее все

необходимое, убирать на место инструменты.

5) задачи формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно.

Все намеченные задачи осуществляются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи.

Главная задача трудового воспитания дошкольников – формирование правильного отношения к труду.

Формирование трудолюбия:

- учить ставить цели

- находить пути для ее достижения

- получать результат, соответствующий цели.

Стремление ребенка сделать что-то самостоятельно - важный фактор в становлении его личности.

Цель, поставленная перед ребенком педагогом, должна быть рассчитана на возможность ее осуществления (посильная для ребенка работа).

Нужно вовлекать в труд не только тех детей, которые уже умеют работать, но и тех, кто еще не умеет.

В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и желания трудиться большое значение имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы.

В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность:

- обдумывание предстоящей деятельности

- подбор необходимых материалов, инструментов

- преодоление трудностей при достижении намеченного результата.

Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педагогом. При этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс.

Элементарное планирование могут выполнять и дети 5-7 лет.

Для того, чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, надо дать ему пример. Важно упражнять ребенка в предварительном обдумывании своей деятельности. Детям предлагают вопросы: «Подумай, как ты будешь делать, с чего ты начнешь? Каким инструментом сначала будешь работать? Сколько материала тебе понадобится?».

Детей следует ставить в условия необходимости предварительно обдумать процесс деятельности.

Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы («Посмотрите, дети, как мы чисто вымыли игрушки, работали все вместе, дружно, быстро все сделали»)

Способность правильно оценивать результат труда, сравнивать свои достижения с достижениями других развивается у детей в ходе накопления опыта сравнения и анализа результатов деятельности.

Самообслуживание - основной вид труда маленького ребенка; это повседневное продолжительное систематическое участие детей в выполнении своих обязанностей, связанных с удовлетворением личных потребностей.

Воспитатели должны интересоваться результатами их работы.

Хозяйственно-бытовой труд создает большие возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда: рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного ее планирования и т.д.

В младшем ДВ дети в совместной деятельности - больше наблюдатели, чем исполнители, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение (дети слышат ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие).

С возрастом детей меняются функция воспитателя и степень самостоятельности дошкольников, но деятельность остается совместной.

В средней группе воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остаетсятза взрослым, что выражается в формуле: "Я делаю - вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!"

В старшем ДВ самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможной дежурство детей в уголке природы.

Взрослый и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой).

Воспитатель обязательно отмечает все достижения и самостоятельность детей, хвалит их за уверенность и инициативу.

Трудовое воспитание в ДОУ не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания.

1 этап - дети осваивают самообслуживание

2 этап - дети помогают родителям в общих семейных делах

3 этап - сотрудничество, когда дети участвуют в общих семейных делах наравне со взрослыми

4 этап - взрослость, когда тот, кто прежде был ребенком, берет на себя семейные дела и при необходимости организует взрослых себе на помощь.

Рекомендации для родителей:

1. У каждого ребенка должны быть свои посильные обязанности.

2. Приучайте ребенка к порядку и бережливости.

3. Приучайте ребенка к тому, что каждая вещь должна иметь свое место.

4. С 2 лет приучать малыша наводить порядок в игровом уголке.

5. Добивайтесь, чтобы ребенок выполнял начатую работу до конца.

6. Никогда не надо делать за ребенком то, что он может сделать сам.

7. Не применяйте освобождение ребенка от каких- либо трудовых поручений, обязанностей, как форму поощрения.

8. Сломавшуюся игрушку следует починить, привлекая ребенка (поддержать, принести)

9. Принимайте участие с ребенком в подклеивании книг, в изготовлении игрушек из природного, бросового материала, бумаги.

10. Внимательно оценивайте его работу, поощряйте старания.

11. Рассказывайте ребенку о своей работе и товарищах по работе.

12. Не наказывайте ребенка за плохую или неправильно сделанную работу. Дайте ему возможность самому исправить допущенные просчеты и ошибки.

42. Экономическое воспитание дошкольников. Задачи и содержание работы в дошкольном образовательном учреждении.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 357.