Смоделируйте тематическую консультацию для родителей по созданию коррекционно-развивающей среды в домашних условиях.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для детей с аутизмом.

1. Не пытайтесь насильно войти в контакт с ребенком, не действуйте с нажимом.

2. Попытаться войти в контакт с ребенком можно во время его манипуляции с предметом: сядьте рядом, начните делать то же, что и он. Попытайтесь вовлечь его в игру, эмоционально наполните это действие положительными эмоциями, чтобы ребенок понял, что с человеком ему лучше, чем без него.

3. Используйте при общении альтернативную коммуникацию: сначала используйте для общения реальные предметы, потом фото предметов, затем рисунок предметов и в конце пиктограмму (упрощенное обозначение). Карточки должны быть у ребенка всегда под рукой, чтобы он мог обратиться к вам с просьбой. Можно вешать пиктограммы как брелки к поясу ребенка, чтобы он мог выбрать нужную и показать вам.

4. Приклейте дома рядом со всеми важными объектами пиктограммы (около туалета, на шкафах с посудой рядом с ручкой и т. д.).

5. У ребенка с аутизмом нарушено восприятие времени, поэтому создайте для него расписание. Оно должно состоять из карточек: есть, гулять, играть, занятие, есть, спать (тихий час) и т.д. На карточках должно быть название действия и рисунок. Расписание прикрепляется на стену липучками, на холодильник магнитами и т.д. Ребенок берет верхнюю карточку, выполняет действие, которое на ней изображено, откладывает в сторону, берет следующую карточку и т.д. Тогда регулятором времени служит начало и конец действия – сделал одно дело, начинай следующее.

6. Старайтесь отвлечь ребенка от аутостимуляций теми предметами, которые ему нравятся – если ему нравятся шарики, купите ему разных цветных шариков, чтобы у него как можно меньше возникали потребности в аутостимуляциях. Нравятся другие предметы – купите их.

7. Для ориентировки в пространстве можно сделать обозначение на полу в виде цветных полосок: от входной двери ведет несколько цветных дорожек – одна – в комнату ребенка, другая на кухню и т.д.

Вопрос. ПРЕДЛОЖИТЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

На примере детей с умственной отсталостью. Готовность к школьному обучению складывается из мотивационной готовности, эмоционально-волевой и познавательной.

1. Умение подчиняться инструкции.

2. Умение слушать.

3. Рука должна быть готова к письму.

5. Владение элементарными математическими представлениями (один - много, больше - меньше, длинный - короткий, одинаково – поровну).

6. Владение навыками самообслуживания.

7. Владение знаний о себе и окружающем.

8. Умение ориентироваться во времени.

9. Владение коммуникативными навыками.

10. Владение элементарными сенсорными эталонами.

11. Понимание, что в школу ходят с целью получения знаний.

       Для психолого-педагогического обследования готовности детей к школе можно использовать следующие задания:

1. Повторение ребенком заданного ритма, позволяющее выявить уровень звуковой дифференциации воспринимаемого на слух материала.

2. Нелепицы.

3. Оценка первоначальных математических представлений у детей (1, несколько, много, до скольки умеют считать, соотносят ли число и количество реальных предметов и т.д.).

4. Срисовывание с доски и самостоятельное продолжение узора – комплексная диагностика к предстоящей учебной деятельности.

5. Понимание сюжетной картинки.

           



Вопрос. СОСТАВЬТЕ МАРШРУТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ, НЕ ПРОШЕДШИХ ШКОЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ

На примере слабовидящих детей. У детей с нарушением зрения при поступлении в школу, как правило, не развита мелкая моторика рук, они не владеют приёмами осязательного обследования, их представления бедны и часто ошибочны, обучение их письму даётся с большим трудом.

Часто такие дети отстают в обучении. Что надо знать учителю в таких случаях?

1. Знать глазную патологию ребенка, его зрительные возможности, зрительную нагрузку. Поддерживать связь с офтальмологом. Знать прогноз заболевания. Освещённость рабочего места.

2. Развитие мелкой моторики. Формирование представлений о строении и возможностях рук. Пальчиковые гимнастики. Работа с пластилином и тестом. Работа с конструктором, мозаикой и бумагой.

3. Формирование тактильного восприятия. Обучение правильному ощупыванию предметов.

4. Писать таким детям удобнее на начальном этапе обучения в ярко разлинованной тетради (обведённые карандашом линейки и клетки), чёрной или зелёной пастой.

5. Должны быть использованы все необходимые средства коррекции (очки или линзы, лупы и т.д.).

6. Шрифт учебников должен быть крупнее, чем в массовой школе (для этого надо поддерживать связь со специальными школами, библиотеками).

7. Наглядные пособия должны соответствовать требованиям специальных школ. Наглядный материал должен быть по возможности схож с натуральным, без лишних деталей, без большого количества, предметов (если это иллюстрация).

8. Если ребенок не владеет навыками самообслуживания – обучить его.

9. Обучение ориентировке в схеме собственного тела и ориентировке в пространстве.

 

Вопрос. ПРЕДЛОЖИТЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Для ребенка с ДЦП.

1. На ранних сроках развития: тренировать навык ползания, ставя ребенка так, чтобы он опирался на предплечья и кисти и колени, можно помочь ребенку, передвигая его конечности в таком положении; стимулировать ребенка к переворачиванию со спины на живот и наоборот, ребенку можно простимулировать яркой игрушкой или игрой; стимулировать хватательные движения подвешиванием над кроваткой игрушек и в игре со взрослым, когда тот предлагает ребенку взять у него из рук какой-либо предмет.

2. Помогать ребенку удерживать нужную позу при ходьбе, рисовании и т.д.

3. Обучая ребенка осязанию или действиям с предметами, нужно действовать «рука в руке»: мать кладет свою руку сверху на руку ребенку, показывая, как правильно держать ложку, обследовать предмет и т.д.

Конкретные задания:

1. «Солнечный зайчик». Цель: расширение полей зрения. Проведение: взрослый ловит зеркалом солнечный луч и просит ребенка последить за ним, периодически ребенку задают вопрос: «Где сейчас находится солнечный зайчик? На каком предмете солнечный зайчик?».

2. «Фиксация взора». Ребенка просят сфокусировать взгляд на 1 предмете, затем удерживать в поле зрения 2 предмета.

3. «Разрезные картинки». Ребенка просят собрать картинку из 2-ух частей, используя образец, затем из 3-ех частей, также используя образец, постепенно количество частей возрастает, и ребенок должен научиться собирать картинку без образца.

4. «Где какой цвет?» (проводится после ознакомления ребенка с цветами). Перед ребенком выкладывают знакомые ему предметы разных цветов (машинки, мячи, мишек и т.д. (можно вырезать из цветного картона)) и просят его показать желтого мишку, красную машинку, синий мяч и т.д. Можно работать с предметами в комнате: «Найди в комнате все предметы красного цвета, а что у нас здесь синее и т.д.

5. «Волшебный мешочек». В мешок насыпают манку или гречку и добавляют туда геометрические фигуры (можно использовать «сухой бассейн» - ванночку с песком, куда ребенок сможет опустить 2 руки) – сначала плоскостные (после знакомства с плоскостными); затем объемные (после знакомства с объемными); потом и те, и другие (на дифференциацию). Ребенок опускает руку в мешочек, нащупывает там фигуру, называет ее, затем достает и проверяет, правильно он назвал или нет. Можно использовать и такой вариант задания: взрослый кладет по очереди на стол перед ребенком фигуру (плоский круг, объемный прямоугольник и т.д.), а ребенок должен в своем мешочке нащупать такую же фигуру и достать.

6. «Разноцветные узоры». Ребенок по образцу выкладывает узор из геометрических фигур, при этом проговаривает каждую фигуру, которую берет (кладу желтый треугольник, красный квадрат, зеленый треугольник и т.д.). Далее можно выкладывать узор по слуху: взрослый диктует, какую фигуру нужно взять, а ребенок берет и выкладывает их друг за другом, образуя узор.

6. «Кто больше?» (проводится после знакомства ребенка с величиной). Ребенка просят выложить последовательность предметов(последовательность матрешек; мячей; каких-либо одинаковых животных – собачек, птичек и т.д.) от самого большого к самому маленькому, от самого маленького к самому большому, показать самый большой предмет, показать самый маленький предмет, сравнить 2 предмета (какой больше, какой меньше). Далее задание выполняется на ощупь: ребенку дают 3 предмета разной величины, он должен их ощупать и назвать самый большой, средний и самый маленький; или на ощупь сравнить 2 предмета (какой больше, какой меньше).

7. «Какой на ощупь?» (проводится после знакомства детей с фактурой материала). Ребенку дают пощупать несколько разных колобков, солнышек и т.д, и он должен сказать, какие они на ощупь.

8. «Где нос?» (проводится после знакомства ребенка со схемой своего тела). Ребенка просят показать нос (рот, ухо и т.д.) на себе, на кукле, на человечке на картинке.

9. «Лево-право» (проводится после знакомства детей с понятием «слева», «справа»). Ребенку просят показать, где у него левая рука (нога), правая рука (нога), спрашивают: «Шкаф находится слева или справа от тебя? Назови предметы слева от тебя и т.д.».

10. «Волшебные пальчики». Ребенок рисует пальцем, окрашенным в краску,

 на листе бумаги с помощью взрослого или один заданные простые элементы (черту, круг и т.д.)

11. Упражнения для развития мелкой моторики: надевание колечек, пуговиц, бус на проволоку, веревку, нитку; продевание через отверстие малого размера шнурков; застегивание и расстегивание молний и пуговиц; развязывание и завязывание шнурков.

12. «Дорисуй!» (проводится после того как ребенок научится правильно держать карандаш и рисовать). Ребенка просят дорисовать знакомое ему изображение или обвести контурное.

13. «Лево-право, верх-низ» (проводится после обучения ребенка ориентировке на листе бумаги). На листе бумаги раскладываются фигуры. Ребенка спрашивают: «Какая фигура лежит в середине (центре) листа? Где находится красный квадрат? и т.д.». Затем ребенку дают пустой лист и фигуры и просят положить зеленый круг в левый нижний угол, синий прямоугольник положить в правый верхний угол и т.д. Можно попросить нарисовать эти фигуры: в центре (середине) нарисуй синий круг, в правом нижнем углу нарисуй красный квадрат и т.д.

 



Вопрос. ПРЕДЛОЖИТЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИНТЕГРИРОВАННОМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ

При работе с детьми, имеющими проблемы в обучении, значительную роль играют психологи, функции которых в связи с организацией специальной поддержки расширяются. При этом деятельность по интегрированному сопровождению выделяется в 4 направления:

1. Помощь учащимся в организации работы в рамках учебного процесса:- организация и контроль за посещением уроков в соответствии с расписанием, требование к дисциплине на уроках и во внеурочном процессе и т. д.; - обеспечение основной и дополнительной (для коррекционных занятий) учебной литературой;- организация экспертной оценки успехов в динамике учебного процесса;- контроль за ведением классной документации (журнал, личные дела); - защита интересов класса и каждого ребенка перед администрацией школы.

2. Индивидуальная работа с учащимися:- педагогическая диагностика и коррекционная работа;- сотрудничество с ППМС-центром по сопровождению учащихся; помощь ученикам и учителям в разрешении учебных конфликтов.

3. Формирование и развитие детского коллектива:- работа по формированию положительных межличностных отношений;- обеспечение благоприятной и безопасной внешней среды; организация участия класса в общешкольных делах (праздники, конкурсы, спортивные игры, олимпиады, состязания).

4. Сотрудничество с родителями по воспитанию учащихся: - проведение родительских собраний с обсуждением успехов и трудностей учащихся;- индивидуальные консультации с родителями детей; информирование родителей об успешности обучения учащихся;- проведение с родителями совместных мероприятий; привлечение родителей к участию в решении школьных проблем; - установление контактов родителей с ППМС-центром.

Вопрос. РАЗРАБОТАЙТЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ РАОТНИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

СИНДРОМОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

2. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.

3. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

5. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.

6. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.

7. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.

8. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАБОТЕ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ

1. Забота о себе и снижение уровня стресса:

— стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в общении;

— удовольствие (релаксация, игра);

— умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой.

2. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности:

— стремление находить смысл во всем — как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах;

— стремление бороться со своими негативными.

ОСВАИВАЕМ САМОРЕГУЛЯЦИЮ

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Эффекты саморегуляции:

— эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности),

— эффект восстановления (ослабление проявлений утомления),

— эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Способы саморегуляции:

— смех, улыбка, юмор;

— размышления о хорошем, приятном;

— различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

— рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или

дорогих вещей;

— мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);

— «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

— вдыхание свежего воздуха;

— чтение стихов;

— высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Самоприказы

Самоприказ — это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением. «Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!» «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики. Сформулируйте самоприказ. Мысленно повторите его несколько раз. Если это возможно повторите его вслух.

Самопрограммирование

Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичных обстоятельствах. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.

— Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.

— Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно

сегодня»:

«Именно сегодня у меня все получится»;

«Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;

«Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»;

«Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».

Мысленно повторите его несколько раз.

Самоодобрение (самопоощрение)

Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок — это одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самому.

— В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец! Умница! «Здорово получилось!»

— Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3-5 раз.

Техника 1. «Отрезать, отбросить»

Она пригодна для работы с любыми негативными мыслями («у меня опять ничего не выйдет...», «все это без толку» и пр.). Как только почувствуете, что в душу закралась подобная мысль, — -емедленно «отрежьте ее и отбросьте», сделав для этого резкий, «отрезающий» жест левой рукой и зрительно представив, как вы отрезаете и отбрасываете эту мысль.

Техника 2. «Признание своих достоинств»

Помогает при излишней самокритичности. Одно из противоядий — осознать, что вы, так же как и друие люди, не можете и не должны быть совершенством. Но вы достаточно хороши для того, чтобы жить, радоваться и, конечно, быть успешным.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИЛИ ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ВЫГОРАНИЯ?

Прежде всего, признать, что они есть.

Те, кто помогает другим людям, как правило, стремятся отрицать собственные психологические затруднения. Трудно признаться самому себе: «я страдаю профессиональным выгоранием». Тем более что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты. Среди них — рационализация, вытеснение травматических событий, «окаменение» чувств и тела.

Люди часто оценивают эти проявления неверно — как признак собственной «силы». Некоторые защищаются от своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность, они стараются не думать о них (помните Скарлетт с ее «Я подумаю об этом завтра»?) и полностью отдают себя работе, помощи другим людям. Помощь другим действительно на некоторое время может принести облегчение. Однако только на некоторое время. Ведь сверхактивность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой нуждаетесь вы сами.

Помните: блокирование своих чувств и активность, выраженная сверх меры, могут замедлить процесс вашего восстановления

Во-первых, ваше состояние может облегчить физическая и эмоциональная поддержка от других людей. Не отказывайтесь от нее. Обсудите свою ситуацию с теми, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо.

Во-вторых, в нерабочее время вам нужно уединение. Для того чтобы справиться со своими чувствами, вам необходимо найти возможность побыть одному, без семьи и близких друзей.

ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ

• НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.

• НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

• НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.

• НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по

себе.

Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.

• Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

• Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на

работе.

• Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 289.