Диагностика мышления у детей старшего дошкольного возраста. «Лабиринт»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(автор: Л.А. Венгер)

Вопрос 59. ПРЕДСТАВЬТЕ ФРАГМЕНТ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, ОТРАЖАЮЩИЙ РАОТУ ПО РАЗВИТИЮ И КОРРЕКЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОТКЛОНЕНИЕМ В РАЗВИТИИ (на примере любой категории детей с отклонениями в развитии).

1. Развитие восприятия, произвольности внимания через узнавание формы, размера, цвета предмета. ЗУН, прогнозированный результат. (Уметь различать предметы по форме, цвету, размеру).

2. Развитие зрительного восприятия, внимания и мышления через заполнение пробелов в таблицах. (Уметь различать предметы по форме, цвету, размеру)

3. Развитие внимания посредством нахождения отличий между картинками.

4. Развитие устойчивости внимания через нахождение и выделение определённых букв, цифр, слов (Уметь различать предметы по форме, цвету, размеру)

5. Развитие слухового внимания посредством игр: «Съедобное, не съедобное», «Наоборот (отрицание)».

6. Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами игры.

7. Развитие памяти, слухового внимания посредством написания геометрических и знаковых диктантов.

8. Развитие зрительной памяти и внимания посредством написания графических диктантов (точечных). (Уметь писать геометрические и знаковые диктанты.)

 

Вопрос 60. РАЗРАБОТАЙТЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМ В РАЗВИТИИ (на примере любой категории детей с отклонениями в развитии)

Методические рекомендации по профилактике нарушений в поведении учащихся СКШ VIII вида включают 3 основных направления:

1. Работа педагога с семьей. Целью работы с родителями является профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейший фактор, вызывающий отклонения в поведении подростков.

Информационно-просветительская работа с родителями имеет целью профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. С этой целью родителей необходимо знакомить с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей и подростков. Информационно-просветительская работа с родителями должна быть направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении подростков. Формами такой работы могут быть лекции, семинары, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (психологов, медиков, юристов и др.).

Диагностическая работа с родителями. Целью здесь является диагностика типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье.

Коррекционная работа с неполной семьей, имеющей ребенка с девиантным поведением. Формы проведения коррекционной работы весьма разнообразны: это и групповая семейная психотерапия (работа с группой родителей), и индивидуальная психотерапевтическая работа с отдельной семьей или ее членами, и совместная групповая психотерапия детей и родителей.

2. Работа педагога с ребенком. Осуществляя прогнозирование девиантного поведения школьников, необходимо собрать исчерпывающую информацию: во-первых, об особенностях проявления различных видов девиации в скш; во-вторых, об объективных и субъективных факторах, которые, с одной стороны, провоцируют девиантные отклонения в поведении умственно отсталых учащихся, с другой – уменьшают и нейтрализуют эти проявления. Прогнозирование в условиях школы может быть следующих видов: прогнозирование отклоняющегося поведения учащихся скш в целом или общее прогнозирование; прогнозирование индивидуальное, в отношении конкретного ученика; прогнозирование групповое, когда мы имеем дело с групповыми девиациями. Можно также осуществлять прогнозирование отдельных видов девиаций. Осуществляя прогнозирование общее, групповое или индивидуальное, необходимо провести подробный анализ факторов, позволяющих прогнозировать девиантное поведение школьников с нарушением интеллекта. Результаты изучения конкретного учащегося или классного коллектива заносится в карту прогнозирования.

3. Организация взаимодействия по профилактике девиантного поведения с педагогами школы. Взаимодействие социального педагога, классного руководителя, школьного врача и психолога имеют своей целью совместное выявление проблем, возникающих у ребенка или группы детей в поведении, прогнозирование развития личности ребенка и его поведенческих проявлений, возможного развития группы школьников и организацию работы по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников с интеллектуальными нарушениями. Организуя профилактическую работу, можно использовать следующие формы: комплексные консультации специалистов для школьников и их родителей, проводимые на основании данных социально-психологической, психолого-педагогической и медицинской диагностики; предупреждение психологических перегрузок в процессе обучения, оказывающих негативное влияние на психику ребенка; организация психолого-педагогических консилиумов с целью анализа поведения и развития школьников, условий для более полного раскрытия их возможностей; совместные семинары для учащихся и их родителей, посвященные проблемам девиантного поведения.

 

Вопрос 61. СОСТАВЬТЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО РАЗВТТИЮ ПРОЦЕССОВ МНЕМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ (самостоятельный выбор урока).

 

Урок чтения:

1. Заучивание на слух слов (стихов), сопровождающих физминутку.

2. Заучивание на слух на каждом уроке небольших стихотворений (начиная со четверостиши).

3. Чтение небольшого рассказа учителем, последующий пересказ его детьми, затем спросить данный рассказ через 1-2 недели.

4. Выкладывание последовательности картинок к изучаемому произведению, учащиеся запоминают, учитель перемешивает и спрашивает детей: «Что лежало первое? Второе и т.д.».

5. Вывешивание в разных углах доски и в центре героев произведения, дети запоминают, где какой герой находится, затем закрывают глаза, педагог меняет героев местами или убирает какого-либо героя, учащиеся должны сказать, что изменилось.

6. Все виды пересказа.

7. Припоминание сюжетов известных детям сказок, пройденных ранее (несколько уроков назад, в прошлой четверти, в прошлом классе).

8. Чтение рассказа учителем, дети рисуют к нему картинку, отражая подробности, которые смогли запомнить.

 


Вопрос 62. ПРЕДЛОЖИТЕ ПЛАН РЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ МЕЖДУ УЧАЩИМСЯ И УЧИТЕЛЕМ (на примере любой категории детей с отклонениями в развитии)

Алгоритм разрешения школьного конфликта в СКШ VIII вида

Этапы разрешения ситуации Анализ конфликтной ситуации на данном этапе


Какой конфликт произошел в школе?

Шаг 1. Описание ситуации. Ее участники. Поведение сторон конфликта Участники: учитель русского языка и литературы, ученица М., одноклассники. Поведение сторон конфликта: учитель предъявила новые требования к учащейся во время устного опроса, не познакомив заранее группу с этими требованиями, и снизила оценку за ответ; ученица на этом уроке грубо отреагировала на новые требования учителя, а в дальнейшем отказалась выполнять домашнее задание и предложила одноклассникам прогулять урок литературы
Шаг 2. Выявление подлинной проблемы: в чем ее суть? Толчок к возникновению конфликта Причины конфликта: столкновение интересов сторон (требования учителя и интересы учащихся (более свободная форма выполнения задания)) и ошибки в общении учителя и ученицы (категоричность со стороны учителя и грубость ученицы). Суть данной ситуации заключается в том, что учитель своевременно не познакомила учащихся данной группы со своими требованиями, очень категорично подошла к оцениванию ученицы. Толчком к возникновению конфликта послужила оценка "удовлетворительно", выставленная учителем за пересказ ученицей темы по литературе
Шаг 3. Определение в ситуации момента, когда можно было предупредить перерастание проблемы в конфликт Ученица сообщила о том, что ранее требовался пересказ вместо заучивания наизусть. Учитель могла: Предложить ученице ответить на следующем уроке с учетом новых требований. Позволить на этом уроке пересказать тему, не снижая за это оценки, но в дальнейшем попросить девочку учесть новые требования. Ученица могла: Пересказать тему и вежливо объяснить учителю причину, по которой она не выучила текст наизусть. Предупреждение возникновения проблемы: Учитель должна была познакомить учеников со своими требованиями и, соблюдая принцип преемственности, ознакомиться с подходами учителя, ранее преподававшего в этой группе
Шаг 4. Всесторонний анализ причины возникновения конфликта Столкновение интересов и позиций: Позиция учителя: уверенность в том, что необходимо оценивать знания в соответствии с существующими критериями. Позиция ученика: «Мне всегда за подобный ответ ставилась отметка "5", и в данной ситуации учитель ко мне была несправедлива»


Как был разрешен этот конфликт?

Шаг 5. Поиск вариантов решения конфликта и выбор наиболее эффективного из них 1. Руководствуясь принципом мультидисциплинарного подхода к проблеме, можно привлечь к разрешению данной ситуации своих коллег для всестороннего анализа ситуации. 2. Классный руководитель и психолог могут провести беседу с ученицей М. и ее подругой, выяснить их точку зрения на сложившуюся ситуацию и предложить девочкам эффективные варианты выхода из конфликта, прогнозируя возможные последствия каждого из них. 3. Беседа с учителем позволит определить, в чем преподаватель видит причину возникновения конфликта и варианты его преодоления. 4. Привлечение третьей стороны. Классный руководитель и психолог (по просьбе учителя и ученицы) составляют план посещения уроков с целью получения объективной информации. 5. Предложение той и другой стороне на данном этапе развития конфликтной ситуации стратегию поведения "компромисс" (учет интересов обеих сторон), планируя в дальнейшем переход к сотрудничеству
Шаг 6. Оценка эффективности выбранной стратегии разрешения конфликта; дальнейшие шаги для предупреждения аналогичного сценария развития ситуации Выбор данной стратегии разрешения конфликта ("компромисс") можно считать адекватным, т. к. в результате могут последовать положительные изменения в учебной ситуации:1. На следующем уроке учитель познакомит учеников со своими требованиями. 2. Учет интересов учеников заключался в том, что педагог будет использовать уточняющие вопросы после их ответов, если учащиеся отступают от дословного изложения темы. 3.Ученица М. не будет пропускать уроки, выполняя домашнее задание. 4.Шаги предупреждения возможного продолжения конфликта. 5. Ученикам и учителям может быть предложен следующий алгоритм, используемый на начальном этапе развития конфликтной ситуации: остановиться, присмотреться, прислушаться! Необходимо осмыслить происходящее, прежде чем продолжить спор; выявить подлинную проблему: в чем ее суть; отказаться от установки "Победа любой ценой!"; рассмотреть несколько возможных решений; оценить варианты и выбрать наилучший с учетом возможных последствий.

 

 


63 Вопрос. РАЗРАБОТАЙТЕ ТЕЗИСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ УСТНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЕМ В РАЗВИТИИ (на примере любой категории детей с отклонениями в развитии)

На примере слепых и слабовидящих. Потеря зрения или глубокое нарушение его значительно ограничивает и изменяет способ чувственного познания окружающего мира. Однако утрата или расстройство зрения не нарушает структуру деятельности самого механизма речи. При нарушении зрения речь внешне не страдает, Развитие речи слабовидящих детей определяется общими закономерностями их возрастного развития, содержанием обучения, культурным уровнем окружающей среды. Вместе с тем развитие речи слабовидящих детей имеет свои особенности, связанные со структурой зрительного дефекта, временем наступления слабовидения, степенью сформированности у ребенка умения видеть и наблюдать окружающий мир. В связи с этим в речи слабовидящих может наблюдаться несоответствие между словом и образом, возникающее вследствие ограниченности восприятия и приводящее к формальному усвоению знаний - вербализму.

Многие предметы и явления окружающего мира воспринимаются только с помощью зрения (радуга, облака, высокие здания, звёзды и т.д.), а значительное снижение его у слабовидящих детей затрудняет овладение образными выражениями, нарушает эмоциональную окрашенность речи.

Итак, своеобразие речи слабовидящих заключается в ее содержании. Поэтому именно содержание и главный её носитель словарный запас должен привлекать особое внимание учителя.

Словарная работа в школах слабовидящих, как и в массовой, осуществляется по нескольким направлениям. Обогащение словаря идёт через усвоение новых слов и  выражений. Уточнение словаря путём углубления понимания уже известных слов, выявление оттенков значения, различение синонимов, подбора антонимов, анализа многозначных слов, разъяснение фразеологизмов.

В старших классах идёт работа с толковым словарём.

Неполнота зрительного восприятия затрудняет обогащение зрительной, памяти, что в свою очередь, создаёт сложности при формировании конкретного значения слов в речи некоторых детей с недостатками зрения.

Приемы словарной работы, используемые в школе для слабовидящих.

• Показ предмета, действия.

• Показ рисунка или иллюстрации. Подстановка синонимов.

• Обращение к составу слова.

• Раскрытие переносного значения.

• Введение новых слов в предложение или связный рассказ.  

 





Дата: 2019-07-24, просмотров: 185.