В специальной психологии особое внимание уделяется профессиональному образованию и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями. Очень важно уже в школьном возрасте вести высококвалифицированную профориентационную работу, исключающую поверхностный подход к выбору профессии, т.к. в зрелом возрасте для лиц с ОВЗ очень сложно изменить место работы.
Неслышащие испытывают затруднения в понимании профессионального словаря, в освоении словесных моделей преподавания учебного материала. Для оказания специальной помощи создаются вспомогательные системы поддержки, в том числе основанные на использовании современных компьютерных технологий.
ПОДГОТОВКА ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА К ТРУДОУСТРОЙСТВУ
Составитель — Н.О.Ярошевич
В современных условиях конкуренция на рынке труда, недостаток информации о возможных способах трудоустройства, трудности в общении часто приводят к тому, что выпускники школ для детей с нарушениями слуха остаются вне сфер квалифицированного труда. Поэтому необходимо организовать психологическое сопровождение подготовки к началу трудовой деятельности глухих и слабослышащих выпускников школ, средних специальных учебных заведений и вузов.
Задачами предлагаемой программы являются:
1. Изучение профессиональных интересов, диагностика личностных качеств выпускников с нарушениями слуха.
2. Подготовка их к прохождению собеседования при приеме на работу.
3. Формирование навыка анализа и оформления основных видов документов для прохождения собеседования при приеме на работу.
4. Правовая подготовка к трудоустройству. Знание законов Российской Федерации о правах лиц с ограниченными возможностями.
5. Определение условий профессионального отбора лиц с нарушениями слуха. Принятие решений о трудоустройстве.
В соответствии с указанными задачами работа строится по следующим этапам.
1. Диагностика профессиональных интересов подростков и юношей с нарушениями слуха.
Знакомство с психологическими тестами, самой процедурой тестирования, особенностями организации тестирования соискателей на определенный вид работы.
В качестве тестов на профессиональную пригодность могут быть использованы дифференциально-диагностический опросник, карта интересов, методика «Моя будущая профессия» и др.
2. Диагностика личностных качеств подростков и юношей. Исследование самооценки, уверенности в себе, определение уровня тревожности и т. п.
Совместный с психологом анализ результатов:
§ определение соответствия между профессиональными интересами и выбранной специальностью, оценка правильности сделанного выбора,
§ определение соответствия между требованиями выбранной профессии и личностными качествами. Разработка плана индивидуальной психокоррекционной работы.
3. Условия прохождения собеседования и подготовка к нему.
Пути организации эффективного общения с работодателем и подготовка к прохождению собеседования: внешний вид, деловой этикет,
§ выбор формы общения (вербальная или невербальная). Способы преодоления непонимания между слышащим работодателем и неслышащим соискателем. Задачи этапа:
§ формирование навыков общения, необходимых для прохождения собеседования при поступлении на работу,
§ моделирование ситуации профессионального собеседования (в роли работодателя и соискателя).
Формы работы: деловые игры: «Собеседование с работодателем», «Я хочу работать у вас»; дискуссии. Объяснения новых слов и их использование в различных ситуациях — собеседование, профессиональная пригодность, работодатель и т.д.
4. Виды собеседования.
Профессиональное собеседование — объяснение понятия, знакомство со структурной схемой. Виды собеседования:
§ групповое,
§ коллегиальное,
§ первое и второе собеседования,
§ собеседование с агентом по набору сотрудников. Особенности организации общения при различных формах собеседований.
Отработка различных вариантов собеседований с помощью деловых игр. Типичные вопросы профессионального собеседования.
5. Этапы собеседования: представление, общая проверка подготовки, проверка житейских обстоятельств, основы знаний по самопрезентации.
6. Оформление документов.
Перечень документов, необходимых при трудоустройстве. Порядок представления.
Резюме — содержание, объем, личные данные, сведения об образовании, опыте работы, любимых занятиях, интересах; порядок подачи.
Задачи этапа: научить самостоятельно составлять резюме по схеме, сформировать умение анализировать свой профессиональный опыт. Формы работы: беседа, самостоятельное составление резюме, анализ резюме друг друга.
7. Трудовой договор (контракт). Структура.
Основные положения.
Навыки составления и обсуждения условий контракта со стороны администрации и работника.
Организация эффективного общения в ходе обсуждения контракта.
8. Повышение уровня правовой грамотности выпускников.
Права и льготы выпускников, имеющих нарушения слуха, при поступлении на работу.
Юридическая консультация — мотивы обращения.
Отстаивание своих прав в суде.
Задачи этапа: определить основные положения законов о трудоустройстве инвалидов, развивать умение пользоваться законом и своими правами.
Формы работы: дискуссия, деловая игра.
Выпускники должны уметь отвечать на следующие вопросы:
1. Что такое индивидуальная программа реабилитации инвалидов?
2. Каковы условия обеспечения занятости инвалидов?
3. Как устанавливается квота на рабочие места для инвалидов?
4. Каковы условия труда лиц с нарушениями слуха?
5. Как устанавливается ответственность работодателя за обеспечение занятости инвалидов?
Необходимо ознакомить выпускников с содержанием федерального закона «О социальной защите инвалидов», закона «О квотировании рабочих мест для инвалидов по городу Москве» и на их основании научить выбирать адекватную линию поведения в решении спорных вопросов при трудоустройстве.
Вопрос 54. ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕР КЛИНИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ, ПО СБОРУ АНАМНЕСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ
Сбор анамнеза проводится без посторонних лиц, он строго конфиденциален, учитывает социокультурный уровень семьи (при формулировании вопросов, некоторые вопросы вообще исключаются).
1. Что вас беспокоит? Какие у вас есть жалобы? Какие проблемы у вас возникли?
2. Есть ли подобные заболевания (проблемы) в вашей семье или у ваших близких родственников?
3. Какая беременность по счету? Сколько лет маме, когда она забеременела? Если есть старшие дети, нет ли у них схожих симптомов (проблем, признаков)?
4. Как протекала беременность? Была ли угроза выкидыша? Были ли до этого выкидыши? По какой причине? Были ли аборты? Как давно? В каком возрасте?
5. Как часто во время беременности поднималось артериальное давление? Какими заболеваниями переболела мама во время беременности? Есть ли у родителей хронические заболевания?
6. Есть ли у родителей вредные привычки?
7. Были стрессы (скандалы, проблемы и т.д.) во время беременности?
8. Были ли отличия этой беременности от предыдущих (если были предыдущие беременности)?
9. Как протекали роды? Срок наступления родов (вовремя, раньше срока или позже, насколько). Наличие осложнений во время родов (стремительные роды, затяжные, применение кесарева сечения, щипцов и т.д.).
10. Своевременно ли появился первый крик у ребенка? Своевременно ли выписали из роддома? Когда ребенка приложили первый раз к груди матери? Брал ли он грудь, отказывался от груди, капризничал? Какие эмоции (чувства) вы испытали, когда первый раз взяли ребенка на руки? Покормили его?
11. Как развивался ребенок в младенчестве? Спокойный он был или беспокойный? Какой у него был сон? Как много (как долго) он спал? Были ли проблемы с питанием? Как реагировал на мокрые пеленки? Как реагировал на громкие звуки? Боялся ли чужих? Бывал ли у него плач без видимой причины? Как мать реагировала на своего ребенка: часто ли брала на руки, быстро ли реагировала на плач, каким голосом разговаривала и т.д.? Как ребенок реагировал на мать и других людей? Во сколько месяцев стал держать голову? Во сколько месяцев стал переворачиваться на животик? Когда стал сам садиться? Когда пополз? Когда первый раз встал на ноги? Какие звуки издавал?
12. Как развивался ребенок после 1 года (в раннем возрасте)? Когда пошел самостоятельно? В каком возрасте появились новые слова? Как и с кем ребенок общается? Посещает ли дошкольное учреждение? Какое? Как быстро он адаптировался (привык) к нему или не привык? С желанием ли ребенок посещает учреждение или капризничает (почему, как мама считает)? Когда ребенок (в каком возрасте) стал говорить про себя «я»? Когда в речи появилась простая фраза («Коля гуляет», «Мама, дай» и т.д), а когда появилась развернутая («Я хочу кушать», «Мама, идем гулять» и т.д.)? Адекватны ли у ребенка жесты, мимика? Общается ли со сверстниками и как? Были ли у ребенка негативные особенности в поведении и общении в возрасте от 2,5 до 3,5 лет (как протекал кризис 3-ех лет)? Есть ли у ребенка страхи (какие, когда появились)? Каков характер сна и засыпания (сразу засыпает, после сказки, не уложишь в кровать и т.д.)? Как реагирует на чужих людей? Владеет ли навыками самообслуживания (навыками опрятности), какими, когда сформировались? Были ли у ребенка травмы и госпитализации?
13. Как развивался ребенок в возрасте от 3 до 5 лет? Как развивалась речь? Какие эмоции ребенок чаще демонстрирует (проявляет), адекватны ли они ситуации? Рисует ли ребенок, пишет, самостоятельно застегивает пуговицы и завязывает шнурки (как сформирована мелкая моторика)? Знает ли ребенок цвета, геометрические формы? Внимателен ли он? Как развита память? Собирает ли пазлы, умеет включать телевизор, разбирается ли в сложных игрушках (как развито мышление)? В какие игры, игрушки играет? Как ведет себя в дошкольном учреждении (если посещает)? Определился ли он с ведущей рукой (ногой), какой рукой пишет и рисует, левша или правша?
14. Как подготавливали ребенка к школе в возрасте от 5 до 7 лет? Любознателен ли ваш ребенок? Задает ли вопросы, какими вещами интересуется? Возникали проблемы в развитии ребенка? К каким специалистам обращались? Какова у ребенка работоспособность (снижена, быстро ли устает)? Выявлены ли нарушения физического или психического статуса ребенка, какие?
15. Как развивался ребенок в младшем школьном возрасте? Как адаптировался (не адаптировался) к школе? Какие трудности в обучении возникли? Есть ли какое неврологическое неблагополучие? Как часто ребенок болел и пропускал из-за этого занятия? Возникали ли в связи с этим трудности в обучении, какие, по каким предметам? Как протекал кризис 7 лет (какие негативные особенности характера вы заметили в возрасте от 6,5 до 7,5 лет)?
Дата: 2019-07-24, просмотров: 274.