Социально-бытовая адаптация инвалидов по зрению
(5 ступеней)
Многолетняя практика трудоустройства инвалидов по зрению на предприятиях Всероссийского общества слепых свидетельствует о том, что участие их в трудовой деятельности имеет большое значение не только с социально-психологической, но и с экономической точки зрения.
Несмотря на мнение многих работодателей о том, что труд инвалидов малоэффективен, в определенной степени непродуктивен, не соответствует тем расходам, которые необходимы для организации рабочих мест, профессиональная реабилитация инвалидов по зрению с их последующим трудоустройством экономически выгодна государству.
Это подтверждается и социальной политикой, проводимой в настоящее время Правительством РФ, в которой пристальное внимание уделяется вопросам совершенствования организации специальных рабочих мест для инвалидов, а также требованиям, предъявляемым к ним.
Проблема занятости инвалидов по зрению в новых экономических условиях является определяющей в общей системе интеграции инвалидов в общество. Инвалид может иметь равные возможности на рынке труда наряду с другими членами общества только при условии его конкурентоспособности, наличия профессиональных знаний и навыков, в том числе после переподготовки по востребованным специальностям.
Институт «Реакомп», имеющий многолетний опыт в области проведения комплексной реабилитации инвалидов и создания компьютерных специальных рабочих мест, в 2004 году по заказу Департамента социальной защиты населения города Москвы разработал инновационную пятиступенчатую модель «Социально-бытовая адаптация инвалидов по зрению».
Недостаточная готовность инвалидов по зрению к трудоустройству на открытом рынке труда является основной проблемой, на решение которой нацелена данная модель, включающая в себя следующие ступени:
1 ступень - Базовая элементарная реабилитация
На данном этапе внимание фокусируется на тех навыках элементарной реабилитации, которые связаны с социализацией незрячего, как то: умение следить за своим внешним видом, умение принимать пищу согласно правилам этикета, умение контролировать свою мимику и свои жесты, навыки, связанные с независимым проживанием (умение поднять упавшую вещь, воспользоваться сантехникой, приготовить бутерброды и т.д.), а также умение ориентироваться в пределах помещения.
2 ступень - Безопасное использование бытовых приборов
Более детальная, чем в стандартных программах, проработка аспектов, связанных с техникой безопасности при использовании современных бытовых приборов, например: газовая и электрическая плиты, электрочайник, фен, кофемолка и кофеварка, миксер, блендер, микроволновая печь, стиральная машина, пылесос, кондиционер и пр. Выдаваемый после сдачи зачета сертификат послужит подтверждением социальной компетентности незрячего при трудоустройстве и при найме им жилья для независимого проживания.
3 ступень - Ориентировка в открытом пространстве
На этом этапе обучение посвящается выработке практических навыков безопасного перемещения инвалида по зрению от места его проживания до места работы, а также выработке и совершенствованию навыков пользования объектами соцкультбыта. Новизна метода заключается не только в строго индивидуальном подходе к каждому реабилитанту с учетом его места жительства (улицы, микрорайона, города), наличия и форм остаточного зрения, его личных проблем, связанных с самостоятельным передвижением в пространстве, но и в сочетании традиционных методик обучения ориентировке в пространстве с помощью трости с методиками восточных оздоровительных систем. Такая методика обучения пространственной ориентировке была апробирована впервые. Она дала весьма положительные результаты, что позволяет говорить о ее эффективности и целесообразности внедрения в практику реабилитации инвалидов по зрению. Большое внимание уделено методикам проработки нового маршрута с использованием приемов проведения первичного обследования окружающей среды на предмет ее доступности инвалиду по зрению, а также использования информационных (справочная по телефону, уточнение маршрута у зрячих и др.) и социальных (сопровождающий инвалида, социальное такси) ресурсов. Специальное внимание уделяется самостоятельному посещению инвалидом по зрению магазинов, банков, почтовых отделений, медицинских учреждений, школ и детских садов, вокзалов и аэропортов, государственных учреждений. Выдаваемый после сдачи зачета сертификат послужит при трудоустройстве подтверждением социально-бытовой компетентности незрячего в вопросах ориентировки в пространстве.
4 ступень - Совершенствование профессиональных навыков
Данная ступень посвящена обучению незрячих навыкам пользования компьютером и современной оргтехникой. На этой ступени возможна целевая переподготовка инвалидов по зрению по востребованным на рынке труда специальностям – по запросу самих учащихся с посещением общедоступных курсов профессионального обучения и переподготовки в г. Москве, а также проработка алгоритма взаимодействия с центрами занятости и бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ). Кроме того, данный этап обучения дает реабилитантам возможность ознакомиться с технологией работы на телефоне с использованием технических средств (компьютер, диктофон) как в условиях офиса, так и на дому.
5 ступень - Самопрезентация и технология успешного трудоустройства.
Завершающий этап предполагает обучение навыкам написания резюме, успешного прохождения собеседовании при приеме на работу, успешного прохождения испытательного срока на рабочем месте. Программа предлагает психологическое сопровождение кандидата на этапе поиска вакансии (обучение технологии сбора информации о вакансиях с использованием открытых печатных и интернет — источников) и на этапе первого месяца трудоустройства (контакт с работодателем, обследование доступности среды, рекомендации в области выработки позитивного имиджа и стратегии общения с коллегами).
Психологическое сопровождение подразумевало и решение ряда реабилитационных задач: создать в человеке нечто новое, дать новые знания, умения, отношение к жизни, убрать то, что человеку мешает — неправильные оценки себя, своих возможностей, окружающего мира, включая других людей, неэффективные, а то и просто вредные стереотипы поведения.
Одним из основных препятствий интеграционного процесса является устойчиво сформированное в обществе представление о том, что инвалиды по зрению — неполноценные, «беспомощные» люди, нуждающиеся в постоянной помощи со стороны зрячих. Эту смысловую нагрузку несет само слово «инвалид», и косвенно поддерживает психологическая наука, признающая, что от 70 до 95 процентов информации человек получает через зрение. «Скрытая выгода» установки на собственную беспомощность позволяет инвалиду по зрению не принимать на себя ответственность, отрицать необходимость меняться самому, требовать и получать сочувствие и помощь окружающих и другое.
В процессе реабилитации, на тренингах и групповых занятиях вырабатывается установка на собственные возможности — одна из основных, составляющих оценки человеком самого себя.
Происходит освоение необходимых навыков делового общения, умения работать в команде, брать ответственность за результаты своего обучения и трудоустройства, принятие им философии независимой жизни инвалида, развитие предприимчивости и инициативности.
Были разработаны критерии, на основании которых проводилась оценка умений и навыков, полученных инвалидами по зрению при прохождении обучения на каждой ступени пятиступенчатой модели социально-бытовой адаптации.
Выделение критериев оценки освоения ступеней модели социально-бытовой адаптации в отдельное пособие, по мнению авторов, предоставит специалистам, занимающимся реабилитацией инвалидов больше удобств в их практической деятельности.
Данные пособия адресованы специалистам служб социальной защиты и занятости, социальным работникам, руководителям и активным членам местных и региональных организаций Всероссийского общества слепых (ВОС), реабилитологам и работникам других общественных организаций инвалидов, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами социальной защиты населения.
Апробация инновационной пятиступенчатой модель «Социально-бытовая адаптация инвалидов по зрению проводилось на базе Института «Реакомп». В реабилитационной программе приняли участие 20 инвалидов по зрению 1 и 2 группы трудоспособного возраста города Москвы. Работа проводилась в форме лекций, семинаров, тренингов, индивидуальных занятий и консультаций.
65 Вопрос. РАЗРАБОТАЙТЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОСПЛОЧЕНИЮ КОЛЛЕКТИВА ШКОЛЬНИКОВ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (на примере любой категории детей с отклонениями в развитии)
Дата: 2019-07-24, просмотров: 251.