РАБОТА 7.1: Заполните таблицу « Типы деления клеток ».
Типы деления клеток
Тип деления |
НЕПРЯМОЕ ДЕЛЕНИЕ
(с дискретным распределением наследственного материала)
МИТОЗ
РАБОТА 7.2: Митотический цикл. ПЕРЕЧИСЛИТЬ процессы, происходящие на каждой стадии (фазе) интерфазы митотического цикла. Отметить значение периодов покоя. Перечислить фазы митоза.
![]() | ИНТЕРФАЗА: I – __________________________________________________________ II – __________________________________________________________ III – __________________________________________________________ Значение периодов покоя – __________________________________________________________ МИТОЗ: 1 – ________; 2 – __________; 3 – __________; 4 – _________; 5 – ___________. |
РАБОТА 7.3: Митоз – способ деления соматических клеток. ОТМЕТИТЬ на рисунке фазы митоза. Какие события происходят на каждой фазе?
![]() | 1 – ____________________________________________________ 2 – ____________________________________________________ 3 – ____________________________________________________ 4 – ____________________________________________________ 5 – ____________________________________________________ 6 – ____________________________________________________ 7 – ____________________________________________________ 8 – ____________________________________________________ |
РАБОТА 7.4: Митоз в корешке лука. ЗАПИСАТЬ стадии митоза, обозначенные цифрами 1 – 7.
![]() | 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – |
РАБОТА 7.5: Мейоз – особый способ деления, дающий половые клетки (гаметы).
ОТМЕТИТЬ на рисунке фазы мейоза. СДЕЛАТЬ обозначения к рисунку (а). НАПИСАТЬ чем отличается результат первого и второго деления мейоза?
![]() | ![]() | 1 – 2 – 3 – 4 – Результат Мейоза I - _________________________________ Результат Мейоза II - _________________________________ |
РАБОТА 7.6:Профаза Мейоза I .
ПЕРЕЧИСЛИТЬ стадии профазы первого мейотического деления. Какие процессы характерны для каждой стадии (записать)?
![]() | 1 - _______________________________________________ 2 - _______________________________________________ 3 - _______________________________________________ 4 - _______________________________________________ 5 - _______________________________________________ |
РАБОТА 7.7: Сравнительная характеристика митоза и мейоза.
Проанализировать рисунок, на котором изображены схемы митоза и мейоза. НАПИСАТЬ возле каждой стадии митоза и мейоза количество хромосом, обозначив буквой “ n ”, и количество нитей ДНК, использовав букву “ c ”.
ПЕРЕЧИСЛИТЬ 7 отличий мейоза от митоза:
![]() | Отличия мейоза: 1 - __________________________________ 2 - __________________________________ 3 - __________________________________ 4 - __________________________________ 5 - __________________________________ 6 - __________________________________ 7 - __________________________________ |
РАБОТА 7. 8: Решение задач.
Задача 1. При исследовании пролиферативной активности с помощью 3Н-тимидина оказалось, что в течение суток 80 клеток вступили в фазу синтеза ДНК, однако суммарное число митозов за сутки составило лишь 21.Чем объяснить эти различия?
Ответ:
Задача 2. При значительных клеточных потерях постоянство состава ткани поддерживается за счет покоящихся клеток. На каких фазах они вступают в митотический цикл? В каких периодах митотического цикла задержалась часть клеток? Какое значение для многоклеточных организмов имеют эти фазы?
Ответ:
Задача 3. Алкалоид колхицин блокирует синтез белка тубулина. На какие клеточные структуры может подействовать этот препарат? Как это отразиться на ходе митотического деления? Какой эффект оказывает колхицин на ход митоза – стимулирующее или ингибирующее? На какой фазе митотического цикла происходи действие колхицина?
Ответ:
Задача 4. В некоторых случаях опухолевый рост связан с переходом определенной клеточной популяции к размножению путем амитоза. Чем будут отличаться клетки такой популяции от нормальной, в которой происходит типичный митоз? В каких случаях возможен переход амитотических клеток к делению митозом? Почему при амитозе невозможно гарантированно распределить наследственный материал между двумя клетками?
Ответ:
Задача 5. У человека во время кроссинговера действие мутагенного фактора привело к появлению химической связи между гомологичными Х-хромосомами, препятствующей их последующему расхождению. Какой хромосомный набор получат образующиеся клетки (гаметы)? На какой фазе мейоза произошло действие мутагена? На каком этапе мейоза нарушено расхождение наследственного материала?
Ответ:
Задача 6. Известно, что механизм второго деления мейоза сходен с таковым в митозе. Какие будут различия в морфологической картине метафазы второго мейотического деления и метафазы митоза в клетках одного и того же организма? Какие структуры клетки обеспечивают точное распределение наследственного материала? Какой генетический набор получат дочерние клетки по завершении процесса деления?
Ответ:
ЗАДАЧА 7. После оплодотворения образовалась зигота 46,ХХ, из которой должен сформироваться женский организм. Однако в ходе первого митотического деления (дробления) этой зиготы на два бластомера сестринские хроматиды одной из Х-хромосом, отделившись друг от друга, не разошлись по 2-м полюсам, а обе отошли к одному полюсу. Расхождение хроматид другой Х-хромосомы произошло нормально. Все последующие митотические деления клеток в ходе эмбриогенеза протекали без нарушений механизма митоза, не внося дополнительных изменений, но и не исправляя изменённые наборы хромосом.
Каким будет хромосомный набор клеток индивида, развившегося из этой зиготы? На какой стадии клеточного цикла произошло нарушение митоза? Какие клеточные структуры участвовали в распределении наследственного материала?
Ответ:
ФИО | Дата | Подпись | |
Выполнил | |||
Проверил |
ТЕМА 9: ПРОЯВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ НАСЛЕДОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ МЕНДЕЛИРУЮЩИХ ПРИЗНАКОВ ЧЕЛОВЕКА (МОНО-, ДИ- И ПОЛИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ)
РАБОТА 9.1: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГЕНЕТИКИ. ЗАПИШИТЕ определения основных генетических терминов.
Генетический термин | Характеристика (определение) |
Наследственность | |
Изменчивость | |
Аллельные гены | |
Гомозигота | |
Гетерозигота | |
Гемизигота | |
Фенотип | |
Генотип | |
Геном | |
Моногибридное скрещивание | |
Дигибридное скрещивание |
РАБОТА 9.2: Определение фенотипа и генотипа детей по генотипу родителей при полном доминировании. ОПРЕДЕЛИТЕ тип скрещивания и закон, проиллюстрированные на схемах А), Б), В). ЗАПИШИТЕ определение.
![]() | ![]() | А) Тип скрещивания, закон ________________________ Определение _____________________________________________ _____________________________________________ Б) Тип скрещивания, закон ________________________ Определение _____________________________________________ _____________________________________________ |
![]() | В) Тип скрещивания - ______________________________________________ Определение: __________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________ |
РАБОТА 9.3: Определение фенотипа и генотипа потомков по генотипу родителей при разных вариантах наследования (неполном доминировании, летальном эффекте, доминировании, зависящем от внешних и внутренних условий).
ОПРЕДЕЛИТЕ тип скрещивания, закономерность, проиллюстрированные на схемах А), Б). ЗАПИШИТЕ определение.
![]() | ![]() | А) Вариант наследования ______________________________________ Определение ______________________________________ ______________________________________ Б) Вариант наследования ______________________________________ Определение ______________________________________ ______________________________________ |
РАБОТА 9.4: Образование гамет при дигибридном и полигибридном скрещивании. Проанализируйте схему получения гамет. ВЫЧИСЛИТЕ количество гамет и НАПИШИТЕ гаметы, которые образуют организмы со следующими генотипами:
![]() | 1) МмNnRrSS 2) ММnnRRss 3) DdeeFfНН |
РАБОТА 9.5: Решение задач.
Задача 1. Стоматологическое заболевание - «Микросомия гемифациальная» или односторонняя гипоплазия (недоразвитие) лица, сопровождается односторонней аномалией ушной раковины с одновременной гипоплазией нижней челюсти на той же стороне. Патология определяется аутосомным доминантным геном.
Сколько типов сперматозоидов, различающихся по аллелям данного заболевания, производит здоровый мужчина?
Дано: | Решение: |
Задача 2. У человека умение владеть преимущественно правой рукой доминирует над умением владеть преимущественно левой рукой. Мужчина правша, мать которого была левшой, женился на женщине правше, имевшей трех братьев и сестер, двое из которых – левши. Определите возможные генотипы женщины и вероятность того, что дети, родившиеся от этого брака, будут левшами.
Дано: | Решение: |
Задача 3. Редкий ген “а” вызывает у человека наследственную анофтальмию (отсутствие глазных яблок). Аллельный ген “А” обусловливает нормальное развитие глаз. У гетерозигот глазные яблоки уменьшены.
а) Супруги гетерозиготны по гену А. Определить расщепление в F1 по генотипу и фенотипу.
б) Мужчина, гетерозиготный по гену А (с уменьшенными глазными яблоками), женился на женщине с нормальным развитием глаз. Какое расщепление по фенотипу ожидается в F1?
Дано: | Решение: |
Задача 4. У овец ген Р обусловливает комолость (безрогость), а ген Р1 рогатость. Доминирование этой пары аллелей зависит от пола. У баранов Р1 (рогатость) доминирует над комолостью, а у овец Р (комолость) доминирует над рогатостью.
а) Какое расщепление в F1 ожидается от скрещивания рогатой овцы с комолым бараном? При том же скрещивании, чей признак (отца или матери) унаследуют дочери, и чей признак унаследуют сыновья?
б) Какое расщепление в F1 ожидается от скрещивания рогатого барана с комолой овцой, если оба родителя гомо-зиготны? При том же скрещивании, чей признак (отца или матери) унаследуют дочери и чей признак унаследуют сыно-вья?
Дано: | Решение: |
Задача 5. У дурмана пурпурная окраска стебля обусловлена геном Р, а зеленая - геном р. Фенотип гетерозигот зависит от условий внешней среды. При выращивании растений на ярком свету ген Р полностью доминирует над геном р и гетерозиготы (Рр) как и гомозиготы (РР) имеют пурпурный стебель.
В условиях пониженного доступа света наследование происходит по типу промежуточного: гомозиготные доминанты (РР) имеют пурпурный стебель, гетерозиготные (Рр) красный, а рецессивные растения (рр) зеленый.
а) Какой цвет стебля будет иметь потомство от скрещивания растений с красным и зеленым стеблем, при выращивании на ярком свету?
б) Какой цвет стебля будут иметь растения, полученные от того же скрещивания, если их выращивать в условиях уменьшенного доступа света.
в) Цветы гомозиготного растения с пурпурным стеблем опылены пыльцой растения с зеленым стеблем. Какой фенотип будут иметь растения F1 при выращивании на ярком свету? При уменьшенном доступе света?
Дано: | Решение: |
Задача 6. Глаукома взрослых наследуется несколькими путями. Одна форма определяется доминантным аутосомным геном, другая - рецессивным тоже аутосомным несцепленным с предыдущим геном.
Какова вероятность рождения детей с аномалией в семье, где один из родителей гетерозиготен по обеим парам патологических генов, а другой нормален в отношении зрения и гомозиготен по обеим парам генов?
Дано: | Решение: |
Задача 7. Серповидноклеточная анемия и талассемия наследуются как два признака с неполным доминированием. Гены не сцеплены и находятся в аутосомах. У гетерозигот по серповидноклеточной анемии, также как и у гетерозигот по талассемии, заболевание не носит выраженной клинической картины. Во всех случаях носители гена талассемии и или серповидноклеточной анемии устойчивы к малярии. У двойных гетерозигот развивается микродрепаноцитарная анемия (В.П.Эфроимсон, 1968). Гомозиготы по серповидноклеточной анемии и талассемии в подавляющем большинстве случаев умирают в детстве. Определите вероятность рождения здоровых детей в семье, где один из родителей гетерозиготен по серповидноклеточной анемии, но нормален по талассемии, а второй – гетерозиготен по талассемии, но нормален в отношении серповидноклеточной анемии.
Дано: | Решение: |
ФИО | Дата | Подпись | |
Выполнил | |||
Проверил |
Дата: 2019-07-24, просмотров: 771.