В соответствии с ч. 8 ст. 37 ФЗ № 131 от 2003 года структуру местной администрации утверждает представительный орган муниципального образования по представлению главы муниципального образования.
В целом, структура местной администрации во всех муниципальных образованиях строится на общих принципах в соответствии с функционально-отраслевым распределением полномочий по решению вопросов местного значения между структурными подразделениями. Вместе с тем она представляет собой достаточно динамичную систему, которая по мере изменения стоящих перед муниципальным образованием задач, условий жизни граждан, других факторов подвергается новациям.
Под организационной структурой понимается состав и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц (отдельных должностей), звеньев (управленческих подразделе
правами и ответственностью для выполнения соответствующих целевых функций управления.
На формирование конкретной организационной структуры местной администрации оказывает влияние несколько факторов, основными из которых являются:
1. Вид муниципального образования. Он предопределяет перечень вопросов местного значения, из которого складываются полномочия администрации.
2. Цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования. В зависимости от выбранных приоритетов развития будут «усиливаться» те звенья управления, на которые возложены функции по достижению соответствующих целей и решению задач.
3. Размер территории, численность и состав населения муниципального образования. В крупных городах выстраиваются более сложные структуры администрации, предусматривающие, в том числе, и наличие территориальных структурных подразделений.
4. Различные местные особенности – географические, природные, демографические, исторические. Они определяют необходимость создания структурных подразделений, которые не являются типичными по функциональному назначению и могут отсутствовать в большинстве муниципальных образований.
Помимо перечисленных, на организационную структуру местной администрации оказывают значительное влияние внутренние факторы, такие, как личностные качества руководства и его роль в системе управления, используемые управленческие технологии, уровень сопротивления инновациям, организация труда, материально-техническое оснащение администрации и др.
В настоящее время определяющим фактором, положенным в основу формирования структуры местной администрации, является ее компетенция в соответствии с предусмотренными федеральным законом вопросами местного значения и распределением полномочий между органами местного самоуправления, закрепленным в уставе муниципального образования.
Выделяют шесть групп вопросов, которые входят в компетенцию местной администрации: 1) вопросы социально-экономического развития территории; 2) вопросы муниципального хозяйства; 3) финансовые вопросы; 4) социальные вопросы; 5) административно-организационные вопросы; 6) исполнение переданных государственных полномочий.
Четыре первых групп вопросов присутствуют во всех муниципальных образованиях независимо от вида. Пятая группа вопросов относится только к муниципальным районам и городским округам, которые вправе осуществлять отдельные государственные полномочия.
Указанные группы полномочий распределяются между отраслевыми и функциональными структурными подразделениями, в результате чего создается типичная линейно-функциональная структура местной администрации, которая обычно включает:
1) руководящее звено: главу администрации, заместителей главы, в числе которых может быть первый заместитель;
2) структурные подразделения, которые могут находиться в подчинении главы администрации, одного из его заместителей или в соподчинении между собой:
– отраслевые структурные подразделения, ведающие отдельными отраслями муниципальной деятельности (жилищно-коммунальное хозяйство, образование, культура, здравоохранение, транспорт и т. д.);
– функциональные структурные подразделения, исполняющие одну или несколько функций во всех отраслях (экономическая служба, финансовый орган, орган по управлению муниципальным имуществом и др.);
3) территориальные органы (например, для города с районным делением);
4) аппарат администрации, обеспечивающий и организующий ее деятельность: юридическая, кадровая, информационная службы, делопроизводство, работа с обращениями граждан, собственная бухгалтерия и др.
72. Правовой статус контрольно-счётного органа муниципального образования
Структуру органов местного самоуправления, помимо обязательных представительного органа, главы муниципального образования, местной администрации, могут составлять также и иные органы местного самоуправления, если они предусмотрены уставом муниципального образования, в том числе контрольно-счетный орган муниципального образования.
Наличие контрольно-счетного органа как отдельного самостоятельного органа местного самоуправления в муниципальном образовании не является обязательным. Создание этого органа местного самоуправления отнесено к дискреционным полномочиям самого муниципального образования, является его правом, а не обязанностью. Он создается только в том случае, если муниципальным образованием осознанно принято такое решение, и оно оформлено в уставе муниципального образования.
Если же контрольно-счетный орган создается в муниципальном образовании, то он является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля; образуется данный орган представительным органом муниципального образования, которому он и подотчетен.
Порядку организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования посвящен Федеральный закон от 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно. Его деятельности не может быть приостановлена, в т.ч. в связи с досрочным прекращением полномочий представительного органа. В соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования контрольно-счетный орган муниципального образования может обладать правами юридического лица.
При этом, как говорилось, контрольно-счетные органы в муниципальных образованиях могут и не создаваться: так, в поселениях полномочия контрольно-счетного органа могут передаваться контрольно-счетному органу муниципального района (в соответствии с соглашениями между с представительными органами поселений и муниципального района); кроме того, в соответствии с ч. 12 ст. 3 указанного ФЗ 2011 г. представительные органы муниципальных образований вправе заключать соглашения с контрольно-счетными органами субъектов РФ о передаче им полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля в порядке, определяемом законами субъектов Российской
Федерации (будет ли это соответствовать принципу финансовой и организационной самостоятельности местного самоуправления?).
Контрольно-счетный орган муниципального образования образуется в составе председателя и аппарата контрольно-счетного органа. Уставом муниципального образования или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в составе контрольно-счетного органа может быть предусмотрена одна должность заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, а также должности аудиторов контрольно-счетного органа (назначаются на должность представительным органом муниципального образования). Должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа могут быть отнесены к муниципальным должностям в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Срок полномочий председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа устанавливается муниципальным нормативным правовым актом и не должен быть менее чем срок полномочий представительного органа (т.е. от 2х до 5 лет).
Основные полномочия контрольно-счетного органа:
- контроль за исполнением местного бюджета;
- экспертиза проекта местного бюджета;
- внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета;
- финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных актов (включая финансово-экономическое обоснование этих проектов), а также муниципальных программ;
- контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета;
- контроль за соблюдением порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом;
- оценка эффективности предоставленных налоговых и иных льгот и преимуществ, муниципальных бюджетных кредитов;
- оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств и другие полномочия.
Контрольно-счетные органы муниципальных образований наделены полномочием по проведению контрольных мероприятий – проверок.
По результатам проведения контрольных мероприятий контрольно-счетные органы вправе вносить в органы местного самоуправления, проверяемые органы и организации, их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков.
В случае если при проведении контрольных мероприятий выявлены факты незаконного использования средств местного бюджета, в которых усматриваются признаки преступления или административного правонарушения, контрольно-счетный орган муниципального образования в установленном порядке незамедлительно передает материалы контрольных мероприятий в правоохранительные органы.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 618.