Формы депутатской деятельности. Гарантии деятельности депутата представительного органа местного самоуправления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Формами депутатской деятельности депутата являются:

1) участие в работе соответствующего представительного органа мсу;

2) участие в работе постоянных комиссий, временных, согласительных комиссий, депутатских групп, создаваемых в соответствии с регламентом представительного органа и уставом муниципального образования;

3) направление обращений и запросов к должностным лицам органов гос.власти субъекта, территориальных отделений федеральных органов гос.власти, органов мсу, руководителям организаций, общественных объединений;

4) внесение предложений о направлении запросов депутатов;

5) участие в разработке проектов и принятии правовых актов, издаваемых представительным органом мсу в соответствии с его компетенцией, а также содействие населению в реализации права на правотворческую инициативу по вопросам местного значения;

6) непосредственное общение с избирателями, работа с их обращениями, информирование избирателей о своей деятельности и деятельности органов мсу на собраниях и конференциях, сходах граждан, а также через СМИ, в том числе встречи с избирателями – см. ч.ч. 5.2 – 5.5 ст. 40 ФЗ № 131 от 2003 г.;

7) осуществление контроля за выполнением нормативных правовых актов, принятых органами мсу;

8) участие в осуществлении представительских и иных функций от имени избирателей, населения муниципального образования и представительного органа мсу в соответствии с уставом муниципального образования.

Депутату, выборному должностному лицу мсу гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства. При принятии представительным органом правовых актов депутату представительного органа мсу гарантируются:

1.Обязательное рассмотрение внесенных им обращений и иных инициатив;

2.Обязательная постановка на голосование внесенных инициатив в том числе поправок к проектам правовых актов;

3.Иные гарантии, предусмотренные Уставом муниципального образования, другими НПА.

В качестве основных гарантий осуществления деятельности депутата необходимо рассмотреть следующие права:

1.Самостоятельное осуществление деятельности депутата. Вмешательство в какой-либо форме в деятельность депутата, выборного должностного лица, осуществляемому в рамках реализации его полномочий не допускается. При этом выборное должностное лицо в соответствии с Уставом муниципального образования несет ответственность за результаты своей деятельности перед населением непосредственно;

2.Посещение органов гос.власти субъекта РФ, органов мсу, организаций, внеочередной прием должностными лицами;

3.Получение информации;

4.Безотлагательное рассмотрение обращений;

5.Освобождение от производственных и иных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности;

6.Обеспечение условий для работы с избирателями;

7.Иметь помощников;

8.Бесплатный проезд;

9.Возмещение расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности;

10.Отпуск;

11.Неприкосновенность.

Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия (гарантии) для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

Гарантии можно разделить на несколько групп:

1. Организационные гарантии принято связывать с созданием необходимых условий для осуществления депутатом своих полномочий. В связи с этим депутат вправе быть принят должностными лицами государственной власти и местного самоуправления по вопросам своей деятельности. Депутату принадлежит право на получение информации и консультаций, обеспечение необходимыми официальными изданиями и справочными материалами. В соответствии с уставами муниципальных образований и регламентами представительных органов местного самоуправления депутат вправе иметь помощников на оплачиваемой основе или на общественных началах.

2. Материальные гарантии призваны обеспечить защиту прав и интересов депутата, связанных с возможными материальными издержками и потерями при осуществлении им функций народного избранника. Речь идет, например, о возмещении расходов депутата, выполняющего свои функции на непостоянной основе (совмещает с другой незапрещенной работой). Депутату, работающему на постоянной профессиональной основе, устанавливается ежемесячный оклад. Получили распространение нормы, закрепляющие страхование жизни и здоровья депутата за счет средств местного бюджета.

3. Гарантии трудовых прав депутатов направлены на защиту их интересов как субъектов трудовых отношений. Трудовые гарантии распространяются на срок полномочий депутата, а также на последующую служебную деятельность по окончании выполнения лицом депутатских обязанностей. Депутат не может быть уволен с основного места работы по инициативе администрации без согласия представительного органа местного самоуправления. Для этой же категории депутатов предусматривается, что по окончании срока их полномочий работодатель предоставляет им прежнюю работу (должность) или с их согласия другую равноценную работу (должность).

4. Депутатам, выборным ДЛ МСУ социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются законами субъектов РФ.

5. К гарантиям депутатской деятельности относится также неприкосновенность депутатов. Так, депутаты, выборные ДЛ МСУ не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы; согласно п. 11 ч. 1 ст. 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления либо о привлечении его в качестве обвиняемого, принимается руководителем следственного органа Следственного комитета Российской

Федерации по субъекту Российской Федерации. Депутат, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий.

Неприкосновенность возникает с началом полномочий депутата (день его избрания) и оканчивается с их прекращением (по общему правилу – с начала работы выборного органа местного самоуправления в новом составе).

 63. Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти

Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления подразумевает, что они как партнеры, по крайней мере, равны в отношении главного объекта управления, и оно осуществляется ради достижения общей цели – повышения уровня и качества жизни населения каждого муниципального образования и региона в целом.

Проблема взаимодействия местного самоуправления с органами госу­дарственной власти имела и имеет место практически на всех этапах развития ме­стного самоуправления как в России, так в других странах.

Конституция России закрепила организационную обособленность местного самоуправления от органов государственной власти, но на практике эффективное управление во всех сферах жизни общества невозможно без четко отлаженного механизма их взаимодействия. Большинство наших неудач в экономике, социальной сфере связано именно с тем, что этот механизм дает сбои.

Очевидным является тот факт, что вопро­сы местного значения неотделимы от государственного ин­тереса, не остаются и не могут остаться без влияния госу­дарства.

На федеральном уровне в отношении местного самоуправления решаются две задачи - обеспече­ние гарантий местного самоуправления и выработка единой государственной политики в сфере местного самоуправле­ния. Они решаются следующими способами:

во-первых, на федеральном уровне законодательно устанавливается общие принципы организации местного самоуправления;

во-вторых, федеральные органы государственной власти принимает программы государственной поддержки местного самоуправления;

в-третьих, для обеспечения федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" принимаются ряд федеральных законов.

Сегодня взаимодействие региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления строится на основе других принципов:

· законности,

· сочетания интересов населения субъекта и соответствующего муни­ципального образования, учета исторических и местных традиций,

· самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий,

· взаимного согласия органов государственной власти и органов местного самоуправления при выработке совмес­тного решения;

· обеспеченности финансовыми и материальными ресурсами при реализации вопросов, требующих совместного решения,

· добровольности заключения договоров и соглашений;

· взаимной ответственности,

· гласности.

Содержание и характер полномочий региональной власти позволяет на их основе определить основные направления взаимо­действия органов государственной власти субъектов Российской Феде­рации и органов местного самоуправления:

1) правовое регулирование организации и деятельности местного самоуправления и контроль исполнения соответствующего законодательства;

2) разработка и при­нятие региональных программ развития местного самоуправления,

3) совершенствование разграничения компетенции госу­дарственных органов и органов местного самоуправления,

4) обеспече­ние финансово-экономической основы местного самоуправления,

5) содействие сохранению и развитию исторических и иных местных традиций,

6) защита прав граждан на осуществление местного самоуп­равления.

Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта осуществляется в следующих основных организацион­ных формах:

во-первых, главными взаимодействующими структу­рами являются сами органы государственной власти и местного самоуправления;

во-вторых, для решения разовых совместных вопросов создаются совместные временные группы и комиссии;

в-третьих, для решения вопросов требующих по­стоянного взаимодействия создаются постоянные рабочие группы и комиссии;

в-четвертых, по вопросам, касающимся всех муниципальных образований данного региона, возможна совместная работа через ассоциации муниципальных обра­зований, для чего им придается необходимый ста­тус.

Местное самоуправление в России — деятельность местных сообществ, осуществляемая непосредственно или через местные представительные органы, по вопросам местного значения. В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения.

Кроме того, федеральный закон допускает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.

В Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях:

  • муниципальный район — несколько городских и/или сельских поселений
    • сельское поселение — один или несколько сельских населенных пунктов
    • городское поселение — один городилипоселок городского типас прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа
  • городской округ — городское поселение, не входящее в состав муниципального района
  • внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом муниципального образования

 

64. Правовой статус главы муниципального образования

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования в соответствии с уставом:

- избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;

- в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;

- в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя;

- не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации;

- в случае формирования представительного органа муниципального района в порядке делегирования исполняет полномочия его председателя.

В соответствии с федеральным законодательством глава муниципального

образования в пределах своих полномочий:

- представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

- подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:

- смерти;

- отставки по собственному желанию;

- отрешения от должности;

- признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

- признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

- вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

- выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

- прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора РФ;

- отзыва избирателями;

- установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;

- досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа;

- преобразования муниципального образования, а также в случае упразднения муниципального образования;

- утраты сельским поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

- увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25%, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 229.