Особенности организации местного самоуправления на территории наукограда.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особым видом муниципальных образований являются наукограды. В настоящее время особенности организации местного самоуправления в наукоградах установлены Федеральным законом от 07.04.1999 № 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации".

Наукоградом признается муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом, т.е. совокупностью организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации.

Научно-производственный комплекс муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда, должен быть градообразующим и отвечать критериям:

· 1) численность работающих в организациях научно-производственного комплекса составляет не менее 15% численности работающих на территории данного муниципального образования;

· 2) объем научно-технической продукции (соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации) в стоимостном выражении составляет не менее 50% общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования, или стоимость основных фондов комплекса, фактически используемых при производстве научно-технической продукции, составляет не менее 50% стоимости фактически используемых основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, за исключением жилищно-коммунальной и социальной сферы.

До 2004 г. статус наукограда присваивался указом Президента РФ сроком на 25 лет с утверждением программы развития города как наукограда Российской Федерации. Такой статус получили семь наукоградов:

· 1) г. Обнинск Калужской области,

· 2) г. Королев Московской области,

· 3) г. Дубна Московской области,

· 4) рабочий поселок Кольцове Новосибирской области,

· 5) г. Мичуринск Тамбовской области,

· 6) г. Фрязино Московской области,

· 7) г. Реутов Московской области.

В настоящее время статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством РФ с установлением срока этого статуса без утверждения программы развития города как наукограда Российской Федерации. В таком упрощенном порядке статус наукограда получили:

· - г. Петергоф Петродворцового района г. Санкт-Петербурга,

· - г. Пущино Московской области,

· - г. Бийск Алтайского края,

· - г. Троицк Московской области,

· - г. Жуковский Московской области,

· - городской округ Черноголовка Московской области,

· - городской округ Протвино Московской области. Таким образом, всего в Российской Федерации в настоящее время 14 наукоградов.

Срок присвоения муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации устанавливается исходя из целей и задач программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда является основанием предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам наукоградов в порядке, определяемом Правительством РФ. Указанные межбюджетные трансферты из федерального бюджета не учитываются при распределении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

59. Особенности организации местного самоуправления на территории городов федерального значения.

Свои особенности присущи организации местного самоуправления в городах федерального значения. Будучи субъектами Федерации, они имеют собственную структуру органов государственной власти: представительный (законодательный) орган государственной власти города, исполнительный орган государственной власти города и вправе создавать свои уставные суды.

Города федерального значения являются и субъектами РФ и городами. В связи с этим возникает вопрос: каким образом должно быть организовано местное самоуправление в городах федерального значения?

Во-первых, в городах федерального значения в соответствии с их уставами и законами могут не создаваться выборные городские органы местного самоуправления (ст. 14).

Во-вторых, в городах федерального значения создаются внутригородские муниципальные образования (ст. 12).

В-третьих, местное самоуправление на внутригородских территориях городов Москвы и Санкт-Петербурга, Севастополя осуществляется при сохранении единства городского хозяйства в соответствии с уставами и законами данных субъектов Федерации (ст. 12).

В-четвертых, в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на территориях городов федерального значения муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами данных субъектов Федерации (ст. 6).

В-пятых, объединение или преобразование внутригородских муниципальных образований, установление или изменение их территорий осуществляются законами городов федерального значения в соответствии с их уставами и с учетом мнения населения соответствующих территорий (ст. 12).

В-шестых, установлено, что население городских поселений, входящих в состав территории городов федерального значения как субъектов Федерации (например, в Москве — это г. Зеленоград), не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

Также следует учитывать, что согласно ст. 12 Налогового кодекса местные налоги и сборы в городах федерального значения устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Федерации.

При этом на города федерального значения распространяются общие положения Закона об общих принципах организации местного самоуправления о том, что:

1. осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается (ст. 14);

2. образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается (ст. 17);

3. муниципальные образования (включая и внутригородские муниципальные образования) имеют муниципальную собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Кроме того, города федерального значения, устанавливая порядок образования на своей территории внутригородских муниципальных образований, должны руководствоваться конституционным положением о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).

Исполнительно-распорядительную, координирующую и контрольную деятельность на территории административного округа осуществляет префект административного округа — должностное лицо городской администрации.

Префект административного округа осуществляет на территории округа переданные мэром полномочия городской администрации как юридическое лицо, имеет гербовую печать.

Положение об административных округах рассматривается Правительством Москвы и вводится в действие распоряжением мэра. Таким образом, на уровне административного округа осуществляется государственное управление.

Административные округа подразделяются на районы. Районы — это территориальные единицы города, образуемые с учетом исторических, географических, градостроительных особенностей соответствующих территорий, численности населения, социально-экономических характеристик, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры, возможностей решения местных вопросов в интересах населения района.

Образование, преобразование и упразднение районов, присвоение им наименований, установление и изменение их границ осуществляется городской Думой по представлению мэра.

Органом власти района является районная Управа. В состав управ входят районное Собрание и администрация района, возглавляемые главой Управы.

В настоящее время материально-финансовые ресурсы района, используемые Управой для решения местных (районных) вопросов, составляют:

· собственность города, переданная Управе в оперативное управление на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Москвы;

· собственность, приобретенная на средства района или иным законным путем, а также средства, полученные от использования собственности района;

· средства, переданные из бюджета г. Москвы;

· средства внебюджетного фонда финансовых ресурсов района, других внебюджетных фондов района;

· заемные средства.

Управа самостоятельно распоряжается финансовыми ресурсами района в пределах утвержденной сметы доходов и расходов, за исключением тех случаев, когда целевое назначение средств, передаваемых району, особо оговорено. Порядок составления сметы доходов и расходов, использования финансовых ресурсов района, контроля за их исполнением устанавливается законодательными актами Российской Федерации и г. Москвы.

Районная Управа обеспечивает решение вопросов местного значения, руководство хозяйственными и социальными службами района.

К полномочиям районной Управы отнесено:

1. формирование, утверждение, исполнение сметы доходов и расходов района с учетом средств, предусмотренных в бюджете города для передачи району в виде финансовых ресурсов, а также собственных источников доходов и заемных средств;

2. управление собственностью города, переданной району в хозяйственное ведение или оперативное управление; содержание и ремонт жилищного фонда, внутриквартальных дорог, проездов, инженерных сетей и сооружений, объектов социально-бытового назначения; уборка и благоустройство территории района; внесение в органы власти города предложений по строительству школ, дошкольных учреждений, поликлиник, аптек, спортивных сооружений и других объектов, предоставление земельных участков под застройку на территории районов;

3. учет граждан, нуждающихся в социальной защите, разработка и реализация районных программ и формирование районных фондов социальной защиты инвалидов, одиноких и престарелых граждан, членов семей погибших военнослужащих, малоимущих и других граждан, нуждающихся в социальной защите; организация столовых для малоимущих; предоставление мест на автостоянках и мест для гаражей, земельных участков для садоводства и огородничества в пределах выделенных району лимитов; организация работы с детьми и подростками по месту жительства;

4. контроль за деятельностью предприятий, учреждений и организаций на территории района, в том числе предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания независимо от форм собственности в пределах имеющихся полномочий;

5. организация и координация деятельности административной, наблюдательной, межведомственной и других комиссий, районных служб административно-технической и торговой инспекций, органов санитарно-эпидемиологического надзора, пожарного надзора, загса, статистической службы, других территориальных подразделений и отделений органов городской администрации; взаимодействие с органами Главного управления внутренних дел г. Москвы по вопросам охраны общественного порядка на территории района и с органами ГИБДД по вопросам организации движения транспорта на территории района;

6. участие в организационном и материально-техническом обеспечении выборов и референдумов; обеспечение деятельности органов территориального общественного самоуправления, общественных организаций и объединений, средств массовой информации на территории района; содействие благотворительным организациям; рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, индивидуальных и коллективных обращений;

7. осуществление в соответствии с Уставом и законами города иных функций и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, переданных думой и городской администрацией вместе с необходимыми для их осуществления материальными и финансовыми ресурсами.

Районная Управа является юридическим лицом. Советники районного Собрания избираются гражданами Российской Федерации (жителями Москвы) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года.

Советник районного Собрания имеет право принимать участие во всех заседаниях и совещаниях, проводимых в Управе, в работе ее комиссий, быть членом или руководителем комиссии, запрашивать необходимую для выполнения своих полномочий информацию, осуществлять взаимодействие с органами территориального общественного самоуправления, действующими на территории района, и участвовать в их работе.

Свои полномочия советник осуществляет как общественное и почетное поручение без отрыва от постоянного места работы.

Глава Управы организует ее работу на принципах единоначалия. Он вправе решать вопросы, относящиеся к компетенции Управы, осуществляет правомочия Управы как юридического лица.

Глава Управы обеспечивает работу районного Собрания и его советников в соответствии с Уставом и законами города. Он входит в состав районного Собрания с правом решающего голоса, председательствует на его заседаниях или поручает выполнять функции председательствующего заместителю председателя районного Собрания либо одному из советников.

Глава Управы в случае систематического неисполнения своих обязанностей или грубого их нарушения может быть освобожден от должности мэром самостоятельно, по представлению префекта административного округа или на основании обращения не менее чем 2/3 советников районного Собрания.

Порядок избрания главы Управы советниками районного Собрания и освобождения от должности, полномочия главы Управы устанавливаются законодательством г. Москвы.

В пределах своих полномочий глава Управы издает распоряжения.

Распоряжение главы Управы, противоречащее законодательству, может быть опротестовано соответствующим прокурором, отменено мэром, признано судом недействительным.

Глава Управы вправе выносить на рассмотрение районного Собрания проекты решений по вопросам, относящимся к компетенции Управы.

К ведению районного Собрания относятся:

1. рассмотрение сметы доходов и расходов района (бюджета района в случаях, предусмотренных Уставом города), отчета о ее исполнении, образование внебюджетных фондов в соответствии с законодательством города Москвы;

2. рассмотрение программы (плана) социально-экономического развития и застройки территории района, отчета о ее исполнении;

3. утверждение границ микрорайонов, в пределах которых создаются населением и осуществляют свою деятельность органы территориального общественного самоуправления;

4. избрание из числа советников заместителя председателя районного Собрания;

5. предоставление рекомендаций по составу комиссий Управы по делам несовершеннолетних, административной, жилищной, конкурсной по нежилым помещениям, наблюдательной, гаражной и других комиссий в соответствии с правовыми актами города, утверждение положений о комиссиях на основе законодательства и правовых актов города;

6. осуществление контроля за деятельностью главы Управы, в том числе путем заслушивания отчетов и организации проверок; Выражение недоверия главе или должностному лицу Управы в порядке, установленном законом города;

7. участие в формировании избирательных комиссий;

8. принятие обращений к органам власти города, их должностным лицам, к населению района.

В порядке осуществления районным Собранием контрольных функций на заседаниях Собрания заслушиваются отчеты и сообщения главы и других должностных лиц Управы по основным направлениям ее деятельности, в том числе по вопросам управления собственностью города, переданной в доверительное управление, оперативное управление или хозяйственное ведение районной Управы, по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками на территории района.

Очередные заседания районного Собрания созываются главой Управы не реже четырех раз в году. Внеочередное заседание районного Собрания может быть созвано главой Управы, Думой, мэром, префектом административного округа или по требованию большинства советников районного Собрания.

Порядок организации работы районного Собрания определяется на основе Устава законом г. Москвы и Регламентом районной Управы.

Решение районного Собрания, противоречащее законодательству, может быть опротестовано соответствующим прокурором, мэром, отменено Думой, признано судом недействительным.

Территориальное общественное самоуправление — самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно или через территориальную общину и создаваемые ею органы.

Территориальная община — добровольная самоуправляемая, не имеющая членства некоммерческая организация, созданная по инициативе граждан — жителей микрорайона, квартала, улицы, двора, дома или иного жилого комплекса, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, определенных уставом.

Границы территории, на которой образована территориальная община, устанавливаются жителями с учетом исторических, культурных, социально-экономических, коммунальных и иных признаков целостности территории общины. Территория общины является частью территории района, ее границы не могут выходить за границы территории района.

Высшим руководящим органом территориальной общины является собрание (сход) или конференция.

Для осуществления функций, принятых на себя территориальной общиной, собрание (сход) или конференция избирает подотчетные собранию (сходу), конференции органы территориального общественного самоуправления (органы территориальной общины) — комитет (совет) общественного самоуправления и контрольную (ревизионную) комиссию. При небольшом числе жителей могут быть избраны староста и контролер (контролеры).

Житель любой территории города имеет право быть инициатором и участвовать в учреждении территориальной общины на этой территории, принимать участие в собраниях (сходах), конференциях и опросах, проводимых общиной, избирать и быть избранным в ее органы.

Образование территориальной общины осуществляется на учредительном собрании (сходе) или конференции жителей соответствующей территории. Учредительное собрание (сход) или конференцию организует инициативная группа жителей соответствующей территории в количестве не менее десяти человек. Она принимает решение о проведении учредительного собрания (схода) или конференции в зависимости от числа жителей, проживающих на данной территории, размеров территории, местных условий и других обстоятельств.

Инициативная группа информирует районную Управу о дате проведения учредительного собрания (схода), конференции и представляет план (схему) территории общины с указанием ее границ. Глава районной Управы в двухнедельный срок письменно либо извещает инициативную группу о своем согласии с указанными в схеме границами, либо предлагает мотивированное изменение границ территории общины.

Учредительное собрание (сход) или конференция принимает решение о создании территориальной общины, утверждает границы ее территории и избирает ее органы — комитет (совет) и контрольную (ревизионную) комиссию. Решения учредительного собрания (схода), конференции оформляются протоколом, копия которого направляется в районную Управу.

Согласно Закону г. Москвы о территориальном общественном самоуправлении территориальная община имеет устав, который принимается на собрании (сходе) или конференции жителей, учреждающих территориальную общину.

В уставе указываются:

· наименование территориальной общины и ее юридический адрес;

· цели общины;

· границы территории общины;

· полномочия территориальной общины;

· формы и порядок участия жителей в территориальном общественном самоуправлении;

· наименование, структура, полномочия, порядок формирования и сроки полномочий выборных органов территориальной общины;

· отчетность и периодичность отчетности органов территориальной общины, порядок контроля за их деятельностью;

· основания и виды ответственности органов территориальной общины и их членов перед жителями;

· порядок внесения изменений и дополнений в устав;

· источники образования денежных средств и иного имущества общины, права общины и комитета (совета) по распоряжению денежными средствами и управлению принадлежащим ей имуществом;

· порядок реорганизации (ликвидации) общины.

В собственности территориальной общины могут находиться кооперированные средства населения, проживающего на соответствующей территории, иные средства, полученные из законных источников, построенные на эти средства сооружения детских, дворовых, спортивных площадок, а также жилые, нежилые и отдельные вновь созданные производственные помещения, другое имущество, в том числе переданное городом в собственность территориальной общине на основе городских правовых актов.

К полномочиям территориальной общины относятся местные вопросы, затрагивающие интересы жителей соответствующей территории, в частности:

1. защита прав и законных интересов жителей в органах власти города и района;

2. организация акций милосердия и благотворительности, содействие в проведении таких акций органами власти, благотворительными фондами, гражданами и их объединениями, участие в распределении гуманитарной и иной помощи;

3. общественный контроль за выполнением условий владения, распоряжения, пользования, приватизации и аренды муниципальной собственности, расположенной на территории общины;

4. содействие правоохранительным органам в поддержании общественного порядка;

5. общественный контроль за соблюдением предприятиями торговли и бытового обслуживания закрепленных законодательством прав потребителей в порядке и формах, согласованных с районной Управой;

6. работа с детьми и подростками, содействие в проведении культурных, спортивных, лечебно-оздоровительных и других мероприятий;

7. защита интересов жителей как потребителей коммунально-бытовых услуг в соответствующих службах района, административного округа и города;

8. содействие жителям в решении жилищной проблемы, подготовка соответствующих ходатайств и проведение консультаций;

9. внесение предложений в районную Управу по вопросам, затрагивающим интересы жителей, в том числе:

использования земельных участков на территории общины под строительство, детские и оздоровительные площадки, скверы, стоянки автомобилей, гаражи, площадки для выгула собак и для других общественно полезных целей и др.

Органы территориальной общины в процессе своей деятельности взаимодействуют с органами власти района и города, в том числе и на основе договоров и соглашений.

Договор заключается на выполнение переданных комитету (совету) полномочий, на выполнение обусловленных работ и предоставление услуг. В нем указываются объемы и сроки выполнения работ и услуг, порядок финансирования, условия выделения имущества, обязательства сторон. Соглашение может быть заключено между районной Управой и комитетом (советом) по всему комплексу их взаимоотношений.

Районная Управа вправе осуществлять контроль за деятельностью комитетов (советов) в части переданных общине полномочий.

Предложения территориальной общины, принятые собранием (сходом), конференцией и переданные в районную Управу, в случае возникших разногласий рассматриваются районным Собранием.

Решения собраний (сходов), конференций общины, а также ее органов, принимаемые в рамках действующего законодательства и своих полномочий, для органов власти и граждан, проживающих на данной территории, носят рекомендательный характер. Решения собраний (сходов), конференций общины для ее органов носят обязательный характер.

Решения собраний (сходов), конференций общины или ее органов, не соответствующие законам РФ и г. Москвы, могут быть приостановлены, в том числе районной Управой, и отменены в судебном порядке.

В целях содействия эффективному территориальному общественному самоуправлению, координации деятельности территориальных общин и оказания им организационной и методической помощи территориальными общинами на добровольной основе могут создаваться городские, окружные, районные и другие ассоциации комитетов (советов) общественного самоуправления.

Ассоциации комитетов (советов) общественного самоуправления являются общественными объединениями и в своей деятельности руководствуются Федеральным законом «Об общественных объединениях» и уставом ассоциации.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 244.