Исследования расизма, предубеждений, дискриминации, агрессии, преступности, помогающего поведения, личных взаимоотношений и т.п.

Раси́зм — совокупность идеологических воззрений, в основе которых лежат положения о неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру[1].

Существует и несколько более широкое определение расизма. Так, в энциклопедии Britannica указывается, что расизм — это идеология, заявляющая о разделении людей на строго дифференцированные группы, называемые расами, о связи между унаследованными физическими чертами и чертами характера, интеллектом, моралью, культурой, а также о врожденном превосходстве одних рас над другими

Расизм часто критикуется с культурологических позиций, например, Отто Клайнберг обосновывает низкие результаты негроидных меньшинств по интеллектуальным тестам их социальным положением, условиями труда и быта.[3]

Игорь Кон критикует расизм с психологической позиции, говоря о том, что расисты переносят свою ненависть на разного рода меньшинства:

« воображаемые различия возводятся в главное качество и превращаются во враждебную психологическую установку по отношению к какой-то этнической группе, установку, которая разобщает народы и психологически, а затем и теоретически, обосновывает политику дискриминации. Это и есть этническое предубеждение.[4]  »

Образ панды используется как объединяющий в себе все расы.

« Самые последние антропологические открытия подтверждают единство человеческого рода. Географическая разбросанность человеческого рода способствовала его расовой дифференциации, не затронув тем не менее его фундаментального биологического единства.

Каковы бы ни были установленные различия, биология ни в коей мере не позволяет установить иерархию между индивидами и популяциями, тем более, что никакая группа людей в действительности не обладает постоянным генетическим фондом. Во всяком случае никогда нельзя, не греша против истины, переходить от констатации факта различий к утверждению о существовании отношения превосходство — неполноценность.

Среди важнейших характеристик человека основное место занимает интеллектуальная деятельность. Для характеристики этой деятельности некоторыми научными дисциплинами разработаны определенные методы измерения.

Разработанные в целях сравнения индивидов внутри одной популяции, эти методы не могут по своей природе эффективно использоваться для взаимного сравнения популяций.

Недопустимо и с научной точки зрения лишено всякого основания использовать результаты психологических тестов, в частности интеллектуальный коэффициент, в целях остракизма и расовой дискриминации.

В социальных науках ничто не позволяет утверждать, что расизм — это коллективное поведение, которое неизбежно проявляется в случае господства некоторых типов общественных отношений между различными этническими группами. Напротив, многообразие и сосуществование культур и рас в многочисленных обществах являются наиболее удачной формой взаимного обогащения народов.

Расизм, который проявляется во многих формах, представляет собой на самом деле сложное явление, в котором переплетаются многочисленные факторы: экономические, политические, исторические, культурные, социальные и психологические. Только воздействуя на эти факторы, можно эффективно бороться с расизмом.

Расизм — это наиболее распространённое оружие в руках некоторых групп, стремящихся утвердить свою экономическую и политическую власть. Наиболее опасными её формами являются апартеид и геноцид.

Расизм состоит также в отрицании за некоторыми народами их истории и в непризнании их вклада в прогресс человечества. Из заключительного заявления научного коллоквиума ЮНЕСКО в Афинах, 1981 г.)

Генеральная Ассамблея ООН в 25 сессии (1970 год) приняла резолюцию, провозглашающую «твёрдую решимость добиться полной ликвидации расовой дискриминации и расизма, против которых восстают совесть и чувство справедливости всего человечества».

Московская «группа экспертов-специалистов» от ЮНЕСКО осудила все виды расизма в 1964.

2001 год Генеральная Ассамблея провозгласила «Международным годом мобилизации усилий для борьбы против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости».

В Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации расовая дискриминация определяется следующим образом:

« любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни    »

Положительная дискриминация

Положительной дискриминацией (англ. affirmative action) называется создание преимуществ для ранее дискриминировавшихся расовых, половых или религиозных меньшинств с целью выравнивания их положения: например, практикуемые в США меры по увеличению числа представителей африканской расы в государственных учреждениях, частных компаниях. Такая практика, получившая институционализированную поддержку во второй половине XX века, не считается проявлением расизма с точки зрения правительства и не преследуется.

Критики политики «положительной дискриминации» требуют её отмены, так как, по их мнению, это явление полностью подпадает под определение расизма согласно Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

 

 ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ — установка (установка — готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. Позднее понятие социальной У. — аттитюда — вводится в социальную психологию и социологию для обозначения субъективных ориентаций индивидов как членов группы (или общества) на те или иные ценности, предписывающих индивидам определенные социально принятые способы поведения (У. Томас, Ф. Знанецкий, 1918–1920) препятствующая адекватному восприятию сообщения или действия. Как правило, человек неосознает или не желает осознать, что он предубежден, и рассматривает свое отношение к объекту П. как следствие объективной и самостоятельной оценки каких-то фактов. П. может быть следствием поспешных инеобоснованных выводов, базирующихся на личном опыте ( стереотип социальный обобщенная, упрощенная и ригиднаясистема широко разделяемых представлений об опознаваемых группах людей, в к-рых каждый человекрассматривается как носитель одних и тех же наборов ведущих характеристик, приписываемых (см. атрибуция) любому члену данной группы безотносительно его реальных качеств. ), а также результатомнекритического усвоения стандартизированных суждений, принятых в определенной общественной группе(предрассудок). П. нередко используется человеком для оправдания неблаговидных поступков.

 

ДИСКРИМИНАЦИЯ (discrimination) Изначально слово в английском языке означало "улавливание разницы", теперь – "установление различий" между людьми по половым, расовым и классовым признакам. Дискриминация вполитической системе может быть явной или скрытой. Южная Африка в период апартеида (apartheid) подалапример институционализации исключения чернокожего населения из общественно-политической жизни. То жеактуально для женщин во многих странах Ближнего и Среднего Востока.

Вместе с тем дискриминация по расовому и половому признакам может проявляться и на менее формальном уровне. Мерилом дискриминации и индикатором того, как она осуществляется на неформальном уровне в различных сообществах, могут служить данные об уровне образования, занятости, представительстве в политических структурах, а также количественные показатели преступности и бедности.

АГРЕССИЯ (от лат. aggredi — нападать) — целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности (см. напряженность психическая), страха, подавленности и т. д. А. объединяет такие разнообразные акты поведения, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, вплоть до убийств и самоубийств. А. действия могут выступать как средство достижения какой-либо цели (инструментальная А.), как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности, как форма самореализации и самоутверждения.

Выделяются следующие виды А.:

1) физическая А. (нападение) — использование физической силы против другого лица или объекта;

2) вербальная — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятия, ругань);

3) прямая А. — непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;

4) косвенная А. — действия, направленные окольным путем на другое лицо — злобные сплетни, шутки и т. п., а также действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью — взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.;

5) аутоагрессия — проявляющаяся в самообвинении, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений и самоубийстве;

6) враждебная А. — выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту А.;

7) инструментальная А., являющаяся средством достижения какой-либо цели.

ПРЕСТУПНОСТЬ - социально-правовое явление, включающее сумму преступлений, совершенных в данном обществе в данный период времени, и характеризующееся количественными (динамика, состояние) и качественными (структура, характер) показателями.

 

39  Вклад социальной психологии в исследования рекламы, психологии управления и др.



РЕКЛАМА (advertising) Средство распространения информации и убеждения людей. Реклама распространяется через прессу, телевидение, радиовещание, объявления и плакаты, а также через названия компаний на одежде. Реклама создает представление о продукте, расширенная реклама вызывает доверие к продукту, а хорошая реклама порождает желание купить продукт.

 Эта последовательность чувств и эмоций известна под названием AIDA: внимание, интерес, желание, действие. На производителей товаров и услуг приходится лишь половина тех средств, которые расходуются в Великобритании на рекламу; остальные средства поступают от частных лиц (расходуются преимущественно на сгруппированные по тематике объявления (classified advertising), государства, благотворительных организаций и различных рыночных посредников (например, банков, институтов, розничных торговцев).

Психология рекламы

Реклама — это аргументированная в пользу принятия решения информация, которая ориентирована на потенциального покупателя и распространяется по публичным каналам и источникам. В отличие от чистой информации реклама использует средства убеждения, цель ее — обеспечение предпочтения в условиях конкуренции. От обычного информационного сообщения реклама отличается заинтересованностью в конечном результате. Это не просто изучение информации, а ее изучение с определенной, вполне конкретной целью — усилить интерес и внимание к предлагаемым товарам и услугам.

Реклама фактически имеет одно направление — от рекламодателя к объекту воздействия. Обратная связь существует только в виде конечного поведения потенциального покупателя.

Психология рекламы изучает механизм ее воздействия на мозг человека, а также на особенности восприятия людьми отдельных выразительных средств — текста, изображения, цвета, графического оформления и т. д.

Вопрос эффективности рекламных сообщений, воздействия их на потребителей не является простым. В силу того что реклама в отличие от других источников информации доступна практически всем, проблема ее эффективности зависит от решения научной проблемы индивидуальных психологических различий при общей универсальности психологического архетипа.

Реклама, как явление общественной жизни, требует тщательного психологического изучения. Применение психологической науки позволяет создать условия, при которых между потребителем товара и рекламодателем возникает «диалог», способствующий эффективному сбыту товаров, услуг, взаимопониманию. Это может помочь авторам рекламных идей избежать приписывания собственных представлений о качестве товара потенциальному потребителю. Такая проекция чаще всего ничем не оправдана, так как процесс восприятия рекламы потребителями определяется их психологическими свойствами, а свойства эти не всегда очевидны и крайне разнообразны.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 2.