Место и природа межличностных отношений.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Межличностные отношения обусловлены объективными общественными отношениями. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы.

Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений.

Однако в социальной психологии обычно характеризуется именно третий компонент этой схемы — чувства.  «Набор» этих чувств безграничен. Однако все их можно свести в две большие группы:

 1) конъюнктивные — сюда относятся разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.;

2) дизъюнктивные чувства — сюда относятся разъединяющие людей

чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т.д.

Интенсивность того и другого родов чувств может быть различной. Конкретный уровень их развития, естественно, не может быть безразличным для деятельности групп.

Анализ лишь этих межличностных отношений не достаточен для характеристики группы: практически отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов. Задача социальной психологии  состоит в одновременном анализе двух рядов отношений в группе: как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т.е. в конечном счете стоящих за ними общественных отношений.

Главным средством  изучения отношений в социальной психологии является метод социометрии, предложенный американским исследователем Дж. Морено. Сущность методики сводится к выявлению системы «симпатий» и «антипатий» между членами группы. При помощи данных социометрии можно рассчитать позицию каждого члена группы в системе ее межличностных отношений. Диагноз группы, данный при помощи социометрической методики, не может считаться полным: при помощи социометрии схватывается лишь одна сторона групповой действительности, выявляется лишь непосредственный слой отношений.

 

Общение в системе межличностных и общественных отношений. Оба ряда отношений человека — и общественные, и межличностные, раскрываются, реализуются именно в общении. Таким образом, корни общения — в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение же и есть реализация всей системы отношений человека. В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу, т.е. включены в общение.

Единство общения и деятельности. Принципиальным является вопрос о связи общения с деятельностью. В ряде психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности.

В противовес этому в отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее. Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Таким образом, факт связи общения с деятельностью констатируется так или иначе всеми исследователями.

Общение в общем плане понимается как один из видов деятельности (имеется в виду прежде всего речевая деятельность), и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр.

Если общение понимается как сторона деятельности, как своеобразный способ ее организации, то анализа одной лишь формы этого процесса недостаточно. Здесь может быть проведена аналогия с исследованием самой деятельности. Сущность принципа деятельности в том и состоит, что она тоже рассматривается не просто со стороны формы (т.е. не просто констатируется активность индивида), но со стороны ее содержания (т.е. выявляется именно предмет, на который эта активность направлена). Деятельность, понятая как предметная деятельность, не может быть изучена вне характеристики ее предмета. Подобно этому суть общения раскрывается лишь в том случае, когда констатируется не просто сам факт общения и даже не способ общения, но его содержание (Общение и деятельность, 1931). В реальной практической деятельности человека главным вопросом является вопрос не о том, каким образом общается субъект, но по поводу чего он общается. Здесь вновь уместна аналогия с изучением деятельности: если там важен анализ предмета деяльтельности, то здесь важен в равной степени анализ предмета общения.

Ни та, ни другая постановка проблемы не даются легко для системы психологического знания: всегда психология шлифовала свой инструментарий лишь для анализа механизма — пусть не деятельности, но активности; пусть не общения, но коммуникации. Анализ содержательных моментов того и другого явлений слабо обеспечен методически. Но это не может стать основанием для отказа от постановки этого вопроса. (Немаловажным обстоятельством является и предписанность предложенной постановки проблемы практическими потребностями оптимизации деятельности и общения в реальных социальных группах.)

Естественно, что выделение предмета общения не должно быть понято вульгарно: люди общаются не только по поводу той деятельности, с которой они связаны. Ради выделения двух возможных поводов общения в литературе разводятся понятия «ролевого» и «личностного» общения. При некоторых обстоятельствах это личностное общение по форме может выглядеть как ролевое, деловое, «предметно-проблемное» (Хараш, 1977. С. 30). Тем самым разведение ролевого и личностного общения не является абсолютным. В определенных отношениях и ситуациях и то, и другое сопряжены с деятельностью.

Идея «вплетенности» общения в деятельность позволяет также детально рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности может «конституировать» общение. В самом общем виде ответ может быть сформулирован так, что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельностей индивидуальных участников (А.А. Леонтьев, 1975. С. 116).

 

Это согласование деятельностей отдельных участников возможно осуществить благодаря такой характеристике общения, как присущая ему функция воздействия, в которой и проявляется «обратное влияние общения на деятельность» (Андреева, Яноушек, 1987). Специфику этой функции мы выясним вместе с рассмотрением различных сторон общения. Сейчас же важно подчеркнуть, что деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что принцип связи и органического единства общения с деятельностью, разработанный в отечественной социальной психологии, открывает действительно новые перспективы в изучении этого явления.

31 Понятие «этнос», этническое самопознание, этнические стереотипы, этноцентризм и межэтническая толерантность.

Этнос - (ethnos - народ) по смыслу: принадлежность к какому-либо народу с его культурой.

Этнос - исторически сложившаяся этническая общность - племя, народность, нация.

Этнос - естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующих как система, которая противопоставляет себе другим подобным системам, исходя из подсознательного ощущения (комплементарности) взаимной симпатии и близости людей, определяющих деление на «своих» и «чужих».

В этом определении под стереотипом поведения понимается специфические правила, стандарты поведения членов этнической системы, передаваемые потомству путем научения. Научение -наиболее низкая, предшествующая форма обучения, из чего следует, что если убрать историю и не передать ее следующему поколению, то этнос исчезает.

Этническая общность (этнос) - исторически сложившийся вид устойчивой социальной группировки людей, представленных племенем, народностью, нацией. Термин «этнос» близок к понятию «народ». Иногда им обозначают несколько народов (украинцы, поляки, белорусы, русские - этническая общность).

Этногенез - процесс возникновения, развития и исчезновения этносов. Наряду с понятием этноса в ряде случаев появляются новые термины: «конвиксия» и «консорция».

Этни́ческое самосозна́ние или этни́ческая иденти́чность — эмоционально-когнитивный процесс осознания принадлежности человека в какой-либо этнической общности; является проекцией на сознание людей существующих этнических связей, и проявляется в виде этнонима. Один из видов социальной идентификации. В переписях населения и других видах массового статистического учёта используется как основной этнический определитель.

Этническое самосознание — сознание и чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего отличия и сходства при соотношении с другими этническими общностями, важный признак этнической общности, являющийся отражением объективного бытия этой общности.

Этническое самосознание основывается на противопоставлении «мы-они», общности происхождения и исторической судьбы, генеалогических преданиях, участии в каких-либо исторических событиях, представлениях о «родном языке» и «родной земле».

Термин «этническое самосознание» введённ в научный оборот П. А. Кушнером.

Этническая идентичность – составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. В психологии этническая идентичность рассматривается как одна из черт личности, являющейся социальной по своим последствиям.

Подходы в понимании сущности этнической идентичности

Три основных подхода:

- этничность как врожденная характеристикя, лежащая в основе группового (этнического) сознания и поведения. Некоторые последователи этого направления считают, что этничность имеет биологические корни, а групповая этническая идентичность передается из поколения в поколение;

- этничность ситуативна, изменчива и зависит от структуры общества. Этническая идентичность является инструментом, позволяющим личности адаптироваться в социуме, строится на основе знания о своей этнической принадлежности, о положении этнических групп и содержании этнических представлений в социальном окружении индивида;

- этническая идентичность социально конструируется политическими элитами в борьбе за власть, т.е. это очень изменчивое, подверженное манипуляциям и зависимое от ситуации явление группового сознания, а никак не врожденное и передаваемое от поколения к поколению.

Нельзя сказать, что какой-либо из обозначенных подходов ложный, каждый имеет логическое обоснование и подтверждается фактическими данными.

Встречаясь с представителями других народов и культур, люди обычно имеют естественную склонность воспринимать их поведение с позиций своей культуры. В результате такого рода межкультурных или межэтнических контактов обнаруживаются наиболее типичные черты, характерные для того или иного народа или культуры, и в зависимости от этих характерных признаков и качеств данные представители подразделяются на различные группы (категории). Так постепенно складываются этнокультурные стереотипы, представляющие собой обобщенные представления о типичных чертах, характерных для какого-либо народа или его культуры.

В зависимости от характера объекта и его места в социальной структуре существуют различные виды стереотипов, например групповые, профессиональные, этнические, возрастные и т. д.

Наиболее известны этнические стереотипы — устойчивые суждения о представителях одних национальных групп с точки зрения других. Например, стереотипные представления о вежливости и худобе англичан, об эксцентричности итальянцев, легкомысленности французов или «загадочной славянской душе». Такого рода стереотипы-клише становятся основным компонентом общения для представителей соответствующих групп, где эти стереотипы распространены.

Стереотипы часто эмоционально окрашены симпатиями и антипатиями, в зависимости от которых, одно и то же поведение получает разную оценку. Те черты, которые у своего народа рассматриваются как проявление ума, у другого народа считается проявлением хитрости.

Этноцентри́зм (от греч. ἔθνος «народ, племя» + лат. centrum «центр <круга>, средоточие») — «предпочтение своей этнической группы, проявляющееся в восприятии и оценке жизненных явлений сквозь призму её традиций и ценностей».

Термин ввёл в 1906 году У. Самнер, определив его как «видение вещей, при котором своя группа оказывается в центре всего, а все другие соизмеряются с ней или оцениваются со ссылкой на неё». «Характер этноцентризма определяется типом общественных отношений, идеологией, содержанием национальной политики, а также личным опытом индивида».

Общее понимание этноцентризма как явления в этнологии и кросс-культурных коммуникациях сводится к тому, что другие культуры воспринимаются людьми через призму собственной, которая по их мнению превосходит другие культуры и расценивается как единственно правильная.

По причине того, что большую часть времени люди проживают находясь в одной культуре, она естественным образом превращается в стандарт и создаёт некую когнитивную матрицу, которая и помогает понимать окружающий мир. Собственная культура таким образом становится центром мира и единственным мерилом для всех вещей. А если при этом что-либо не совпадает с собственной системой ценностей, типам поведения, привычными нормам или обычаям собственной культуры, то «считается низкопробным и классифицируется как неполноценное по отношению к своему».

Основные показатели этноцентризма:

- восприятие элементов своей культуры (норм, ролей и ценностей) как естественных и правильных, а элементов других культур как неестественных и неправильных;

- рассмотрение обычаев своей группы в качестве универсальных;

- представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять и даже враждовать с членами других групп.

Будучи в целом явлением, отягощающим отношения между различными социальными группами и их представителями, этноцентризм при этом способствует сохранению их самобытности, закреплению их особенностей. Вне этого явления процесс ассимиляции шел бы гораздо быстрее. К тому же этноцентризм является мощным стимулом внутригрупповой консолидации.

А также отмечает: «При анализе этноцентризма, как и любого другого социально-психологического явления, необходимо учитывать социальные факторы. На степень его выраженности более значительное влияние оказывают не особенности культуры, а система социальных отношений общества, объективный характер межэтнических отношений».

Существует разделение этноцентризма на 3 вида:

Гибкий — изначально не несёт в себе враждебного отношения к другим группам и может сочетаться с терпимым отношением к межгрупповым различиям. Сравнение своей и чужих групп в этом случае происходит в форме сопоставления — миролюбивой нетождественности.

Противопоставление: «Межэтническое сравнение может выражаться в форме противопоставления, что предполагает, по меньшей мере, предвзятость по отношению к другим группам. Индикатором такого сравнения являются полярные образы, когда члены этнической группы приписывают себе только позитивные качества, а "чужакам" — только негативные. Наиболее ярко противопоставление проявляется в зеркальном восприятии, когда члены двух конфликтующих групп приписывают идентичные положительные черты себе, а идентичные пороки — соперникам».

Воинственный (или негибкий) — «выражается в ненависти, недоверии, страхе и обвинении других групп за собственные неудачи». Э. Эриксон отмечал, что «внушают убеждение, что именно его „вид“ входил в замысел творения всеведущего Божества, что именно возникновение этого вида было событием космического значения и что именно он предназначен историей стоять на страже единственно правильной разновидности человечества под предводительством избранной элиты и вождей».

Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, принятие) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, взглядам, нравам, привычкам. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям

Психология толпы.

Понятие толпы. Виды толпы

Толпа - это контактная, неорганизованная общность, характеризующаяся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующих эмоционально и относительно единодушно. Она оказывает сильное психологическое давление на индивидов. В ней в условиях анонимности происходит растворение индивидуальной ответственности ее членов.

В различных условиях могут формироваться разные общности, характеризуемые как толпа. Это и болельщики на стадионе, и зрители шоу-концертов, и лица, проявляющие любопытство в различных обстоятельствах, и пассажиры пригородного транспорта, столпившиеся на вокзале или платформе. Такие же общности образуются из числа посетителей парков, выставок, дискотек, участников похоронных процессий, митингов, демонстраций и массовых беспорядков. Поведение каждой из них имеет свои особенности.

Основным средством психического воздействия на толпу является слово, причем используется экспрессивная, эмоциональная лексика - крики (например, "наших бьют"), призывы, междометия и т. п. Таким образом происходит психическое заражение толпы. В самом общем виде оно представляет собой бессознательную, невольную подверженность личности или группы определенным психическим состояниям, возникающим в толпе в результате воздействия неречевых (мимики, жесты) и речевых средств общения. В связи с тем что схожие психические состояния (гнев, испуг, порыв и т. д.) и настроения возникают у большинства участников толпы, они резонируют, усиливаются путем многократного отражения по образцу цепной реакции, разгоняются, как частицы в ускорителе, и тонизируют группу. Наглядно природа подобного рода психического заражения проявляется в эффекте "снежного кома". Степень эмоционального воздействия участников толпы друг на друга зависит от ситуации, их личностных или групповых особенностей. В конечном счете создается общий психический настрой и возникает решимость действовать.

Одним из основных способов информационно-психологического воздействия личности или группы на других участников толпы с помощью передачи различных по содержанию сообщений является внушение - сознательная, всегда вербализованная деятельность со стороны субъекта воздействия.

Другой способ подобного воздействия - убеждение, которое хотя и выполняет аналогичную функцию, но вместе с тем отличается от внушения. Если в первом случае мы имеем дело с непосредственным словесным воздействием на личность, лишенным какого-либо доказательства и логики, то убеждение основано на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться осознанного согласия личности, принимающей эту информацию, действовать.

Используется и такой способ, как подражание. Он заключается в том, что поведение лидера, а порой и просто решительного человека или массовое психическое состояние не только принимается, но и воспроизводится, тиражируется.

При анализе различных способов информационно-психического воздействия на толпу следует иметь в виду, что на ее участников влияет не только смысловое значение информационных сообщений - большую роль играют также сила шума (его производят, как правило, возгласы в форме междометий), частота звуковых колебаний (их создает рев большой массы людей). Чтобы собрать толпу, нередко прибегают к различным необычным, зрелищным, эффектным приемам: попыткам самосожжения, приковыванию себя цепями, демонстративной голодовке, захвату административных зданий, заложников, угрозе террористического акта, "живому кольцу" и др. Все это весьма серьезно воздействует на эмоциональное состояние людей.

Для того чтобы массовое скопление людей превратилось в опасную для окружающих и для нее самой толпу, необходимы не только внутренние предпосылки, такие, например, как негативные настроения большой массы людей, общая цель, общий лидер и т. п., но и внешняя инициация или провокация. Последняя выступает своеобразным детонатором, превращающим массу в общем-то мирных людей в агрессивную по своей сути толпу. Таким детонатором может быть паника, вызванная стихийным бедствием, катастрофой, доведенное до истерии массовое недовольство, экзальтация, вызванная митинговой обстановкой или атмосферой рок-концерта, победа или поражение любимой футбольной команды, плохо организованная акция по раздаче гуманитарной помощи, похороны жертв каких-либо политических акций и другие самые разнообразные и неожиданные причины. Для толпы, особенно политизированной, очень важны "первый камень в витрину" или "первая кровь".

В какой-то момент сотни и тысячи человеческих индивидуальностей утрачивают самоконтроль и певращаются в единый "механизм" или "организм", живущий по своим законам, где человеку отводится роль "винтика" или "молекулы".

Главный закон толпы - подчинение каждого всем. Причина кроется в том, что человек по своей природе - стадное животное, именно это помогло ему выжить в первобытную эпоху. Эти инстинкты и дают о себе знать при возникновении экстремальных ситуаций. Биологический закон стадности - приоритет стаи над составляющими ее особями - берет верх над приобретенными цивилизованными привычками. Более того, те, кто в ходе массовых беспорядков демонстрирует человеческое достоинство, нередко становятся жертвами толпы.

Социально-психологические особенности толпы, ориентированной на массовые беспорядки:

Ø снижение интеллектуального начала и повышение эмоционального;

Ø появление чувства силы и осознание анонимности;

Ø повышение групповой внушаемости и снижение эффективности действия механизмов независимого мышления;

Ø потребность в лидере, которому она будет безоговорочно подчиняться, или объекта ненависти, который она будет уничтожать;

Ø подавление чувства ответственности за собственные поступки, способность как на крайнюю жестокость, так и на самопожертвование;

Ø быстрый эмоциональный спад: после достижения цели или поражения происходит смена поведения и оценка происходящего и т. д.

Массовые процессы – сложнейшие явления общественной жизни со своими специфическими социально-психологическими характеристиками. Психологический анализ массовых процессов и стихийных социальных групп приводит к постановке важного для социальной психологии вопроса: каким образом элементы общественной психологии взаимодействуют с психикой отдельного человека, входящего в такую группу.

Виды толпы.

Как и любое другое социальное явление, толпу можно классифицировать по различным основаниям.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 378.