Если за основу классификации толпы взять характер поведения в ней людей, то можно выделить несколько ее типов и подтипов.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Окказиональная толпа. Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар, драка и т.п.). Представляет собой скопление лиц, желающих получить информацию о событиях или явлениях, очевидцами которых они стали по случайному стечению обстоятельств. Обычно ее образуют люди, испытывающие потребность в острых ощущениях и впечатлениях, иначе говоря, любящие поглазеть. Такая толпа может объединять от нескольких десятков до нескольких сотен человек. Поводами для ее скопления могут служить какое-либо происшествие (например, авария, пожар), поведение лиц, не соответствующее общепринятым нормам, необычное явление и т. п. Подобная толпа не представляет опасности, хотя и создает помехи и неудобства. В то же время при определенных ситуациях она может превратиться в агрессивную, опасную для окружающих.

Конвенциональная толпа образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу, например, во время спортивных состязаний. Болельщики на стадионе ведут себя так, как не ведут себя в других ситуациях. Их неистовство далеко не безобидно. Фанаты представляют реальную угрозу для общественной безопасности, чему есть немало примеров. Как правило, по своему составу значительная часть болельщиков - не просто любители футбола, а лица, испытывающие к какой-либо из команд чувство симпатии (преимущественно к местной) или антипатии (чаще всего к приезжей). Готова лишь временно следовать достаточно диффузным нормам поведения.

Экспрессивная толпа - (от англ, expression – выражение), ритмически выражающая ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, возмущение и т.д.  В ряде случаев процесс ритмического выражения эмоций может принять особенно интенсивную форму, и тогда возникает особый феномен массового экстаза. ЭТ - это группа людей, совместно выражающих чувство радости, горя, гнева и т. д. Формируется — как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.п.) Так, поклонники рок-музыкантов, эстрадных звезд отличаются высокой экзальтированностью в поведении, нередко вызванной алкоголем и наркотиками. Праздничные шествия, похоронные процессии также носят, как правило, экстремальный заряд, что необходимо учитывать при их организации и проведении.

Экстатическая толпа. Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения (массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок-концерты и т.п.). В экстазе люди могут самозабвенно истязать себя, как, например, на шиитском религиозном празднике "шахсей-вахсей", доводить себя до невменяемого состояния, рвать на себе одежду

 Действующая толпа – политически наиболее значимый и опасный вид коллективного поведения. Формируется — как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта.

Здесь можно выделить несколько подвидов:

– агрессивная (aggressive) толпа, эмоциональная доминанта которой (ярость, злоба), направленность действий толпы выражены в ее названии;

– паническая (panic; saving) толпа объята ужасом, стремлением каждого избежать реальной или воображаемой опасности;

– стяжательная (greedy) толпа – люди, вступившие в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью;

– повстанческая (rebellious) толпа по ряду признаков сходна с агрессивной (преобладает чувство злости), но отличается от нее социально справедливым характером возмущения.

Действующая толпа может быть:

 спасающейся, находящейся в состоянии паники (массового страха при мнимой или реальной угрозе - стихийных бедствиях, пожарах, катастрофах, эпидемиях, террористических акциях в местах массового скопления людей);

 стяжательской, например, у магазинов при продаже товаров, пользующихся большим спросом, у касс, реализующих билеты на зрелищные представления, на транспорт (в частности, на поезда при ограниченном количестве посадочных мест), а также при входе в павильоны популярных выставок, концертных залов, стадионов;

 агрессивной, отличающейся высшей степенью эмоционального возбуждения и противоправным поведением, особенно опасным, когда оно приобретает характер массовых беспорядков (погромы, поджоги, убийства), и состоящей из группировок, совершающих антиобщественные действия (фанаты, хулиганы, различного рода банды и пр.), или участников группировок социального протеста (несанкционированных митингов, демонстраций, разного рода выступлений, революционных переворотов и т. п.).

Повстанческая толпа. Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей. Своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы.

Теория толпы Г. Ле Бона.

Его первые статьи на эту тему были опубликованы в 1895 г. в журнале «Revue scientific» («Научное обозрение»). А следующие, вышедшие в том же году в книге «Психология толпы», принесли ему широкую известность.

Согласно словарям, толпа — это бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. 

Ле Бон считал, что толпа живёт самостоятельной жизнью. При этом количество людей переходит в качественно иное психическое и интеллектуальное состояние, в котором расовое, бессознательное общее у людей доминирует над индивидуальными способностями. Толпа обладает неким «общим разумом», создавая единое умонастроение, способное вдохновить людей как на героические, так и на варварские поступки, в зависимости от ситуации. Личность растворяется в толпе независимо от уровня ума, культуры, благосостояния.

Основные характеристики толпы, согласно теории, заключаются в следующем:

- В толпе происходит уравнивание всех, сведение людей к одному уровню психических проявлений и поведения. Это явление Лебон объясняет идеей коллективного бессознательного: в толпе люди руководствуются лишь бессознательными представлениями, которые для всех одинаковы.

- Толпа интеллектуально значительно ниже составляющих ее индивидов, она склонна к быстрому переключению внимания с одного объекта на другой, легко и некритично принимает даже самые фантастичные слухи и поддается воздействию призывов, лозунгов. Она слепо подчиняется лидерам, власть и престиж которых оказывают на нее почти магическое воздействие.

- Человек в толпе способен совершить любые акты насилия, жестокости, вандализма, которые в обычных условиях ему представляются немыслимыми. «Кем бы ни были индивиды, составляющие толпу, как бы ни были они похожи или не похожи своим образом жизни, своими характерами, занятиями или разумом, факт превращения их в толпу ставит их во власть своего рода коллективного разума, заставляющего их чувствовать, думать и действовать таким образом, который совершенно отличен от их действий, чувств и того, как каждый индивид чувствовал, думал и действовал, если бы находился в одиночестве», — отмечал Лебон.

- Толпа отличается повышенной эмоциональностью и импульсивностью. В толпе имеет место такое социально-психологическое явление, как эмоциональный резонанс. Люди при этом не просто соседствуют друг с другом, а «заражают» окружающих своими эмоциями. При этом, участники толпы, обмениваясь эмоциональными зарядами, постепенно накаляют общее настроение до такой степени, что происходит эмоциональный взрыв, с трудом контролируемый сознанием.

Лебон выделяет три основных фактора, благодаря которым формируются указанные свойства толпы.

Первый – анонимность:

Личность в толпе растворяется. Здесь нет имен и социальных статусов, есть только «гражданин в пальто», «женщина в шляпе» и т.д. «Толпа, — как писал Лебон, — становится анонимной и в силу этого — безответственной, чувство ответственности, которое вечно сдерживает индивида, тут исчезает полностью».

С одной стороны, участие в скоплении значительного числа людей создает у отдельного человека чувство силы, могущества, непобедимости; с другой — безликость и «безадресность» толпы делает отдельного человека анонимным, а это приводит к возникновению чувства личной безответственности: каждый полагает, что любые действия будут отнесены к толпе, а не к нему лично.

Второй фактор, по определению Лебона, — это «заражение»:

Под заражением здесь понимается распространение психического состояния одних людей на других.

Согласно теории, общее настроение и воображение распространяются, подобно инфекции, в результате воздействия трех механизмов:

- имитации — стремления одного человека подражать большинству, делать то, что делают остальные;

- внушаемости — состояния, в котором отдельный человек становится более восприимчивыми к образам, целям и предположениям, исходящим от других;

- цепной реакции — процесса, с помощью которого эмоции других людей вызывают у отдельного человека такие же чувства, что в свою очередь еще более усиливает чувства остальных в форме обратной связи.

Внушаемость Лебон выделяет в отдельный, влияющий на свойства толпы, фактор.

Это, по его мнению, наиболее важный механизм, поскольку он направляет поведение толпы. Следствием его воздействия становится то, что люди некритически воспринимают любые побуждения и призывы к действию и способны совершить такие поступки, которые находятся в полном противоречии с их сознанием, характером и привычками.

Любое внушаемое мнение, идею или убеждение толпа принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям. Толпе очень легко внушить, например, чувство обожания, заставляющее ее находить удовольствие в подчинении и готовности жертвовать собой ради своего идола.

Различные импульсы, которым повинуется толпа, всегда настолько сильны, что никакой личный интерес, даже чувство самосохранения, не в состоянии их подавить.

Еще более сила чувств толпы увеличивается из-за отсутствия ответственности. Уверенность в безнаказанности (чем многочисленнее толпа, тем она сильнее) и сознание значительного, хотя и временного, могущества дают возможность большому скоплению людей проявлять такие чувства и совершать такие действия, которые просто немыслимы и невозможны для отдельного человека.

Лебон делает вывод о том, что для влияния на толпу не нужны логика и аргументы, нужно просто рисовать «яркие картины», преувеличивать и повторять одно и то же, нужно увлекать, вдохновлять и поражать воображение.

Вот так все просто и, в то же время, неоднозначно.

Одновременно с Лебоном и примерно в таком же русле о толпе писали Г. Тард и С. Сигеле во Франции, Б. Сидис в США и другие ученые. Впоследствии взгляды Лебона подвергались жесткой критике. Тем не менее, наблюдения его стали основой для целого ряда исследований в этой области. В частности, дальнейшее развитие теория толпы получила в работах такого известного ученого как Зигмунд Фрейд. Основные методы воздействия на толпу, сформулированные Лебоном, успешно применялись многими ведущими политическими фигурами (например, использование упрощенных лозунгов).

35. Теория толпы С. Московичи.

 Исторический трактат «Век толп» французский психолог Серж Московичи опубликовал в 1981 г. В нем Московичи утверждает, что великая тайна всякого поведения — это общественное поведение. Предназначение психологии состоит в ответе на два вопроса: почему возникают толпы и как ими управлять?

С. Московичи отмечает, что толпа, как вид человеческой общности, стремится к низшему уровню психологии ее членов. Закон множества мог бы именоваться законом посредственности: что является общим для всех, измеряется аршином тех, кто обладает меньшим.

Под влиянием внушения людям в толпе свойственны:

1. Утрата логического и предпочтение алогичного мышления.

2. Раскол рационального и иррационального в человеке, внутренней и внешней жизни, утрата связи с реальностью и потеря веры в себя. Человек находится в состоянии войны с самим собой, войны, которая сталкивает его индивидуальное «Я» с его «Я» социальным.

3. Растворившись в толпе, люди утрачивают свои личные интересы, всякую критичность и способность принимать правильные решения. Они обладают удивительной предрасположенностью верить тому, что им говорят, они понимают язык, минующий разум, обращенный к чувству.

4. Люди легко подчиняются приказам вождя.

5. Собравшиеся толпы ниспровергают основы демократии и утверждают охлократию — власть толпы.

Детально проанализировав взгляды своих предшественников, Московичи выстраивает стройную концепцию психологии толп. Он отмечает, что в науке существует три ответа на вопрос о природе толпы.

Первый: толпы — это асоциальные, временные скопления людей, соответствующие понятиям «чернь», «сброд», «люмпен».

Второй: толпы безумны, они вбирают в себя обезумевших фанатиков, пришедших в восторг от спортивного матча или выступления кумира.

Третий: все толпы преступны. Люди, собравшиеся в толпу, с легкостью совершают преступления разной тяжести.

Московичи отстаивает естественную природу толпы. «Толпа — это все: вы, я, каждый из нас. Как только люди собираются вместе, они становятся толпой» (119, с. 109). Толпы представляют собой коллективную форму жизни, поэтому изучать их необходимо не с позиций психологии индивида, а с особых позиций. Московичи утверждает, что «человек-индивид» и «человек-масса» представляют собой два разных проявления психики индивида. Он выделяет два предмета психологии толп: во-первых, следует изучать изменения психики индивида в толпе, во-вторых, исследовать взаимодействие толпы и вождя.

Основные идеи Московичи сводятся к следующему.

1. Психологически толпа — это не скопление людей в одном месте, а человеческая совокупность, обладающая психической общностью.

2. Психология индивида и психология толпы не подобны друг другу. Мышление индивида — критическое, логическое, использующее идеи-понятия и абстракции. Мышление толпы (точнее, человека в толпе) — автоматическое, в нем господствуют стереотипные ассоциации, клише, конкретные образы. «Существуют два, и только два типа мышления, — пишет С. Московичи. Первый нацелен на идею-понятие, второй — на идею-образ. Первый действует по законам разума и доказательства, второй взывает к памяти и внушению. Первый присущ индивиду, второй — массе» (119, с. 141).

3. Толпы консервативны, несмотря на их революционный образ действий. Они всегда заканчивают восстановлением того, что они низвергли, так как для них прошлое гораздо более значимо, чем настоящее.

4. Толпы нуждаются в поддержке вождя. Он убеждает их не с помощью рассудка, не добивается подчинения силой. Он пленяет их, как гипнотизер, своим авторитетом.

5. Значимость иррациональных элементов психики. Пропаганда, воздействие на толпу должны иметь иррациональную основу, использовать язык аллегорий — энергичный и образный, с простыми и повелительными формулировками. У толпы нет ни времени, ни необходимых условий, чтобы изучать и взвешивать все аргументы, уточнять все факты. Толпе необходимы лозунги, сведенные к формуле. Они захватывают воображение; часто и долго повторяемые, они воздействуют на глубинные пласты нашей психики, автоматически запускают поведение человека.

6. Способ управления толпой — это внушение. Потому политика, целью которой является управление массами (партией, классом, нацией), должна опираться на какую-то высшую идею (революции, родины) и внедрять ее в сознание каждого человека посредством внушения.

 

 

Основная заслуга Московичи состоит в том, что он сформулировал новый закон социальной психологии, основной постулат науки: «Все, что является коллективным, бессознательно. Все, что бессознательно, является коллективным». Он отмечает, что первая часть постулата принадлежит Ле Бону, вторая часть — Фрейду.

Толпа, будучи коллективной формой поведения, пробуждает в человеке бессознательное. Прорыв бессознательного в сознание побуждает человека к коллективным формам поведения. Для Московичи очень важно, что в толпе стираются различия между людьми. По его мнению, именно психология толпы, как одна из наук о человеке, способна прояснить главные события современности.

Теория толпы Г. Тарда.

Французский юрист и социолог Габриэль Тард открыл такой феномен, как публика, и провозгласил XX век «эрой публики». Он изучал психологию толпы, публики и социальные процессы в обществе и обнаружил феномен подражания, с помощью которого пытался объяснить все общественные процессы. Подражание, по его мнению, является основным механизмом социального взаимодействия. Тард выделял несколько видов подражания. По степени осознанности есть логическое и нелогическое подражание. По механизму подражательных движений и их последовательности существует внутреннее и внешнее подражание. По социальной природе существует подражание внутри общности и подражание одной общности другой. Согласно Тарду функции подражания состоят в воспроизведении, распространении и унификации изобретений и открытий. Благодаря общественному подражанию одновременно обеспечиваются прогресс и стабильность социальных отношений, происходит распространение нововведений и сохранение традиций.

В книге «Мнение и толпа» (1892) Г. Тард дает определение социальной психологии как самостоятельной науки. «Социальная психология — это коллективный ум, коллективное сознание, особое «мы», которое будто бы существует вне или выше индивидуальных умов» (181, с. 257). Толпа — это социальная общность прошлого, после семьи она самая старинная из социальных групп. Толпа распадается, когда перестает слышать голос своего вожака. Предметом своего исследования Тард сделал публику, которая есть не что иное, как рассеянная толпа.

С изобретением книгопечатания человечество вступило в новую эпоху, в которой появилась новая разновидность толпы — публика. Публика, по мнению Тарда, это духовная общность индивидуумов, физически разделенных, но соединенных чисто умственной связью.

Г. Тард считал толпу естественной общностью, тесно связанной с естественными природными силами. Между толпой и публикой существует, по его мнению, несколько различий:

1. Человек может принадлежать одновременно к различным видам публики, но только к одной толпе.

2. Большая нетерпимость толпы, чем публики, к мнениям и суждением, противоречащим ее мнению. Замена толпы публикой сопровождается повышением терпимости и даже ростом скептицизма.

3. Публика может быть определена как потенциальная толпа, так как сильно возбужденная публика может стать фанатической толпой. Итак, возникают две противоположности на континууме естественных общностей — от агрессивной, фанатичной толпы до терпимой публики.

4. Всякая толпа подчиняется вождю, публика же не подчиняется, она вдохновляется публицистом, журналистом, писателем. На публике гораздо ярче отражается отпечаток ее создателя. В толпе же вождь несет на себе отпечаток толпы своих приверженцев.

5. Толпа менее однородна, чем публика. Толпа всегда увеличивается благодаря случайным любопытным прохожим. Публика растет за счет целенаправленной рекламы.

6. Публика есть известный своеобразный род коммерческой клиентуры. Есть два вида клиентов: публика постоянная, прочная, и публика случайная, непостоянная (181, с. 266-272).

Общество состоит из разного рода публики, отмечал Тард. Разделение это носит чисто психологический характер, так как соответствует состоянию умов в данную эпоху. Он предполагал, что разделение общества на разные виды публики в скором времени заменит экономическое, политическое, корпоративное деление. Постепенно в обществе создается некий эпифеномен, некая «атмосферическая оболочка», нечто вроде коллективного сознания, питательной средой для которого служит информация. Преобразование различных социальных групп в единую публику необходимо для адекватного общения друг с другом членов общности. Публика некоторых больших газет, таких как «Times», «Figaro», интернациональна. Тард уже в конце позапрошлого века предсказывал информационную глобализацию, создание единых мировых информационных сетей.

Г. Тард называет этапы формирования толпы. Первый этап — это люди, идущие по улице, каждый по своим делам, просто гуляющие. Эти люди образуют тесное скопище. Второй этап начинается с того момента, как появляется общая цель, которая взволнует и объединит их вместе. Так зарождается первая ступень социального агрегата — толпа. Как только люди увлекутся общей идеей или страстью, они составят публику. В зависимости от того, что перевешивает — цель или желание, возникает два типа публики: публика убежденная, фанатичная, или же публика страстная, желающая.

Г. Тард приводит характеристики толпы. В частности, он пишет: «Толпы не только легковерны, они безумны. Многие из их свойств, отмеченных нами у них, общи с душевнобольными в наших лечебницах: преувеличенная гордость, нетерпимость, неумеренность во всем. Они доходят всегда, как сумасшедшие, до двух крайних полюсов: или возбуждения, или упадка духа, они то героически неистовы, то уничтожены паникой. У них бывают настоящие коллективные галлюцинации: людям, собравшимся вместе, кажется, что они видят и слышат такие вещи, которых они не видят и не слышат каждый в отдельности. И когда толпы уверены, что их преследуют воображаемые враги, их вера основана на логике безумца» (181, с. 294).

Толпу и публику можно классифицировать также по степени активности. Бывает толпа ожидающая, внимающая, манифестантская и действующая. Для ожидающих толп характерно коллективное любопытство, которое может достигнуть неслыханных размеров вне зависимости от его предмета. Толпа всегда бывает более терпелива или более нетерпелива, чем отдельный индивид. Это объясняется психологической причиной — взаимным заражением эмоциями собравшихся индивидов.

Толпы внимающие собираются около трибуны, эстрады, сцены. По поводу этих толп Тард замечает следующее. В такой толпе «только небольшое количество зрителей или слушателей видят и слышат очень хорошо, многие видят и слышат только наполовину или же совершенно ничего не видят и не слышат...» (181, с. 286). По мнению Тарда, изменение когнитивных процессов объясняется тем, что в таких случаях толпа, собственно, служит зрелищем для самой себя. Толпа привлекает и порождает толпу. Таким образом, Тард предугадал эффект социальной фасилитации.

Люди в толпе вынуждены больше реагировать друг на друга, чем на информацию, которую сообщает им оратор. Когнитивные процессы направлены внутрь толпы, так как человек в первую очередь старается обеспечить свою безопасность среди огромной массы людей.

Толпы манифестантские всегда проявляют свои убеждения, свои страстную любовь или ненависть, радость или печаль со свойственным им преувеличением. У них мало идей, зато они держатся за них крепко и без устали кричат одно и то же.

Толпы действующие. Что может создать толпа со своей внутренней несвязностью и беспорядочностью усилий? — спрашивал Тард. Она может только разрушать, уничтожать, но не созидать. Он подразделял действующие толпы на два типа: любящие и ненавидящие. Неизвестно, что более гибельно: ненависть толпы или ее любовь, проклятия или энтузиазм. Толпа, охваченная сильными чувствами, становится безумной, в порыве обожания она может уничтожить своих идолов. Бывают также праздничные и траурные толпы. Праздничные толпы, считал Тард, приносят для развития общности больше пользы, чем вреда. Антисоциальные, агрессивные действия толп приводят к преступным разрушениям и негативно сказываются на психике, заставляя людей долго переживать эти события и проклинать их память.

Г. Тард считал, что механизмом распространения идеи является внушение. В толпе, считает Тард, есть те, кто внушает, и те, кто подвергается внушению. Коллективный «внушитель» в толпе состоит из вождя и членов толпы, подражающих и внушающих друг другу идеи и чувства. Вождь толпы наделен определенными чертами. Во-первых, он должен владеть внушением, уметь производить впечатление. Во-вторых, благодаря исключительному развитию воли, человек сам превращает себя в вождя. Существует пять способов влияния — железная воля, орлиная острота взора, сильная вера, могучее воображение, неукротимая гордость (181, с. 400). Это источники огромной силы вождя.

Тард выделял два типа влияния. Первое — это влияние на расстоянии, например, влияние на публику. Здесь главную роль играет превосходство ума и воображения. Второе — влияние непосредственное, влияние на толпу. Оно оказывается эффективным только при использовании вышеперечисленных способов. Именно Тард открыл механизм действия социальной идентификации — процесса, описанного в 70-е гг. XX в. Г. Тэджфелом. «Когда толпа восхищается своим лидером, когда армия восхищается своим генералом, она восхищается собой, она присваивает себе то высокое мнение, которое этот человек имеет о себе самом», — писал Тард (181, с. 114).

Г. Тард обнаружил парадокс: толпа не способна к разумным действиям, только отдельный человек может мыслить и действовать рационально. Толпа не способна к интеллектуальному творчеству. У людей, собравшихся вместе, снижается способность мыслить и стирается чувство реальности. Однако в толпе есть люди, обладающие сильной волей, они увлекают остальных за собой и управляют ими. Это вожди, религиозные деятели, политики, журналисты.

Фактически Тард основал теорию массовой коммуникации. Он обнаружил, что любая коммуникация, и массовая и межличностная, сопровождается внушающим воздействием. Особенно сильно это воздействие проявляется в толпе.

 37. Социально-психологические феномены толпы

Толпа является специфической социальной группой. Как социально-психологический феномен, толпа встречается с самых древних времен. Рассмотрим основные черты, характерные для феномена толпы.

1. Толпа представляет собой скопление большого количества людей на ограниченной площади. Скопление людей имеет границы, которые можно рассмотреть с двух позиций. Первая — степень открытости либо закрытости в зависимости от доступности входа и выхода из толпы. Степень закрытости определяется актуальностью проблемы для собравшихся; легкостью и скоростью распространения информации; интенсивностью и характером распространения слухов в толпе. Вторая — четкость или аморфность границ толпы зависит от степени плотности толпы, связанной с концентрацией внимания толпы к тем вопросам, из-за которых она образовалась; рельефа местности, то есть наличия зданий, ограждений либо, напротив, свободного пространства; количества участников толпы.

2. Толпа имеет особую форму. Как показывают наблюдения, кинокадры и фотоснимки, все толпы имеют тенденцию приобретать кольцеобразную форму. В толпе наблюдается движение людей от периферии к центру и от центра к периферии. Наиболее активные люди тяготеют к центру толпы, более пассивные стремятся к периферии.

3. Скопление людей кажется однородным, хаотичным, не имеющим четкой структуры. Однако в исследованиях замечено наличие в толпе групп, объединенных личными и условными связями. Группы имеют тенденцию распадаться, могут возникать антагонистические группы, что является существенной предпосылкой к переходу толпы в агрессивное состояние. Это наиболее опасное состояние толпы, могущее стать причиной беспорядков.

Структура толпы тем не менее имеет тенденцию к гомогенности. Наши наблюдения показывают, что в толпе имеет место элементарная ролевая дифференциация. Люди в толпе могут выполнять следующие роли:

1) зачинщики или организаторы толпы;

2) агрессоры — наиболее активно и агрессивно действующие члены толпы;

3) последователи — люди, подражающие агрессорам;

4) любопытные, попавшие в толпу в силу своей ориентировочной реакции;

5) обыватели — люди, попавшие в толпу случайно.

Как правило, агрессоры являются индукторами заражения настроениями, внушения идеями, подражания действиями.

Статусные позиции в толпе также можно дифференцировать. Наивысший статус имеет вождь, лидер толпы. Затем следует свита вождя, охранники, все остальные члены толпы.

4. Большое скопление людей испытывает потребность в вожде. При отсутствии вождя толпа больше склонна к панике, агрессии, чем к геройству. Чтобы быть вождем толпы, необходимо иметь не интеллект, а высокую чувствительность, чтобы мгновенно ощущать настроения толпы. В толпе наиболее ярко проявляется феномен диспозиционной атрибуции. Толпа приписывает своему вождю такие качества, как выдающийся ум, знание цели, предвидение последствий. Поэтому вождь толпы должен очень внимательно следить за сохранением своего имиджа. Любовь толпы неустойчива. Любое ослабление воли вождя может привести к тому, что он легко превратится в антивождя, которого толпа обвинит во всех грехах и провалах и будет агрессивно настроена по отношению к нему.

5. Анонимность людей в толпе является одним из тех факторов, которые придают людям силу и чувство безответственности, безнаказанности. Снятие запретов, как внутренних, так и внешних, дозволенность любого поведения позволяет «человеку толпы» дать полный выход своим эмоциям. Эйфория, которая сопровождает эту эмоциональную разрядку, как считал Бехтерев, вводит человека в состояние, близкое к гипнотическому.

6. Только в толпе возникает такой феномен, как деиндивидуализация. Майерс отмечает, что когда ослабевает чувство ответственности, то и нормативный контроль поведения снижается. Деиндивидуализация — это утрата самосознания и боязни оценки. Она обнаруживается в ситуациях, которые обеспечивают человеку анонимность и не концентрируют внимание на поведении отдельного индивида. Результатом деиндивидуализации являются действия, варьирующиеся от легкого нарушения запретов до импульсивного самовыражения и даже до разрушительных социальных актов (групповой вандализм, уличные беспорядки, линчевание). Майерс называет три условия, при которых возникает деиндивидуализация: большая группа (толпа), темнота и обеспечение физической анонимности индивида.

Этапы формирования толпы

Рассмотрим этапы формирования толпы. Изучение условий, способствующих возникновению толпы, очень важно для разработки мер профилактики противоправного поведения толпы и способов конструктивного воздействия на толпу. Толпа образовывается не случайно, нужен внешний повод, «первотолчок». Поводом образования толпы чаще всего служит ограничение людей в чем-либо. Это может быть дефицит товара, ограниченность доступа к информации, власти, ограниченность входа в метро и т. д. Этапы возникновения и функционирования любой толпы можно схематично обрисовать следующим образом:

1. Возникновение повода, связанного с ограничением ресурсов, прав, свобод, информации и пр.

2. Возникновение сомнений в истинности официальной информации, появление тревожных слухов, провоцирующих людей выйти на площадь и добиваться своих прав массово и сплоченно.

3. Собрание людей на площади и интенсивный обмен информацией и эмоциями.

4. Появление лидера толпы, его выступление, что сопровождается довольно часто подъемом эмоционального возбуждения толпы, повторением лозунгов и движений лидера.

5. Противопоставление лидером когнитивных категорий «мы — они», например: «мы» — народ, «они» — власть, создание образа врага.

6. Активизация толпы лидером, определение направления действий.

7. Групповой эксцесс, активные, часто агрессивные, действия толпы. Групповой эксцесс начинают зачинщики, наиболее энергично им подражают агрессоры, а затем подключаются и последователи.

Таким образом, заражение общим настроением и подражательный характер действий, собственно, и составляют динамику толпы.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 4291.