Рождение социального Я человека.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социальное "Я".

Социальность имеет свойство унифицировать человеческое поведение, подчинять его типовым нормативам, вводить его разнообразные проявления в общее для всех русло, усреднять и стереотипизировать их, то есть заставлять действовать "как все", "как надо", "как должно".

 

Две формы социальности — внешней, объективной, надличной и внутренней, субъективной.

Первая представляет собой все многообразие проявлений общественной жизни, имеющих социогенный характер, интерсубъектные формы существования и функциональную ориентированность на обслуживание всех видов коммуникаций и взаимодействий между людьми. В ее состав входит и весь совокупный социальный опыт, которым располагает и активно пользуется данная общность.

Внешняя социальность вторгается в жизнь человека с момента появления его на свет. Этот процесс обычно называют социализацией, или интериоризацией, то есть превращением внешнего социального опыта во внутренний, его перемещением из внешнего социального пространства в интерьер внутреннего мира личности.

Вторая форма социальности — это тот социальный опыт и те социальные качества, которые являются личным достоянием отдельного человека. Новорожденный человек не обладает социальностью, а располагает лишь возможностью, потенциальной предрасположенностью к ее обретению. Лишь под непосредственным влиянием социального окружения эта возможность превращается в действительность. Итак, внутренняя социальность выступает как совокупность приобретенных человеком качеств, навыков, свойств психики, сознания, поведения, обеспечивающих его способность существовать в обществе и выполнять разнообразные социальные функции в составе разнообразных общественных групп, объединений, корпораций, выступая при этом не в качестве суверенной личности, а в роли выразителя интересов данной общности. Человек здесь представляется себе и окружающим неделимой частью социума, зависимым от него, подчиненным ему, детерминируемым внешними социальными механизмами и выступающим в качестве "типичного представителя" народа или государства, класса или партии, группы или коллектива.

Социальность формируется в ходе образования разнообразных связей человека с другими людьми. Ее творцами выступают в значительной степени ближайшее и отдаленное окружение, внешняя социальная среда. Данная ипостась человеческой психики заставляет индивида пребывать во власти социальной необходимости, ставить общественное выше личного, долг выше свободы, соблюдать государственные интересы, гражданские обязанности, морально-правовые требования и запреты, соответствовать определенному социальному статусу, играть требуемые социальные роли, носить и, при надобности, менять общепринятые, типовые социальные маски.

Каждая социальная маска, как совокупность словесных, жестовых, мимических навыков, функциональна, то есть обслуживает определенные виды социальных взаимодействий и позволяет при этом избегать ненужных трений и столкновений, скрывать, при необходимости, свои истинные чувства. Существуют маски вежливости, невмешательства, толерантности, почтительного внимания, спокойного равнодушия, веселья, торжественности, грусти, скорби, решительной готовности не дать себя в обиду и т. п. Чем выше степень цивилизованности личности, тем большим набором социальных масок она располагает, тем большее количество социальных ролей ей по плечу.

Процесс социализации личности всегда предполагает освоение ею стереотипов различных видов ролевого поведения, а вместе с ними и развитие способности полноценно существовать внутри всех нормативных сфер, которыми располагает цивилизованное общество.

Социальное "Я" сознает свою зависимость от корпоративного, общего "Мы", подчиняется ему, ставит его интересы и нужды выше собственных. В русле умонастроений такого рода в период Серебряного века родились концепции "соборной личности", "симфонической личности", в которых социальное довлеет над индивидуальным В них особо подчеркивается характерная особенность социального "Я" — его умение и готовность ценить не свою личную автономию, а собственную причастность к общему "Мы", рассматривать ее как величайшую ценность, ставить долг выше свободы, внешнюю нормативность выше индивидуального хотения.

Деятельность социального "Я" имеет не инстинктивный, а сознательный характер и предполагает у личности способность мыслить, анализировать, оценивать, принимать решения, переводить при помощи волевых усилий свои оценки и решения в действия и поступки. Из всего этого складывается социальное поведение человека, представляющее собой цепь взаимосвязанных, внешне наблюдаемых поступков в общественной среде, сопровождающихся соблюдением или нарушениями социальных норм.

Социальное бытие человека двойственно. С одной стороны, это жизнь личности в социуме, а с другой — жизнь социума в личности. Во втором случае это выглядит как функционирование социального "Я" в качестве полномочного представителя социума в духовном мире человека, в его мотивационной системе.

Социальное "Я" личности, в отличие от ее витального и духовного "Я", в наибольшей степени предрасположено отзываться на внешние социальные воздействия. Преимущественно через его нормативно-ценностные структуры криминогенная среда способна воздействовать на индивидуальное поведение, криминализировать его.

Если через витальное и духовное "Я" осуществляется, по преимуществу, аутодетерминация индивидуального поведения, то через социальное "Я" идет внешняя детерминация. Социальное "Я" обладает наименьшей самостоятельностью и сопротивляемостью по отношению к социальным обстоятельствам, социальной среде.

Социальность может обнаруживаться в стихийно-бессознательных формах, когда человек, существуя среди других людей, не вдумывается в смысл связывающих его с ними отношений и не вникает в суть тех норм, которым подчиняется.

Социальное "Я" способно не только требовать от личности соблюдения социальных норм, но и подталкивать ее к нарушению существующих в обществе запретов. Во втором случае у социального "Я", как правило, слабо развита способность к морально-правовой саморегуляции. Ради таких форм социального самоутверждения, как, например, деньги и власть, оно может пойти на нарушения закона.

Совершению преступления может способствовать ослабление социальных и особенно моральных контактов с людьми, внутреннее самоотчуждение, настроения мизантропии и ожесточения. Это может происходить на фоне общей бедности духовных потребностей и интересов или в случае их крайней извращенности.

 

Просоциальное поведение.

С эволюционной точки зрения действия отдельного человека направлены не столько на выживание его самого, сколько на выживание его генотипа. Так постепенно у животных и людей сложилось просоциалъное поведение, которое позволяет популяции выжить, несмотря на угрозы окружающей среды.

Просоциальное поведение.

Пока эволюционисты не обратили внимание на адаптивное поведение животных, было не совсем понятно, каким образом такой явно «эгоистический» процесс, как естественный отбор, при котором некоторые индивиды оставляют больше потомства, чем другие, мог привести животных (и людей) к сотрудничеству и взаимопомощи. Социальные психологи-эволюционисты назвали такое поведение «просоциальным».

Просоциальное поведение - это сформировавшееся в процессе эволюции поведение людей, направленное на благо другого человека в условиях выбора - оказывать помощь или нет.

Просоциальное поведение предполагает оказание помощи другим без ожидания ответной благодарности. Такое поведение называют еще альтруистическим. Эволюционная социальная психология выявила условия, при которых следует ожидать «помогающего поведения». А поскольку в сообществах животных и людей присутствуют не только взаимопомощь, но и конкуренция и соперничество, психологам также предстояло определить их значение для выживания индивидов и групп.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 224.