Самосознание, самоуважение, самоэффективность, самопрезентация в обществе и группе.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Самосознание: понятие, структура, функции, развитие

 Самосознание - осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (то есть своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения).

Самосознание личности представляет собой особую форму сознания, направленную на чувства и переживания самого человека. Можно сказать, что самосознание дано нам для того, чтобы отслеживать свое психическое состояние. Самосознание тесным образом связано с эмоциональной сферой. Любое развитие не состоялось бы без самосознания. Ребенок, едва появившись на свет, начинает взаимодействовать с миром и постепенно у него складываются собственные индивидуальные представления о нем. То, что он переживает, становится субъективными ощущениями и во многом определяет его отношение к самому себе и окружающим людям. Только с помощью самосознания становится возможным оценивание своих и чужих поступков.

Формирование самосознания происходит в среднем по достижении 14 – 17 лет, а дальше только укрепляется под влиянием социума. Ребенок, находясь в определенной социальной среде, впитывает в себя ее обычаи, правила, порядки и старается вести себя таким образом, чтобы соответствовать им. У него есть свой внутренний мир, в котором царят свои законы, но они не всегда соотносятся с нормами общества, потому могут доставлять личности значимые переживания. С помощью самосознания человек также «слышит» голос совести.

Индивидуальный образ своего «я» складывается из трех составляющих: социальные ожидания, представление о самом себе и мнение окружающих о себе. В результате развития самосознания личность постепенно приходит к пониманию ценности и значимости своего существования. Самосознание здесь выступает связующим звеном между влиянием общественных установок и собственными внутренними потребностями.

СТРУКТУРА САМОСОЗНАНИЯ

Структура самосознания включает в себя три основных элемента, которые оказывают друг на друга взаимовлияющее действие.

«Я – реальное» Соответствует представлению личности о самой себе в настоящий момент времени. Самосознание личности помогает увидеть объективную картину собственного положения. Здесь человек оценивает себя с разных позиций на основе всех социальных ролей: отец, сын, служащий, друг.

«Я — идеальное» Является вторым компонентом структуры самосознания и свидетельствует о внутренних мотивах, стремлениях личности к самосовершенствованию. «Я – идеальное» включает в себя наши желания, мечты, цели относительно самого себя в будущем. Оно формирует представление о том, к чему необходимо идти, чтобы достичь желаемого результата. То, каким себя видит человек в будущем, отражает уровень его притязаний, уверенности в себе и наличие амбиций. Самосознание личности обязательно предполагает наличие стремления к переменам.

«Я – прошлое» Представляет собой самую драматичную часть, которая оказывает сильное воздействие на то, как человек строит свою жизнь. Управлять самосознанием можно, однако, былое исправить нельзя. Если у личности имеется негативное прошлое, он будет опасаться активно действовать в настоящем, станет делать это с осторожностью. Прошлое – бесценный опыт, помогающий нам разобраться в собственных поступках и сориентироваться на будущие достижения.

Надо сказать, что все компоненты самосознания неразрывно связаны между собой. Структура самосознания – это целостная система, и если человек научился ценить настоящее, значит, ему станет проще реализоваться в будущем.

ФУНКЦИИ САМОСОЗНАНИЯ

Функции самосознания играют роль становления личности, ее характерных особенностей.

Функции:

Ø Формирование индивидуальности.

Каждый человек по-своему уникален. Для того, чтобы развить индивидуальность, необходимо осуществление колоссальной внутренней работы. Без самосознания тут не обойтись. Личность формируется под влиянием тех событий и переживаний, которые она испытывает. Если бы не происходило всех этих испытаний, человек остановился бы в своем развитии. Наша жизнь движется таким образом, что мы вольно или невольно всегда узнаем новое, прикладываем определенные усилия для реализации своих планов и мечтаний. Самосознанию принадлежит главная роль. Индивидуальность никому не обходится дешево, ее нужно отстаивать перед коллегами и даже близкими людьми, которые в некоторых случаях могут не понимать наших желаний.

Ø Формирование самозащиты

Живя в обществе, человек с первых лет жизни должен учиться выстраивать свое поведение таким образом, чтобы как можно меньше испытывать на себе негативное влияние. Не секрет, что в социуме не любят тех, кто хоть как – то выделяется из толпы, демонстрирует неординарные способности или имеет другой, отличительный взгляд на давно известные вещи. Функции самосознания были бы неполными без этого важного элемента. Внутреннее чувство покоя и защищенности способствует личностному созреванию, формированию представления об индивидуальных возможностях. Некоторые люди вправе гордиться своим самосознанием.

Ø Саморегуляция поведения

Только благодаря самосознанию человек вообще оказывается способен управлять собственным поведением. Самосознание регулирует внутренние механизмы и переживания личности. Человек обладает способностью сам улучшить себе настроение, изменить образ своих мыслей или концентрации внимания (читать про внимание) на определенном объекте. Попадая в общество, ребенок учится управлять своим поведением, распознавать, что хорошо, а что плохо, как можно себя вести, а как не следует.

 

Самосознание все время находится в развитии, претерпевает значительные изменения. Если человек останавливается в чем – либо, он начинает двигаться назад.

САМОСОЗНАНИЕ И САМООЦЕНКА

Вряд ли можно умалять значение самосознания для личности. От того, какой уровень притязаний человек себе ставит, зависит очень многое в его жизни: степень известности, уверенность в себе, стремление к новым достижениям. Немаловажную роль играет самооценка, которая, в свою очередь, формируется тоже благодаря самосознанию. Самосознание и самооценка личности оказывают взаимное влияние друг на друга.

Самосознание личности прямым образом влияет на ее самооценку. Чем более уверен в себе человек, тем меньше он позволит обществу вторгаться в его частную жизнь, руководить ею. Тот, кто берет на себя ответственность за исполнение индивидуальных стремлений, почти всегда обладает адекватной самооценкой, то есть знает свои сильные и слабые стороны, но не занимается самобичеванием при каждом удобном случае.

Самоуваже́ние (также чувство собственного достоинства) — в социологии и психологии отражает субъективную эмоциональную оценку собственной значимости, а также отношение индивида к себе как к личности. Включает в себя как мнение о себе (например, «я компетентен/некомпетентен»), так и связанные с этим эмоции (например, радость/отчаяние, гордость/стыд). Оно также отражается на поведении (например, настойчивость/уступчивость, уверенность/сомнение). Социальная значимость: наличие чувства собственного достоинства (англ. self-esteem) является ключевой проблемой личной самореализации.

Самоэффективность — вера в эффективность собственных действий и ожидание успеха от их реализации, один из ключевых понятий социально-когнитивной теории научения Альберта Бандуры. Общая самоэффективность складывается из частных самоэффективностей, существующих в различных областях человеческой деятельности. Близким к самоэффективности является понятие уверенности в себе.

Основные положения

В ряде исследований Бандура показал, что ещё одной причиной нарушений поведения может быть отсутствие веры в эффективность собственных действий. Это открытие Бандуры часто называют «теорией самоэффективности». Самоэффективность, или вера в эффективность, означает убеждение человека в том, что в сложной ситуации он сможет продемонстрировать удачное поведение. То есть вера в эффективность означает оценку собственной очень конкретно обозначенной поведенческой компетентности.

По мнению Бандуры, существенной характеристикой многих психических заболеваний является недостаток доверия собственным поведенческим способностям, а также способностям переживания. Многие заболевания сопровождаются недооценкой или неверной оценкой собственных способностей и поведенческих навыков.

Бандура выдвинул гипотезу, что когнитивная по природе самоэффективность (то есть ожидания в отношении собственной эффективности) влияет на моторное поведение, на то, например, будет ли стрессовая ситуация стимулировать попытки овладения ею, насколько это будут интенсивные попытки и как долго они будут продолжаться. Эта же самоэффективность может влиять и на характеристики среды — на последствия поведения.

Если, например, кто-либо не верит в свою привлекательность для противоположного пола и его самоэффективность в сфере знакомства низка, то он придёт на вечеринку в плохом настроении, испортит настроение окружающим своим хмурым видом и его попытка познакомиться с кем-либо почти наверняка провалится. Негативные последствия попытки знакомства будут в деталях восприняты, что ещё более снизит самоэффективность.

Если же самоэффективность высока, то на вечеринку человек отправится в хорошем настроении, ожидая весёлого времяпрепровождения, попытка знакомства получит позитивное развитие, что в свою очередь укрепит самоэффективность в сфере знакомств и облегчит последующие знакомства.

В своём концепте ожиданий Бандура различает ожидание эффективности (efficacy expectation) и ожидание результатов (outcome expectation).

Ожидание результатов он определяет как оценку человеком того, что определённое поведение приведёт к определённым результатам.

Ожидание эффективности означает оценку того, в какой степени он в состоянии вести себя так, как это необходимо, чтобы получить некоторый результат.

Различие состоит в том, что индивид может полагать, что некоторая реакция может привести или наверняка приведёт к желательному результату (ожидание результатов), но не верить в то, что он сам в состоянии совершить это поведение.

На формирование самоэффективности влияют четыре обстоятельства:

1. Наличие более или менее широкого репертуара навыков поведения.

2. Опыт, приобретённый посредством наблюдения за другими людьми (физическое или символическое следование модели).

3. Высказываемые другими убеждения — вербальное подкрепление или наказание.

4. Физическое, психологическое, эмоциональное состояние (человек всегда тем или иным способом оценивает своё эмоциональное состояние: страх, спокойствие, возбуждение в конфликтных ситуациях — и это влияет на оценку собственных поведенческих способностей).

Самоэффективность понимается Бандурой не как стабильная и статичная характеристика, а как переменная, которая по своей силе, обобщённости и степени находится в реципрокной (взаимной) зависимости от актуальной ситуации и прежней истории развития индивида.

Для измерения самоэффективности при участии Бандуры был разработан тест общей самоэффективности, существующий в настоящее время более чем в 20 национальных версиях, в том числе — русской. Этот тест можно использовать в практической и научной работе, в том числе — для межкультурных исследований и сравнений.

 

Самопрезентация (с лат. – «самоподача») – это процесс представления человеком собственного образа в социальном мире, характеризующийся намеренностью на создание у окружающих определенного впечатления о себе.

Понятие «самопрезентации» является объектом изучения множества наук: психологи подчеркивают ее направленность на появление желаемой субъектом самопрезентации реакции путем вызывания у объекта воздействия заданного спектра эмоций.

Социологи подчеркивают необходимость самопрезентации в целях составления окружающими полного и достоверного образа самопрезентующегося. При этом, говоря о достоверности и возможной идеализации образа, важна степень приближения и стремлениям к указанной идеализации.

Самопрезентация выступает в качестве важной части навыков общения, используемых различными субъектами в целях формирования определенного образа в сознании других людей для дальнейшего получения материальных и социальных выгод. Использование самопрезентации может осуществляться в различных условиях: от общения с незнакомыми людьми на улице до встречи с высокопоставленными партнерами.

Виды самопрезентации

Самопрезентация бывает двух видов:

- природная, называемая природным распределением,- свойственна всем индивидам и характеризующаяся не надуманностью процесса и естественностью. В результате природной самопрезентации происходит определение человека в системе общественного сознания.

Отличительными особенностями самопрезентации данного вида является невозможность контроля и корректировки, что можно расценить в качестве недостатка природной самопрезентации в силу неизвестности характера произведенного эффекта.

- искусственная самопрезентация, в рамках которой применяются специально наработанные навыки представления себя, со спланированным результатом. Главной целью искусственной самопрезентации является формирование положительного отношения со стороны значимых для субъекта воздействия людей.

Типы самопрезентации

Выделяют два типа самопрезентации:

1. соответствует собственной самооценке – в качестве основной цели такой самопрезентации выступает стремление субъекта воздействия к идеалу себя, сформированному в своем сознании.

2. соответствует ожиданиям и предпочтениям аудитории – наиболее часто встречающийся тип самопрезентации, который направлен на формирование образа субъекта воздействия в глазах окружающих.

Неоспоримым фактом является выразительность самопрезентации, что обусловлено стремлением людей создавать себе образ, соответствующий их личной идентичности. Но часто, идентификацию субъекта общество контролирует из-за существования условных правил поведения в каждой сфере. Реакция субъекта на такой контроль может быть провокационной.

Тактики самопрезентации И.Джонса и Т.Питтмана

В повседневной жизни используются следующие тактики:

- хвастовство (способствует чрезмерной саморекламе и демонстрации компетентности субъекта с целью получения уважения со стороны других);

- лесть (способствует повышению социальной привлекательности);

-запугивание (способность заставить других слушать или повиноваться своим требованиям).

-пояснение примером (демонстрация превосходства субъекта над окружающими)

-мольба (демонстрация слабости и зависимости от других в надежде получения помощи или сочувствия у окружающих, полагаясь на социальную ответственность)

Стратегии самопрезентации могут приобретать оборонительный или утверждающий характеры.

Оборонительная самопрезентация направлена на то, чтобы предотвращать угрожающие жизненные ситуации. В данном случае используется тактика «мольба».

Убеждающий стиль самопрезентации характеризуется более активным поведением, которому присуща идеализация своей личности, доброжелательность. К этому стилю относятся тактики: «лесть», «хвастовство», «пояснение примером».

В поддержании своей самооценки этим стратегиям отводится важная роль. Самооценка человека зависит от оценки его собственной деятельности, восприятия того, как на его производительность реагируют другие. В результате, людьми активно изображаются впечатления, вызывающие чувство собственного достоинства, усиливающееся реакцией со стороны других.

 

Социализация личности.

Процесс социализации начинается с первых часов жизни и связан с усвоением социальных умений и навыков поведения. Этот сложный процесс взаимосвязи индивида и общества определяется, с одной стороны, врожденными механизмами и особенностями созревания нервной системы, а с другой - тем опытом, который человек получает на протяжении всей жизни.

Понятие социализации ввел французский социолог Г. Тард. Истоки современной теории социализации можно найти в работах У. Джеймса (W.James) и 3. Фрейда. Они понимали социализацию как обретение человеком социальных качеств в условиях социального взаимодействия.

Понятие социализации подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм, моральных ценностей, умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми. Если у животных все отношения обусловлены биологическими мотивами, то у человека как биосоциального существа немаловажен процесс развития социальных навыков. Люди постоянно рождаются и умирают, и процесс обновления общества идет постоянно. Новые члены общества изначально не знают ни норм, ни правил поведения в нем. Вот тут и начинается процесс социализации.

Социализация - процесс усвоения правил поведения и приобретения системы ценностей, представлений и мировоззренческих позиций, которые позволяют личности функционировать в сообществе в ситуациях межличностного общения и в решении задач, стоящих перед обществом в целом.

Факторы социализации.

 Факторы социализации – это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации.

Основных факторов, выделенных социальным педагогом А.В. Мудриком, три:

Макрофакторы – глобальные механизмы, влияющие на социальное развитие личности (планета, космос, государство, страна, общество, правительство).

Мезофакторы – условия, влияющие на социализацию, в основном, по территориальному или этническому признаку (место и тип поселения, регион, поселок, город, народ, этническая принадлежность).

Микрофакторы – факторы, оказывающие непосредственное влияние на социализацию человека (семья, сверстники, школа, место учебы и работы).

В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье – это родители, братья, сестры, в школе – учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации.

Виды и этапы социализации.

 Виды социализации, как правило, классифицируются по временному периоду, поэтому их называют этапами социализации.

Первичная социализация. Период от рождения до формирования взрослого человека. Этот этап очень важен для социализации ребенка. Первые знания об обществе он получает обычно от родителей.

Вторичная социализация (или ресоциализация). Процесс замещения ранее сложившихся методов поведения на новые, характерные для взрослого человека. Вторичный этап часто означает разрыв старых шаблонов, и усвоение новых. Помните, как в университете вам говорили: «Забудьте все, что вы учили в школе»? Вторичный этап длится всю жизнь человека.

Остальные виды социализации:

Групповая социализация. Социализация внутри какой-то конкретной социальной группы. То есть, в какой среде ребенок больше проводит времени (родители, учителя или друзья), правила и нормы той среды он и усваивает в первую очередь.

Гендерная социализация. Социализация по половому признаку. Мальчики усваивают то, как должны себя вести мальчики, а девочки, соответственно, учатся быть девочками.

Организационная социализация. Процесс социализации во время трудовой деятельности (как вести себя с коллегами, начальством, подчиненными, как относится к труду, хорошо ли опаздывать на работу и т.д.).

Досрочная социализация. Вид социализации, который представляет из себя своеобразную репетицию будущей деятельности, приступать к которой еще рано (игра девочек в дочки-матери).

 

Основными институтами социализации являются:

семья;

сверстники;

образовательные учреждения;

религия;

правовая система;

средства массовой информации.

 

В социологии существует также такое понятие, как десоциализация.

Десоциализация – это утрата человеком какого-либо социального опыта.

Десоциализация может быть в виде легкой социальной дезориентации вследствие стресса, либо сильной десоциализацией по причине попадания в экстремальные ситуации (война, концентрационный лагерь, тюрьма, форс-мажорные обстоятельства по вине стихийных бедствий).

Таким уровнем десоциализации уже занимаются не психологи, а психиатры.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 775.