Название периода | Временной интервал | Характеристика |
Конституиро-вания д | о 1920-х гг. | конституирование социально-психологического знания как обладающего правом на самостоятельный статус |
Подготовитель-ный | с 1920 до сер. 1960-х гг. | формирование методологических оснований и приоритетов в социально-психологических исследованиях |
Педаго-гический | с сер. 1960 до конца 1980-х гг. | исследование социально-психологической феноменологии в условиях педагогической деятельности |
Экстенсивный | с 1990-х гг. по наст. время | расширение областей социально-психологических исследований и самоопределение в методологии и приоритетах исследований в новых исторических условиях |
Период развития белорусской социальной психологии, который охваты-вает 60–90-е гг. XX ст. характеризуется формированием методологических оснований социально-психологических исследований и изучением аналогич-ной проблематики в педагогической деятельности. Осуществляемые белорус-скими психологами с 1960 по 1991 гг. социально-психологические исследова-13
ния базировались на междисциплинарном подходе и интегрировали знания из двух отраслей психологической науки – социальной и педагогической.
Специфика интеграционных процессов развития психологических на-учных знаний в Беларуси заключается в том, что белорусские психологи изучают междисциплинарные проблемы социальной и педагогической пси-хологии. В результате взаимодействия этих областей науки возникла сово-купность социально-психологических направлений исследования, которые оформились в самостоятельные разделы социальной психологии.
Это отразилось в оформлении ее предметного поля в Беларуси:
§ отражение – межличностные отношения – социальная и педагогиче-ская перцепция;
§ деятельность – межличностные взаимодействия – межличностные и педагогические взаимодействия;
§ отражение – межличностные отношения – межличностное и педаго-гическое общение;
§ деятельность – межличностное взаимодействие – совместная и тру-довая деятельность;
§ отражение – межличностные отношения – межличностные отноше-ния в педагогическом коллективе;
§ деятельность – межличностное взаимодействие – межличностное взаимодействие и педагогическое общение.
Этот период развития дисциплины получил оформление 5 научно-исследовательских направлений (Р. И. Водейко, С. В. Кондратьевой, Б. А. Бе-недиктова, Ф. И. Иващенко и Я. Л. Коломинского), предметом исследова-ния – «отражение и межличностные отношения» и «деятельность и межлич-ностное взаимодействие».
К этому направлению относятся программы:
§ Р. И. Водейко, научный руководитель – Б. Г. Ананьев, школа реф-лексологии В. М. Бехтерева;
§ Ф. И. Иващенко, научный руководитель В. Н. Колбановский, школа реактологии К. Н. Корнилова;
§ Я. Л. Коломинского, научный руководитель Л. И. Божович, школа Л. С. Выготского.
Теоретико-методологические факторы развития социальной психоло-гии в Беларуси с 1960 по 1991 гг. определили специфику предмета, выбор центральной категории, направление междисциплинарной дифференциации и межотраслевой интеграции, а также центральные и периферийные теории, составляющие структуру исследований.
5. Предмет, метод и методологические принципы научного
исследования.
Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки.
Метод – это способ построения и обоснования системы философского и научного знания, это путь исследования и практического преобразования окружающей действительности. Это система правил, принципов и приемов подхода к изучению явлений и закономерностей развития природы, общества и мышления или практической преобразующей деятельности человека. Любое разумное действие обязательно связано с определенными приемами его решения, то есть с определенным методом.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 396.