Тема 9. Ценности как элементы социальной системы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

9.1. Ценности как социальное явление

9.2. Структура и функции ценностной системы

9.3. Виды ценностей

9.4. Ценностные ориентации и установки личности

Понятия: ценности, ценностные ориентации, социальные, экономические,
политические, духовные ценности, терминальные ценности, инструментальные ценности, витальные, смысложизненные ценности, традиционные ценности, современные ценности, общечеловеческие ценности, интегрирующие / дифференцирующие ценности, одобряемые / отрицаемые ценности, ценностное ядро, структурный резерв, периферия, хвост ценностной иерархии.

 


Литература

    Батанина И.А., Куприна Л.М., Шумилова О.Е. и др. Положение тульской молодежи: состояние, тенденции, перспективы (доклад администрации Тульской области). Выпуск 8. Доклад. Тула: ИНФРА, 2007.

     Батанина И.А., Щербакова В.П., Маркина Н.Л. Социальная адаптация учащейся молодежи в условиях преобразований в современной России. Тула: Изд-во ТулГУ, 2004.

    Бояк Т.Н. Духовно-нравственные ценности сельской молодежи (на материалах Бурятии и Читинской области) // Социс. 2009. № 4.

    Вишневский Ю.Р., Трынов Д.В., Шапко В.Т. Гражданская культура студентов. Тенденции и проблемы формирования // Социс. 2009. № 4.

    Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи: Учебное пособие; под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001.

    Гусова С.А., Попов М.Ю., Костюченко Л.Г. Социология молодежи: Учебник для вузов; под ред. В.Н. Кузнецова. – М.: Гардарики, 2007.

   Дивисенко К.С. Динамика ценностей школьников (По материалам автобиографий и сочинений) // Социс. 2008. № 8.

    Добрынин В.И., Кухтевич Т.Н., Туманов С.В. Культурные миры молодых россиян: Три жизненные ситуации. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.

   Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социология молодежи: Энциклопедический словарь. М.: Academia, 2008.

   Левикова С.И. Молодежная культура. М.: Вузовская книга, 2007.

   Лежнина Ю.П. Семья в ценностных ориентациях // Социс. 2009. № 12.

    Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. СПб: Изд-во СПбГУП, 2000.

   Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодежи: Учебное пособие. СПб.: ИД «Петрополис», 2008.

   Орлова В.В. Ценностные приоритеты молодежи в сибирском регионе // Социс. 2009. № 6.

   Пашкевич А.В. Отношение школьников-старшеклассников к социальным проблемам // Социс. 2009. № 12.

   Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социс. 2008. № 2.

    Плотникова Ю. С. Ценностные ориентации студентов на долголетие и особенности самосохранительного поведения // Социс. 2009. № 9.

    Самсонова Е.А., Ефимова Е.Ю. Молодежь Тулы: ценностные ориентации и реалии повседневной жизни // Социс. 2007. № 11.

    Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социс. 2007. № 4.

   Широканова А.А. Индивидуализация постсоветской молодежи в сфере морали // Социс. 2009. № 12.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое ценности и ценностные ориентации? Чем отличаются данные
научные категории?

2. Назовите основные виды ценностей, которые принято выделять в
современной науке.

3. Что такое иерархия ценностей? Назовите ее структурные компоненты.

4. Как соотносятся процессы социализации и ценностные ориентации?

5. Что такое социализационный лаг?

6. Почему представители различных поколений, как правило, придерживаются
различных ценностных ориентации?

7. Как соотносятся тип российского общества на рубеже XX и XIX веков,
ценностные ориентации молодежи и старшего поколения? Аргументируйте
свой ответ.

8. Что общего и чем отличаются ценностные ориентации молодежи и
представителей старшего поколения?

9. Каково распределение главных жизненных целей молодежи России?

10. Каким образом представлены инициативные и патерналистические идеалы
среди «благополучной» и «неблагополучной» российской молодежи?

11. Существует ли специфика ценностных ориентации молодежи тульского
региона? Почему?

Практические задания и упражнения

1. Используя данные эмпирических социологических исследований крупных социологических центров (например, ФОМ, ВЦИОМ, РОМИР), охарактеризуйте ценностные ориентации современной российской молодежи.

2. Сравните ценностные ориентации молодежи России в период начала 1990-х – конца 1990-х; начала 2000-х – конца 2000-х; середины 1990-х – середины 2000-х; 19990-х – 2000-х. Выявите основные тенденции и объясните их.

3. На основании данных эмпирических исследований охарактеризуйте ценностные ориентации молодежи тульского региона. Сопоставьте полученные данные с результатами исследований в других регионах.

4. Выясните основные тенденции изменения ценностных ориентаций тульской молодежи в различные периоды времени. Опишите и интерпретируйте эти тенденции.

5. На основании последних данных мониторинга «Социальная адаптация студентов ТулГУ» опишите ценностное сознание данной категории молодежи региона.

 









Дата: 2019-04-23, просмотров: 115.