11.1. Социальные нормы и девиации
11.2. Социальный контроль и социальные санкции
11.3. Виды социальных отклонений
11.4. Социальные девиации в современном российском обществе
Понятия: девиация, девиантное поведение, аномия, асоциальное, антисоциальное поведение, делинквентное поведение, ресоциализация, социальный контроль, социальные нормы, социальные санкции, традиции.
Литература
Афанасьев, В.С. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса общества [Текст]/ В.С.Афанасьев, Я.И. Глинский. – СПб., 1995.
Алихиджиева, И.С. Общественное мнение о проституции и мерах ее предупреждения [Текст]/ И.С. Алихиджиева// Социс. – 2006. – № 5.
Бабосов, Е.М. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения [Текст]/ Е.М. Бабосов //Прикладная социология. – Минск, 2000.
Бачинин, В.А. Антропосоциология анормативного поведения [Текст]/ В.А. Бачинин// Общественные науки и современность. – 2001. – № 3.
Глинский, Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля [Текст]/ Я.И. Глинский// Социология в России. – М., 1996.
Девиантность и социальный контроль в России (Х1Х – ХХ вв.). Тенденции и социологическое осмысление [Текст]. – СПб., 2000.
Дюркгейм, Э. Самоубийство. Социологический этюд [Текст]/ Э.Дюркгейм. – СПб, 1998
Факторы и условия наркотизации молодежи [Текст]/ Л.А. Журавлева// Социс. – 2000. – № 6.
Денисов, Б.П. Динамика эпидемии. ВИЧ/ СПИД [Текст]/ Б.П.Денисов, В.И. Сикевич // Социс. – 2004. – № 1.
Климова, С.В. Подростковая преступность в зеркале социологической экспертизы [Текст]/ С.В. Климова// Социс. - 2006-, № 9
Кривошеев, В.В. Особенности аномии в современном российском обществе [Текст]/ В.В. Кривошеев// Социс. – 2004. – №3.
Курганов, С.И. Социология для юристов [Текст]: учеб. пособ. для вузов/ С.И.Курганов, А.И.Кравченко. – М., 1999.
Лелеков, В.А. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних [Текст]/ В.А.Лелеков, Е.В.Кошелева// Социс. – 2006. – № 1.
Лысова, А.В. Насилие на свиданиях в России [Текст]/ А.В. Лысова// Социс. – 2006. – № 2.
Ломброзо, Ч. Преступление [Текст]/ Ч. Ломброзо. – М., 1994.
Мягков, А.Ю. Темпоральные характеристики самоубийств [Текст]/ А.Ю. Мягков// Социс. – 2004. – № 3.
Реутов, Е.В. Учащаяся молодёжь и наркотики [Текст]/ Е.В.Реутов// Социс. – 2004. – № 1
Романович, Н.А. Общественное мнение о наркотизме: опыт региональных исследований [Текст]/ Н.А.Романович, В.Б.Звоновский // Социс. – 2004. – № 6.
Топилина, В.С. Сколько пьёт Россия? [Текст]/ В.С. Топилина// Социс. –2006. – № 2.
Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст]/ Э.Фромм. –М., 1994.
Шипунова, Т.В. Проблема синтеза теорий девиантности [Текст]/ Т.В. Шипунова// Социс. – 2004. – № 12.
Щербакова, Е.М. Наркошествие в России [Текст]/ Е.М.Щербакова// Социс. – 2004. – № 1.
Вопросы для самопроверки
1. Какую роль выполняет социальный контроль в обществе?
2. Кто ввел в научный оборот понятие социального контроля?
3. Как относился Т.Парсонс к социальному контролю?
4. Какие социальные нормы существуют в обществе?
5. Какую типологию социальных санкций Вы знаете?
6. Кто такие девианты?
7. Чем отличается девиантное от делинквентого поведения?
8. Какую роль играет культура в предотвращении девиантных поступков?
9. Как в социологии характеризуется девиантное поведение?
10. Назовите представителей теории аномии.
11. Можно ли ужесточением наказания предотвратить девиантные поступки?
Практические задания и упражнения
1. Выделяются 4 типа социальных санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа, которые можно изобразить в виде логического квадрата (см. рисунок). Приведите примеры каждой из этих санкций.
Ф + | Ф – | 1) Формальные позитивные Ф + 2) Неформальные позитивные Н + 3) Формальные негативные Ф – 4) Неформальные негативные Н – |
Н + | Ф – |
2. Выступите в роли экспертов и определите комплекс объективных и субъективных факторов, вызывающих рост преступности в российском обществе. Проранжируйте эти факторы, определите их «удельный вес».
3. Разработайте экспертный лист для опроса экспертов по проблеме роста молодежной преступности в Тульской области. Обоснуйте критерии отбора экспертов.
4. Разделитесь на пары. В течение 10-15 минут вместе со своими партнером подготовьте вопросы для свободного интервью. Интервью проводится с целью выяснения причин нарушения норм поведения студентами нашего университета в его пределах. Один из вас – интервьюер, другой – респондент. Проведите интервью. Длительность интервью – не более 20 минут. Поменяйтесь ролями.
5. Разработайте анкету для опроса студентов ТулГУ о выяснении их отношения к закону. Время подготовки – 20-25 минут.
6. Предложите основные положения концепции программы диагностики, профилактики и коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Обоснуйте главные положения программы. Время работы – 30-40 минут.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 77.