Тема 10. Личность и общество
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

10.1. Понятие личности в социологии

10.2. Социологические концепции личности

10.3. Социализация и социальная субъектность личности

Понятия: агенты социализации, адаптация, аскрипция, диспозиция, социализация, десоциализация, интериоризация, личность, индивид, индивидуальность, ресоциализация, структура личности, типология личности, ценностные ориентации, теория «зеркального Я», социальная роль, социальный статус, ролевой набор, ролевой конфликт.

 

Литература

Абельс, Х. Интеракция, идентичность, презентация [Текст]/ Х. Абельс. – СПб., 2000

Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст]/ Б.Г. Ананьев. – М., 2000

Бердяев, Н.А. О назначении человека [Текст]/ Н.А. Бердяев. – М.: Республика, 1993

Гидденс, Э. Социология [Текст]/ Э. Гидденс. – М.: Эдиториал УРСС, 1999.

Головков, С.А. Личность и общество во взглядах русских религиозных мыслителей [Текст]/ С.А. Головков// Вестник МГУ. Сер.18. – 2006. – № 1.

Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни [Текст]/ И. Гофман. – М., 1996

Иванова, И.Н. О социокультурной стимуляции личности [Текст]/ И.Н. Иванова// Социально-гуманитарные знания. – 2006. – № 6.

Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения [Текст]/ А.И. Ковалева. – М., 1996

Козлова, О.Н. Личность – граница и безграничность социального [Текст]/ О.Н. Козлова// Социально-гуманитарные знания. – 2004. – № 4 .

Кули, Ч. Человеческая природа и социальный порядок [Текст]/ Ч. Кули. – М., 2000

Общая социология [Текст]: учеб. пособие/ под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА – М., 2002. Раздел VII. Личность.

Парсонс, Т. Человек в современном мире [Текст]/ Т. Парсонс. – М., 1985.

Резник, Ю.М. Жизненные стратегии личности. Опыт комплексного анализа [Текст]/ Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов. – М., 2002

Ромм, М.А. Адаптация личности в социуме [Текст]/ М.А.Ромм. – Новосибирск, 2002.

Спасибенко, С.Г. Методологические проблемы социологии человека [Текст]/ С.Г. Спасибенко // Социально-гуманитарные знания. – 2000. - № 1

Спасибенко, С.Г. Критерии социальной типологии человека [Текст]/ С.Г. Спасибенко// Социально-гуманитарные знания. – 2006. – № 4.

Тощенко, Ж.Т. Пародоксальный человек [Текст]/ Ж.Т. Тощенко. – М., 2001.

Филатова, О.Г. Общая социология [Текст]: учеб. пособие/ О.Г. Филатова. – М.: Гардарики, 2005. Гл. 8

Вопросы для самопроверки

1. В каком соотношении находятся понятия «человек», «индивид», «личность»?

2. Дайте социологическое определение личности.

3. Как связаны между собой социальная роль и социальный статус?

4. В чем особенность предписанных статусов?

5. На какие статусы ориентируется индустриальное общество?

6. Какие социологические концепции личности Вы знаете?

7. В чем особенности процесса социализации?

8. Дайте оценку первичной и вторичной социализации.

9. Кому из социологов принадлежит диспозиционная теория личности?

10. Как проявляется автономия личности в обществе?

11. Феральные люди – кто они?

12. В чем различие биологического и социального в личности?

13. Назовите агентов первичной и вторичной социализации.

14. Какие этапы духовного развития личности вы знаете?

15. Какие компоненты включены в модель личности по З. Фрейду?

16. Каковы основные характеристики социальной роли, данные Т.Парсонсом?

17. Кому из социологов принадлежат теории «зеркального –Я», «обобщенного другого»?

18. Каковы взгляды Дж. Мида на процесс становления личности?

 

 

Практические задания и упражнения

 

1. Э. Дюркгейм писал: «Чем примитивнее, тем более сходство между составляющими его индивидами» (Дюркгейм, Э. Метод социологии [Текст]/ Э. Дюркгейм. – М., 1990. – С.124.) Как вы понимаете это высказывание?

2. «Человек, согласно известной формуле, есть существо двойственное. В нем два существа: существо индивидуальное, имеющее свои корни в организме, и круг деятельности которого вследствие этого оказывается узко ограниченным, и существо социальное, которое является в нем представителем наивысшей реальности интеллектуального и морального порядка, какую мы только можем познать путем наблюдения, - я разумею общество» (Дюркгейм, Э. Хрестоматия [Текст]/ Э. Дюркгейм. – М.: Социально-политический журнал, 1993. – С.52.).

Дайте оценку высказыванию социолога.

3. Выскажите свое отношение к следующим положениям:

- личность творит сама себя, потому то, что она представляет собой есть результат ее самовоспитания;

- личность формируется общественными отношениями, поэтому процесс ее становления определяется ими.

4. Какое из определений личности характеризует социологический подход к личности:

Личность – это социальный феномен.

Личность – это единство социального, психологического, биологического.

Личность – это всегда конкретный человек в единстве всех его психологических качеств и сил, направляющих его практическую деятельность.

Обоснуйте свой выбор.

5. Согласны ли вы с утверждением, что в основе отношений между людьми лежат не столько интересы и потребности, сколько установки и ценностные ориентации?

6. Какую роль играет язык в процессе социализации? Опишите эту роль.

7. Выявите отличия социализации взрослых и детей. Приведите примеры из вашей личной жизни.

8. Место индивида в социальной структуре общества, которое определяется присущими ему от рождения качествами – знатностью происхождения, возрастом, полом, этнической принадлежностью – характеризуется как предписываемый статус. Приведите примеры предписываемого статуса и достигаемого.

9. Какое место занимают детские игры в процессе социализации с точки зрения символического интеракционизма? Кто из социологов является представителем этого подхода.

10. Укажите отличия социального статуса и социальной роли. Приведите примеры.

11.  Определите относятся ли к аскриптивным следующие статусы:

- президент;

- принц;

- муж;

- император;

- теща;

- император;

- депутат Думы.

12. Можно ли говорить о несовпадении статусов в следующих ситуациях

- когда духовное лицо становится депутатом,

- когда спортсмен употребляет наркотики,

- когда руководитель предприятия едет на подножке трамвая,

- когда депутат занимается коммерческой деятельностью.

13. Дайте оценку следующей ситуации и как ее можно назвать. Сына – студента одновременно ждут родители, чтобы отметить семейный праздник, и друзья, чтобы пойти на дискотеку. Что это – а) культурный конфликт, б) конфликт поколений, в) ролевой конфликт, г) статусный конфликт.

14. Т. Парсон дает характеристику роли с помощью пяти характеристик. Раскройте содержание по следующим основаниям:

- эмоциональная; 

- способ получения;

- масштаб роли;

- формализация;

- мотивация.

15.Охарактеризуйте специфику социализации социально зрелых людей. Можно ли говорить о ресоциализации в данном случае? Приведите примеры.

16. Какие социологические концепции личности Вы можете назвать. Составьте таблицу этих теорий.

1. Заполните таблицу

Стадии социализации Основные характеристики
Первичная стадия  
Стадия индивидуализации  
Стадия интеграции  
Трудовая стадия  
Послетрудовая социализация  

 

18. Назовите представителей диспозиционной теории личности и сколько уровней диспозиции выделяют авторы?

19. Как вы считаете, самореализация личности в современной России осуществляется успешно? Сравните процесс самореализации с представителями старшего поколения.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 101.