Тема 7. Социальная структура общества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

7.1. Классовая и стратификационная парадигмы социальной структуры

7.2. Социальная стратификация и социальная мобильность

7.3. Изменения в социальной структуре российского общества на современном этапе

Понятия: социальная структура, социальная дифференциация, общественное разделение труда, социальная стратификация, социальное неравенство, социальный статус, социальная роль, социальная идентификация, социальная страта, класс, сословие, каста, средний класс, социальный престиж, маргинал, маргинальная группа, люмпен; социальная мобильность, индивидуальная и групповая мобильность, вертикальная и горизонтальная мобильность, восходящая и нисходящая мобильность, внутрипоколенная и межпоколенная мобильность, канал мобильности, дистанция мобильности, объем мобильности.

Литература

 

Аврамова, Е.М. Социальная мобильность в условиях российского кризиса [Текст]/ Е.М. Аврамова// Общественные науки и современность. – 1999. – № 3.

Александрова, О.А. Идейный фон становления российского среднего класса [Текст]/ О.А. Александрова// Общественные науки и современность. – 1999. – № 1.

Андреев, А.Л. Социальное ядро нации (Средние слои в современном российском обществе) [Текст]/ А.Л. Андреев// Общественные науки и современность. – 2000. – № 3.

Бабаева, Л.В. Российские и американские женщины- предприниматели [Текст]/ Л.В. Бабаева// Социс. – 1998. – № 8.

Беленький, В.Х. Класс наемных работников или рабочий класс? [Текст]/ В.Х. Беленький// Социс. – 2005. – № 3.

Бердышев, К.В. Воспроизводство социального статуса в России: выделение стабильных групп [Текст]/ К.В. Бердышев // Мир России. – 2006. – № 2.

Богомолова, Т.Ю. Экономическая стратификация населения России в 90-е годы [Текст]/ Т.Ю. Богомолова, В.С. Тапилина// Социс. – 2000. – № 6.

Бондаренко, Н.В. Особенности адаптации бедных и состоятельных семей [Текст]/ Н.В. Бондаренко// Вестник общественного мнения. – 2006. – № 1.

Вебер, М. Класс, сословие, партии (фрагменты) [Текст]/ М. Вебер// Личность. Культура. Общество. – 2003. – Т. 5, Вып. 1 / 2 (15 / 16).

Вебер, М. Основные понятия стратификации [Текст]/ М. Вебер// Социс. – 1994. – № 5.

Вебер, М. Сословия и классы [Текст]/ М. Вебер// Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. – 2003. – № 4.

Галкин, А.А. Тенденции изменения социальной структуры [Текст]/ А.А. Галкин// Социс. – 1998. – № 10.

Голенкова, З.Т. Безработные: особенности российского бытия [Текст]/ З.Т. Голенкова, Е.Д. Игитханян// Социс. – 2001. – № 5.

Гордон, Л.А. Социальные эффекты и структура безработицы в России [Текст]/ Л.А. Гордон, Э.В. Клопов// Социс. – 2000. – № 5.

Демин А.Н. Способы адаптации безработных в трудной жизненной ситуации [Текст]/ А.Н. Демин, И.П. Попова// Социс. – 2000. – № 5.

Заславская, Т.И. О движущих силах трансформации российского общества [Текст]/ Т.И. Заславская// Общество и экономика. – 2003. – № 6.

Заславская, Т.И. Современное российское общество: проблемы и перспективы [Текст]/ Т.И. Заславская// Общественные науки и современность. – 2004. – № 5.

Заславская, Т.И. Социетальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция [Текст]/ Т.И. Заславская. – М.: Дело, 2003.

Заславская, Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества [Текст]/ Т.И. Заславская// Социс. – 2001. – № 8.

Здравомыслов, Г.А. Российский средний класс – проблема границ и численности [Текст]/ Г.А. Здравомыслов// Социс. – 2001. – № 5.

Иноземцева, В.Л. «Класс интеллектуалов» в постиндустриальном обществе [Текст]/ В.Л. Иноземцева // Социс. – 2000. – № 6.

Левинсон, А. О тех, кто называет себя «средний класс» [Текст]/ А. Левинсон, О. Стучевская, Я. Щукин// Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. – 2004. – № 5 (73).

Лепехин, В.А. Стратификация в современной России и новый средний класс [Текст]/ В.А. Лепехин// Общественные науки и современность. – 1998. – № 4.

Мкртчян, Г.М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления [Текст]/ Г.М. Мкртчан// Социс. – 2005. – № 2.

Мкртчян, Г.М. Факторы социальной стратификации молодежи в сфере образования, на рынке труда и потребления [Текст]/ Г.М. Мкртчан, Е.Ю. Шакин// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2004. – № 3 (71).го мнения. Я. зменение установок, функций, оценок // Вестник общественного мнения: Данные. 4949494949494949494949494949

Мостовая, И.В. Социальное расслоение в России: методология исследования [Текст]/ И.В. Мостовая. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1995.

Пестриков, И.Л. Возрождение социального слоя предпринимателей в российском обществе [Текст]/ И.Л. Пестриков// Образование и общество. – 2005. – № 1.

Радаев, В.В. Социальная стратификация [Текст]: учеб. пособие/ В.В. Радаев, О.И. Шкаратан. – М.: Аспект Пресс, 1996.

Римашевская, Н. Экономическая стратификация населения России [Текст]/ Н. Римашевская// Общество и экономика. – 2002. – № 12.

Руткевич, М.Н. Социальная структура [Текст]/ И.Н. Руткевич. – М.: Альфа-М., 2004.

Рывкина, Р. Социальные неравенства в постсоветской России: объективный и субъективный аспекты [Текст]/ Р. Рывкина// Свободная мысль – ХХI. – 2004. – № 5.

Силласте, Г.Г. Социальная сущность денег [Текст]/ Г.Г. Силласте// Финансовый бизнес. – 2003. – № 1.

Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество [Текст]/ П.А. Сорокин. – М.: Политиздат, 1992.

Социальная траектория реформируемой России: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы [Текст]/ отв. ред. Т.И. Заславская, З.И. Калугина. – Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1999.

Социально-стратификационные процессы в современном обществе [Текст]: В 2-х кн. Кн. 1 / под ред. З.Т. Голенковой и др. – М.: Ин-т социологии РАН, 1993.

Социальный статус и имидж гуманитарной интеллигенции: иллюзии и реальности («круглый стол») [Текст]// Социс. – 2001. – № 11.

Тарусин, М.А. Реальная Россия (стратификация современного российского общества) [Текст]/ М.А. Тарусин // Мониторинг общественного мнения. – 2006. – № 1.

Тихонова, Н.Е. «Новые капиталисты»: кто они? [Текст]/ Н.Е. Тихонова// Общественные науки и современность. – 2005. – № 2.

Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества [Текст]/ Институт социологии РАН. – 3-е изд. – М.: Изд-во Института социологии РАН, 2000.

Угольницкий, Г.А. Модели социальной иерархии [Текст]/ Г.А. Угольницкий. – М.: Вузовская книга, 2000.

Ушкалов, И.Г. «Утечка мозгов» как мобильный феномен и его особенности в России [Текст]/ И.Г. Ушкалов, И.А. Малаха// Социс. – 2000. – № 3.

Шкаратан, О.И. Анализ социально-экономического неравенства россиян [Текст]/ О.И. Шкаратан и др.// Общественные науки и современность. – 2005. – № 5.

Шулус, А. Образовательная стратификация и проблема неравенства [Текст] А. Шулус и др.// Общество и экономика. – 2003. – № 1.

 Вопросы для самопроверки

1. Какое место в социологии занимает изучение социальной структуры общества?

2. Как соотносятся понятия «социальная дифференциация», «социальная стратификация», «социальное неравенство»?

3. Перечислите основные исторические типы стратификации.

4. Может ли общество существовать без социального неравенства? Обоснуйте ответ.

5. Назовите известные Вам критерии социальной стратификации. Можно ли выделить среди них основные и дополнительные?

6. Какова роль социального статуса при изучении стратификации?

7. Назовите объективные и субъективные показатели социальной стратификации.

8. Почему социальная идентификация рассматривается как субъективный аспект социальной стратификации?

9. Как соотносятся понятия «географическая мобильность» и «социальная мобильность»? Могут ли эти явления совпадать? Обоснуйте ответ.

10. В чем состоит основное отличие внутрипоколенной и межпоколенной мобильности?

11. Каковы основные факторы а) способствующие социальной мобильности; б) препятствующие социальной мобильности?

12. Дайте определение понятию «дистанция социальной мобильности».

13. Дайте определение понятий «маргинал», «маргинальная группа». Какое место они занимают в обществе?

14. Охарактеризуйте особенности социальной структуры современного российского общества.

15. Какие критерии социальной стратификации, по Вашему мнению, являются наиболее важными в современной России?

16. Как трактуется понятие «средний класс» и какова специфика его становления в России?

17. Дайте определение понятия «социальный престиж». Почему престиж называют в качестве стратификационного критерия?

18. Какой смысл вкладывается в понятие «образ жизни». Какова роль образа жизни при изучении стратификации?

 

Практические задания и упражнения

1. Охарактеризуйте основные типы стратификационных систем, заполнив таблицу:

Стратификационная система Критерии стратификации Способы поддержания социального порядка
1 Физико-генетическая    
2 Рабовладельческая    
3 Кастовая    
4 Сословная    
5 Этакратическая    
6 Социально-профессиональная    
7 Классовая    
8 Культурно-символическая    
9 Культурно-нормативная    

 

Источник: Радаев, В.В. Социальная стратификация [Текст]: учеб. пособие/ В.В. Радаев, О.И. Шкаратан. – М.: Аспект Пресс, 1996.

 

2. Объясните следующие зависимости, сформулированные в социологической науке:

а) чем динамичнее общество, тем больше в его социальной структуре «ячеек», рассчитанных на достигаемые статусы;

б) чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее.

3. Какими методами социологических исследований целесообразно изучать социальную стратификацию? Охарактеризуйте достоинства и недостатки различных методов.

4. Определите, к каким типам социальной мобильности относятся следующие явления: развод, изменение гражданства, увольнение, избрание в парламент, разжалование в солдаты, повышение в должности, переезд из сельской местности в город, поступление в вуз, заключение под стражу.

5. Проанализируйте собственный опыт социальной мобильности и определите типы своих социальных перемещений по следующей схеме:

 

Ситуация перемещения Тип социальной мобильности
1    
2    
3    
   

Пример:

Ситуация перемещения: повышение по службе с должности заместителя начальника отдела на должность начальника отдела.

Тип социальной мобильности: вертикальная, восходящая, индивидуальная, внутрипоколенная.

 

6. Проиллюстрируйте основные типы социальной мобильности сюжетами русских народных сказок (других литературных произведений, художественных фильмов).

7. Выделяют так называемую «мнимую мобильность», когда речь идет об изменении названия профессии без изменения ее функционального содержания. Приведите примеры «мнимой мобильности».

8. В истории любого общества есть события, вызывающие особенно интенсивную социальную мобильность. С какими событиями отечественной истории ХХ века связаны пики социальной мобильности?

9. Предложите своим знакомым ответить на вопрос: «Как Вы считаете, каковы сегодня основные показатели престижа человека в обществе?» (Обладание востребованной профессией, высокая заработная плата, наличие высшего образования, семейное положение, потребляемые товары и услуги, национальная принадлежность, возможность реализовать себя, наличие льгот, особых прав и полномочий, возможность руководить другими людьми, профессиональная компетентность, обладание профессией, требующей умственного труда, что-то иное). К каким группам людей, по мнению Ваших респондентов, принадлежать сегодня считается престижным, а к каким – нет? Считают ли они собственную группу принадлежности престижной? К какой группе людей хотели бы принадлежать, а к какой – наоборот? Проанализируйте полученные результаты с социологической точки зрения.

 

Тема 8. Культура и общество

 

8.1. Социологическое понимание культуры

8.2. Структурные компоненты культуры

8.3. Развитие социокультурной ситуации в России

 

Понятия: культура, цивилизация, духовная и материальная культура, субкультура и контркультура, культурные универсалии, культурный императив, нормативно-ценностная ориентация, массовая и специализированная («высокая») культура, инкультурация, аккультурация, социализация.

 

Литература

Арнольдов, А.И. Путь к храму культуры [Текст]/ А.И. Арнольдов. – М.: Грааль, 2000.

Аванесова, Г.А. Методология анализа культуры общества и человека в отечественном гуманитарном познании XIX-XX веков [Текст]/ Г.А. Аванесова// Социально-гуманитарные знания. – 2005. - № 5.

Бенхабиб, С. Притязания культуры: равенство и разнообразие в глобальную эру [Текст]/ С. Бенхабиб; Пер. с англ. – М.: Логос. 2003.

Георгиева, Т.С. Русская культура: история и современность [Текст]/ Т.С. Георгиева. – М., 1998.

Гирц, К. Интерпретация культур [Текст]/ К. Гирц; пер. с англ. – М.: РОССПЭН, 2004.

Губман, Б. Современная философия культуры [Текст]/ Б. Губман. – М.: РОССИЭН, 2005.

Жидков, В.С. Культурная политика России: теория и история [Текст]. учеб. пособие для вузов/ В.С. Жидков, К.Б. Соколов. – М.: Академ. проект, 2001.

Журавлев, В.В. Человек. Культура. Общества [Текст]/ В.В. Журавлев. – М., 1998.

Захаров, А.В. Традиционная культура в современном обществе [Текст]/ А.В. Захаров// Социс. – 2004. - № 7.

Ионин, Л.Г. Социология культуры [Текст]: учеб. пособие для вузов/ Л.Г. Ионин. 4-ое изд. – М.: ГУВШЭ, 2004.

Ирхин, Ю.В. Социология культуры [Текст]: учеб. для вузов/ Ю.В. Ирхин. – М.: Экзамен, 2006.

Иконникова, С.Н. История культурологических теорий [Текст]/ С.Н. Иконникова; 2-ое изд. – СПб.: Питер, 2005.

Келле, В.Ж. Интеллектуальная и духовная составляющая культуры [Текст]/ В.Ж. Келле// Вопросы философии. – 2005. - № 10.

Козлова, О.Н. Культура в жизни общества [Текст]/ О.Н. Козлова// Социально-гуманитарные знания. – 2004. - № 6.

Кононенко, Б.И. Сущность культуры: закономерности ее функционирования и развития [Текст]/ Б.И. Кононенко. – М., 1995.

Костина, А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества [Текст]; 2-ое изд./ А.В. Костина. – М.: УРСС, 2005.

Левикова, С.И. Две модели динамики ценностей культуры (на примере молодежной субкультуры) [Текст]/ С.И. Левикова// Вопросы философии. – 2006. - № 4.

Массовая культура [Текст]: учеб. пособие/ под ред. Н.И. Киященко. – М., 2004.

Мир культуры. Международная мозаика. Сравнительный анализ культурной политики зарубежных стран [Текст]/ сост. Е.И. Кузьмин, В.Р. Фролов. – М.: Либерея, 2003.

Милюков, П.Н. Очерки по истории русской культуры [Текст]/ П.Н. Милюков. – В 3-х томах. Т.2. Вера, творчество, образование. – М.: Прогресс, 1994.

Оганов, А.А. Теория культуры [Текст]: учеб. пособие для вузов/ А.А. Оганов, И.Г. Хангельдиева. – М.: ФАИР-Пресс, 2001.

Оруджев, З.М. Культура и цивилизация [Текст]/ З.М. Оруджев, Т.В. Кузнецова// Вестник московского университета. Серия 7. Философия. – 2005. - № 2.

Разлогов, К. Русская культура: проблемы и решения [Текст]/ К. Разлогов// Свободная мысль. – 2006. - № 3.

Современные трансформации российской культуры [Текст]/ отв. ред. И.В. Кондаков. – М.: Наука, 2005.

Рассадина, Т.А. Трансформации традиционных ценностей россиян в постперестроечный период [Текст]/ Т.А. Рассадина// Социс. – 2006. - № 9.

Хренов, Н.А. Культура в эпоху социального хаоса [Текст]/ Н.А. Хренов. – М.: Едиториал УРСС, 2002.

Шендрик, А.И. Теория культуры [Текст]: учеб. пособие/ А.И. Шендрик. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

Руднев, В. Энциклопедический словарь культуры XX в. Ключевые понятия и тексты [Текст]/ В. Руднев. – М.: Аграф, 2001.

Человек как субъект культуры [Текст]/ отв. ред. Э.В. Сайко. – М.: Наука, 2002.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что представляет собой культура в широком смысле слова? В узком?

2. Из каких структурных элементов состоит культура?

3. Какие функции выполняет культура?

4. По каким основаниям можно классифицировать культуру?

5. Что понимается под универсалиями культуры?

6. Чем отличается культура от цивилизации и что между ними общего?

7. Чем объясняется существование субкультуры и контркультуры?

8. Как происходит взаимодействие культур и какие принципы лежат в его основе?

9. Какую роль в развитии общества играют культурные традиции?

10. В чем состоит специфика социологического подхода к культуре?

11. Какие тенденции развития культуры характерны для современного периода?

12. Каковы особенности российской культуры на фоне мировой культуры?

 

Практические задания и упражнения

1. Используя учебную литературу, определите, какие науки изучают культуру и в чем специфика каждой из них.

2. Найдите в учебных пособиях и справочниках высказывания знаменитых социологов о культуре (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Л. Уайт, П.А. Сорокин и др.). Что каждый из них подчеркивает в культуре?

3. По каким коренным вопросам существуют различия в культурных традициях Запада и Востока? Приведите примеры.

4. Покажите на примерах взаимопроникновение и взаимосвязь между высокой массовой, элитарной и народной культурами. Чем Вы это объясняете?

5. Прокомментируйте следующие высказывания о культуре:

А) Душа культуры – это культура души (И. Гофмиллер, немецкий писатель);

Б) Культура и внешний лоск – совершенно разные вещи (Р. Эмерсон, американский философ и поэт);

В) Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры (А.И. Куприн, известный русский писатель);

Г) Культура – это то, что остается, когда все забыто (Эд. Эррио, франц. политический деятель и ученый).

6. Кратко назовите характерные черты субкультуры: городской, сельской, столичной, провинциальной, молодежной, предпринимательской, маргинальной, субкультуры социологов.

7. Проанализируйте, какой вклад вносят современные средства массовой информации в выполнение культурно-просветительной функции.

8. В настоящее время существуют коммерческий и некоммерческий секторы культуры. Укажите плюсы и минусы в их деятельности.

9. В чем проявляется «вестернизация» (озападнивание) отечественной культуры в современный период. Приведите примеры и дайте оценку данному процессу.

10. Используя материалы прессы и личные наблюдения, подготовьте сообщение о состоянии культуры в г. Туле и Тульской области. Выделите достижения в этой области и отметьте узкие места.

11. Проведите микросоциологическое исследование на базе своей группы или специальности по вопросу «Духовные потребности студентов в досуговое время». Его результаты используйте в контрольно-курсовой работе.

12. Попробуйте назвать 10 произведений литературы, театрального искусства, кино, живописи, скульптуры, архитектуры, музыкального и исполнительского искусства, которые на Вас произвели глубокое воздействие. Осмыслите, в чем их сила. Свои впечатления оформите в виде эссе.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 92.