Дипломная работа выполняется тем же порядком и в той же последовательности, что и дипломная задача.
Структура её приведена в разделе «Общие положения», структура текстуальной части в подразделе 1.5. «Порядок выполнения выпускной квалификационной работы».
Дипломная работа представляет собой самостоятельные исследования выпускника по наиболее актуальным теоретическим проблемам функционирования и развития ГО и РСЧС. По специальности (направлению подготовки) «Государственное и муниципальное управление» выполняются практические исследования проблем управления.
Основная цель разработки и защиты перед ГЭК дипломной работы – проверка практических навыков и умений выпускников анализировать, оценивать и совершенствовать приёмы и способы организации мероприятий по защите населения при угрозе и возникновения ЧС в мирное и военное время, а также в совершенствовании средств и способов их выполнения.
В связи с этим, основным признаком темы дипломной работы является её исследовательский характер.
Дипломная работа должна отвечать следующим основным требованиям: отражать новые положения государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, Концепции развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Концепции национальной безопасности Российской Федерации, государственной политики в области ГО, государственной политики в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, содержать экономическое обоснование принятых решений и.т. п. Содержание должно соответствовать требованиям руководящих документов МЧС России по вопросам подготовки органов управления, сил ГО и РСЧС, населения в области защиты от ЧС.
После выбора темы дипломной работы основными этапами работы выпускника являются:
уяснение темы, задания и разработка замысла дипломной работы (см. подраздел 1.2);
разработка календарного и структурного планов работы (см. подраздел 1.3);
выбор и заказ топографических карт (по необходимости);
подбор и изучение литературы (см. подраздел 1.4);
проведение необходимых исследований и экспериментов;
При уяснении темы дипломной работы выпускник, с помощью руководителя и консультанта, должен определить целевую установку и связь задания дипломной работы с имеющимися материалами исследований, выполненных в лабораториях и на кафедрах, по линии научно-исследовательской работы студентов в других научно-исследовательских организациях и учреждениях, а также исходя из собственного практического опыта службы.
После получения задания выпускнику следует тщательно его изучить, точно определить центральный вопрос темы или решаемой проблемы, определиться с основными исходными данными и их влиянием на разработку темы, уяснить содержание основных вопросов, подлежащих научной разработке, объёмы планируемых исследований и экспериментов, наметить основные разделы текстуальной части, суть и основное содержание документов, выносимых на защиту.
Разрабатывая замысел дипломной работы, выпускник должен чётко определить основные исходные данные, обосновать оперативно-тактический фон или оперативно-тактические требования к способам выполнения задач, подготовить данные для прогнозирования возможной обстановки, обосновать цель и актуальность темы дипломной работы в решении конкретных задач на фоне созданной оперативно-тактической обстановки, а также определить место предлагаемых организационных, инженерно-технических решений.
С учётом общих и специальных данных замысел наносится на карту или план. Здесь же может располагаться необходимая справочная информация, которая может содержать выводы из анализа литературных источников, существующих организационных, технических и инженерных решений, мероприятий по защите населения и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР), методик и др. Текстуально замысел излагается в первом разделе дипломной работы.
При составлении структурного плана следует учесть, что в работе должны быть рассмотрены следующие основные вопросы: условия возникновения, характер, масштаб и возможные последствия рассматриваемой чрезвычайной ситуации или характер воздействия противника; основные проводимые (выполняемые) мероприятия или задачи; замысел действий соответствующих начальников по организации защиты населения или АСДНР; организация выполнения мероприятий по защите населения или проведения АСДНР с подробным описанием технологии и организации выполнения одной из задач; обоснование требований к разрабатываемым организационным, инженерным и техническим решениям, способам, конструкциям и средствам; описание проводимых исследований (экспериментов) и их результаты; варианты существующих решений и их сравнение; предлагаемые решения; анализ организации выполнения задач или мероприятий с использованием предлагаемых решений.
Структурный план должен быть настолько подробным, чтобы в нём отражались все существенные вопросы темы. Чем больше в нём предусмотрено деталей, тем легче будет осуществить написание работы. Однако следует помнить, что не все вопросы исследования можно предусмотреть заблаговременно.
При определении объёма разделов необходимо исходить из их значимости и общего объёма дипломной работы (50–60 страниц). Опыт показывает, что на введение обычно отводится не более 5 % общего объёма работы, на изложение основного содержания темы – до 90 % и на заключение – 4–6 %.
После составления календарного и структурного планов дипломной работы выпускник переходит к детальному изучению литературы, обобщению опыта учений, ликвидации ЧС и т. п. и написанию работы.
После изучения литературы следует конкретизировать задачи, поставленные в общем виде в задании по подготовке выпускной дипломной работы. Задачи отражают поэтапное достижение цели. При этом уточняются предмет и границы дипломного исследования. Например, может быть поставлена задача уточнить ранее известное с помощью специального эмпирического исследования, которое расширит существующие представления в данной области знаний. Возможен и другой вариант, когда в результате изучения литературы возникает необходимость проведения теоретического исследования, требующего разработки новой концепции, идеи, закономерности и т. д. Принцип выделения задач заключается в том, что они должны отразить все основные этапы работы выпускника над темой.
Определяя исходные параметры дипломного исследования, важно обосновать его актуальность, новизну, практическую значимость и экономическую целесообразность.
При планировании и проведении экспериментов необходимо первоначально ознакомиться с имеющейся учебно-лабораторной базой (в Академии, в организации соисполнителя или заказчика), составить план и разработать методику проведения экспериментов и, после согласования с руководителем, приступить к их проведению.
В результате проведения экспериментов выпускник должен собрать максимально возможные результаты с точной фиксацией всех условий, в которых данные результаты были получены. Это создаст наиболее благоприятные предпосылки для их последующей обработки и формулировки наиболее объективных выводов.
На первом этапе выполнения ВКР накапливается и обобщается фактический материал, изучается общее состояние дел по исследуемому вопросу в масштабах страны (региона, города). В ходе работы выявляется, в какой степени выпускник овладел современными методами и техникой эмпирического исследования. На этом этапе он получает общее представление о предмете проводимого исследования, обнаруживает противоречие между позитивными и нормативными явлениями, между реальной возможностью и необходимостью превращения потребности в достояние научного поиска.
Второй этап работы включает проведение экспериментального исследования с последующим анализом, обобщением и систематизацией собранного фактического материала, его объективную оценку и интерпретацию. Основным теоретическим продуктом этого этапа выступает гипотеза – система предположений и допущений, истинность которых нуждается в проверке и подтверждении, как недоказанная теория.
Третий этап исследования – проверка выдвинутого предположения фактами в ходе эмпирического исследования.
На последнем, завершающем этапе подводятся итоги исследования, формулируются общие выводы, разрабатываются практические рекомендации.
Записи следует производить системно, группируя их по определённым разделам и вопросам дипломной темы. Когда отобранные источники будут достаточно хорошо изучены, материал окончательно систематизируется и, при необходимости, уточняется структурный план.
Процесс написания работы может быть различным. В одном случае можно написать всю работу в полном объёме, а затем отредактировать каждый раздел, в другом случае дипломная работа может разрабатываться последовательно по разделам с переходом к очередному разделу после того, как полностью отработан и отредактирован предыдущий.
Положительной стороной первого варианта является возможность видеть содержание работы в полном объёме до её тщательного редактирования, а, следовательно, вносить необходимые изменения в структуру и содержание работы без непроизводительных затрат времени на исправление материала, который впоследствии окажется ненужным.
При написании дипломной работы вначале раскрываются главные положения в общей постановке, а затем детализируются и обосновываются отдельные вопросы. Важнейшие положения обосновываются необходимыми расчётами, требованиями уставов, наставлений, приказов и директив, иллюстрируются примерами из опыта деятельности федеральных и муниципальных органов власти по исследуемым вопросам действий.
Можно рекомендовать следующее содержание разделов дипломной работы:
первый раздел – анализ обобщённого фактического материала по исследуемому вопросу в масштабах страны, региона, области, города, его объективная оценка. Здесь же излагается замысел ВКР. По специальности (направлению подготовки) «Государственное и муниципальное управление» целесообразно сформулировать проблему по управлению.
Во втором разделе, на основе выводов первого раздела, разрабатываются конкретные предложения для решения изучаемой проблемы, проводятся необходимые обоснования, расчёты.
Третий раздел является специальной частью дипломной работы. При его написании следует руководствоваться рекомендациями, изложенными в подразделе 2.2. «Разработка специальной части дипломной задачи».
Применительно к различным специальностям (направлениям подготовки) возможны иные подходы к изложению содержания разделов.
Изложение каждого раздела дипломной работы завершается выводами. Они должны логически вытекать из материала раздела, быть краткими, содержательными, без примеров и обоснований. Не следует выдвигать в качестве выводов хорошо известные рекомендации, уже зафиксированные в военно-научной и специальной литературе.
Разрабатываемый пример, если он носит иллюстративный характер, можно выполнить после соответствующего раздела дипломной работы. Пример должен быть поучительным, соответствовать высказанным теоретическим положениям и дополнять их.
Если же пример используется как модель для проведения необходимых расчётов, то он должен быть разработан перед написанием соответствующего текста раздела.
При выборе масштаба карты для оперативно-тактического примера следует руководствоваться рекомендациями, изложенными в подразделе 2.1. «Общие требования. Структура дипломной задачи».
Иллюстративный материал должен быть тесно связан с текстом, дополнять, углублять и развивать его.
Иллюстрация разработанного материала осуществляется, как правило, в ходе написания глав работы. Она должна быть содержательной, оформленной в соответствии с требованиями ГОСТа, соответствовать высказанным в тексте раздела (подраздела) теоретическим положениям и подтверждать их достоверность.
Кроме основных разделов, разрабатываются введение и заключение.
Во введении раскрываются требования руководящих документов по вопросам темы, её актуальность, цель работы, границы исследования.
В заключении подводится итог всей работы, формулируются теоретические и практические результаты работы в форме общих выводов и предложений. При этом не следует повторять выводы, имеющиеся в основных разделах работы. Предложения обычно содержат рекомендации автора по практической реализации результатов исследования, в них указывают также возможные перспективы дальнейшего решения вопросов темы.
В качестве приложений к дипломной работе могут выступать: тактический пример, разработанный на карте соответствующего масштаба; схемы, письменные и графические документы, разработанные на бумаге или карте; таблицы; графики и расчёты, программные продукты обучения. В конце работы прилагается список использованных источников (приложение 6).
Приводимые в работе цифры, факты, описания должны сопровождаться ссылками на соответствующий источник.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 203.