После утверждения темы целесообразно провести работу по подбору и изучению литературы по избранной теме.
В результате работы над литературой по теме выпускник должен уяснить: кто и когда уже работал или работает по данной теме; где опубликованы результаты этой работы; в чём суть исследования и т.п.
Подбор научной литературы по теме ВКР позволяет выпускнику понять историю и современное состояние разрабатываемого вопроса, наметить оптимальную методику выполнения работы. Значительно облегчают подбор литературы каталоги библиотек: алфавитный, предметный, систематический и особенно электронный.
Если точно известны названия нужных книг или хотя бы их авторы, необходимо воспользоваться алфавитным каталогом. Карточки с названиями книг в алфавитном каталоге расставлены по первому слову библиографического описания книги: фамилии автора или названию (заглавие) книги, если автор не указан. Если первые слова совпадают, карточки расставляются по второму слову, при совпадении вторых – третьему и т.д. На разделителях алфавитного каталога указываются буквы алфавита, фамилии наиболее известных авторов и наименования учреждения.
Если необходимо выяснить, какие книги по конкретному вопросу (теме) имеются в данной библиотеке, необходимо обратится к систематическому каталогу. Систематический каталог раскрывает библиотечный фонд по содержанию, все карточки в нём располагаются в системе отраслей знания.
В некоторых библиотеках ведётся предметный каталог. В отличие от систематического каталога за основу наименования разделов берётся не отрасль, а название предметов, вопросов, не связанных между собой отраслевым признаком.
Можно также воспользоваться указателями статей журналов, которые даются в последнем номере журнала за год. Большую помощь в поиске необходимой информации оказывают реферативные журналы и сборники, различные библиографические издания и др.
Целесообразно также использовать библиографию, размещённую на сайтах кафедр (выпускающей и той, по которой выполняется ВКР) и факультета.
Подбор источников целесообразно начинать с официальных изданий, уставных и руководящих документов (уставы, наставления, инструкции, положения, приказы, директивы и др.), учебной литературы и материалов, издаваемых в Академии для обеспечения учебного процесса. Затем подбирается другая литература, близкая по содержанию к теме ВКР. Важное значение имеет подбор литературы, отражающей официальную позицию руководства страны, достижения и взгляды научных кругов по вопросам темы выпускной квалификационной работы.
Отобранная литература и документы просматриваются в целях предварительного ознакомления и исключения ненужных источников, необходимая литература тщательно изучается и важные положения из неё записываются в специальную рабочую тетрадь.
Работа с литературными источниками может осуществляться в форме ведения личной картотеки, выписок, тезисов и конспекта.
Личная картотека литературы по теме и смежным вопросам, составляемая выпускником, может содержать дополнительные данные по сравнению с библиотечными каталогами. На карточках пишутся сведения о степени пригодности книги или статьи для выполнения ВКР; о предполагаемых путях её использования; названия параграфов или глав, номера страниц, где содержится полезная информация; библиотечные шифры; указания в какой библиотеке можно найти книгу и т.д.
Выписки помогают накопить нужные сведения и облегчают запоминание. Над каждой выпиской надо указывать проблему, над которой работает выпускник, фамилию и инициалы автора, название книги или статьи, издательство, год издания, страницу, на которой находится цитата. Выписки удобны для сбора и систематизации материала из разных источников по одному и тому же вопросу.
Тезисы содержат утверждения, позволяющие сопоставить свой взгляд с точкой зрения автора книги или статьи. В тезисах информация воспроизводится в той логике, которая отражает общий замысел ВКР. Для написания тезисов необходимо, после предварительного ознакомления с текстом, разбить его на ряд относительно самостоятельных и завершённых частей. В каждой части определяются основные идеи, осмысление сути которых, позволяет чётко сформулировать положение.
Составление тезисов позволяет изучить вопрос, используя несколько источников информации. Часть тезисов может содержать цитаты, необходимые для сравнения разных точек зрения или для тех случаев, когда требуется особая осторожность в выводах. Обычно в тезисах не приводятся факты и примеры, но сами по себе тезисы должны быть достаточно аргументированными.
Конспект содержит не только основные положения и выводы автора книги или статьи, но и факты, доказательства, примеры. В конспекте может найти отражение и личное отношение его составителя к материалу, но таким образом, чтобы можно было легко разобрать где авторское, а где личное понимание вопроса. Не следует отражать в конспекте всё содержание анализируемых книг и статей, лучше составить тематический конспект по ряду источников, позволяющий достаточно полно выяснить состояние исследуемого вопроса, сопоставить и проанализировать различные точки зрения.
Порядок выполнения
Дата: 2019-04-23, просмотров: 232.