Выбор темы выпускной квалификационной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Перечень тем выпускных квалификационных работ, предлагаемых обучающимся (далее – перечень тем), ежегодно разрабатывается на кафедрах, согласовывается с выпускающей кафедрой, начальниками и деканами факультетов, заместителем начальника Академии (проректором) по учебной работе, рассматривается на Учёном совете и утверждается начальником Академии.

Число тем, предлагаемых кафедрой для разработки, должно быть на 20–25 % больше, чем количество защищающихся выпускников на данной кафедре.

Перечень тем доводится до сведения обучающихся не позднее чем за 6 месяцев до даты начала государственной итоговой аттестации.

Темы ВКР по специальным дисциплинам должны быть тесно связаны с содержанием производственных практик выпускников, хоздоговорных работ, проводимых на кафедре.

Тема ВКР, как правило, предлагается руководителем выпускника или организацией, в которой планируется прохождение практики или войсковой стажировки.

Кроме того, по письменному заявления обучающегося (нескольких обучающихся, выполняющих выпускную квалификационную работу совместно) обучающемуся (обучающимся) предоставляется возможность подготовки и защиты выпускной квалификационной работы по теме, предложенной обучающимся (обучающимися), в случае обоснованности целесообразности ее разработки для практического применения в соответствующей области профессиональной деятельности или на конкретном объекте профессиональной деятельности.

При формировании перечня тем должны учитываться требования Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – Министр по делам ГОЧС) на текущий учебный год; современные научные проблемы и актуальные аспекты практической деятельности; предложения от центрального аппарата, учреждений и организаций МЧС России; замечания и предложения государственных экзаменационных комиссий (далее – ГЭК) прошлых лет; результаты анализа научно-практических работ, проводимых в Академии; пожелания территориальных органов управления МЧС России.

Тема ВКР должна быть направлена на рассмотрение проблем реализации вопросов: в области предупреждения и ликвидация чрезвычайных ситуаций, в области гражданской обороны, в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, в области развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, проблем в области оперативного искусства, тактики, вооружения, техники, управления спасательными воинскими формированиями, силами ГО и РСЧС, организации защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и др.

По специальности (направлению подготовки) «Государственное и муниципальное управление» тема ВКР обязательно должна быть связана с вопросами организации государственного и муниципального управления на всех уровнях власти в Российской Федерации.

Темы бакалаврских работ должны отражать важнейшие аспекты актуальных научных, научно-методических и прикладных проблем по изученной специальности с учётом того, что бакалавр получает базовое высшее образование по весьма широкому направлению и готовности к работе по всем специальностям данного направления.

Темы магистерских диссертаций определяются выпускающей кафедрой в соответствии со спецификой направления магистерской подготовки. Тема диссертации предварительно формируется на начальном этапе обучения в магистратуре и утверждается приказом начальника Академии до начала отведённого на подготовку этой работы периода времени (т. е. до начала исследовательской работы).

Выбор темы ВКР реализуется написанием заявления на имя начальника (заведующего) кафедры с указанием темы. Заявление оформляется в течение одного месяца с момента утверждения перечня тем (очное обучение), у заочников – к концу сессии, во время которой они получают перечень тем (форма заявления – приложение 1).

Чтобы обеспечить возможность свободного выбора тем ВКР, их число должно превышать количество выпускников на 20–25 %. Выбор конкретной темы выпускникам целесообразно проводить после предварительного обсуждения содержания ВКР с предполагаемым руководителем или с преподавателями, ведущими занятия в учебной группе.

При необходимости, отдельным выпускникам тема ВКР может быть назначена приказом начальника Академии по представлению кафедры и факультета.

Темы ВКР закрепляются за выпускниками приказом начальника Академии.

После закрепления темы ВКР каждому выпускнику, не позднее, чем за три месяца до начала непосредственной работы над ней, вручается письменное задание, составленное руководителем и утверждённое начальником (заведующим) кафедрой.

В задании в обязательном порядке указываются: тема, целевая установка (на основе чего и что разрабатывать, исследовать), исходные данные для исследования (например, условия обстановки, вид чрезвычайных ситуаций (ЧС), выполняемые работы, состав привлекаемых сил и т. п.); перечень основных вопросов, подлежащих разработке в процессе выполнения задания; объём пояснительной записки (текстуальной части), чертёжных и графических работ; место выполнения работы и перечень основных литературных источников, привлекаемых для разработки темы и т. д. (приложение 2).

Для выпускников факультета заочного обучения закрепление тем ВКР с указанием руководителей объявляется приказом начальника Академии во время последнего учебного сбора.

1.2. Уяснение темы и задания

Получив задание на выполнение выпускной квалификационной работы, выпускник должен уяснить тему и особенности её разработки. Этому должно способствовать тщательное изучение второго (целевые установки) и третьего (основные вопросы и документы, подлежащие разработке при выполнения задания) разделов задания, где выпускник должен уяснить содержание основных вопросов, подлежащих научной разработке, определить последовательность своей работы над темой и наметить основные разделы пояснительной записки (текстуальной части).

При изучении исходных данных, содержащихся в четвёртом разделе задания, выпускник получает информацию о регионе (республике, крае, области, городе), стратегическом направлении и районе, их физико-географических и экономических особенностях, периоде действий (мирное или военное время), характере и масштабах возможных ЧС, характере ведения спасательных работ, состоянии и укомплектованности подразделений спасательных воинских формирований, сил РСЧС, органов управления РСЧС и ГО, о существующих образцах вооружения, техники и другие данные, исходя из специфики работы.

При изучении пятого раздела (к защите представить) задания необходимо уяснить полный перечень документов, которые выпускник должен исполнить и представить к защите как в качестве основных (иллюстрационных) материалов, так и материалов, прилагаемых к пояснительной записке или текстуальной части.

При этом у выпускника должно сформироваться чёткое представление о конкретном наименовании, форме и примерном содержании каждого из этих документов в отдельности. Как показал опыт разработки дипломной тематики, наибольшую сложность вызывает подбор наименований для документов, оформляемых на бумажных носителях (схемы, чертежи, графики и т. д.). Необходимо обратить внимание на то, чтобы наименование разрабатываемых графических документов соответствовало их содержанию. В одном случае это может быть «организационно-техническое решение», в других – «организационное решение», «техническое решение», «инженерно-техническое решение», «методика определения (расчёта)» «алгоритм и программа расчётов» и т. д. При возникновении затруднений в выборе наименования документа целесообразно обратиться за помощью к руководителю.

Не менее важно для выпускника уяснить сроки выполнения элементов задания (восьмой раздел): разработку и представление календарного плана работы, представление законченной работы руководителю на отзыв, начальнику (заведующему) кафедры – на допуск к защите, рецензенту – на рецензию. Контрольные сроки выполнения ВКР приведены в приложении 3.

С учётом наименования специальности, по которой готовятся выпускники, а также квалификационных требований, выпускники разрабатывают замысел выпускной квалификационной работы. Он может разрабатываться на карте и в пояснительной записке (текстуальной части).

Замысел необходим для обоснования актуальности выполняемой ВКР, определения основных исходных данных, создания тактического фона, обоснования тактических требований к способам выполнения задач, анализа возможной обстановки на соответствующей территории и формирования выводов из её оценки, обоснования выбранного метода решения того или иного вопроса дипломного задания, оценки эффективности предлагаемых вариантов организационных и технических решений.

Разработка замысла должна начинаться с определения или уточнения исходных данных, общей и частной обстановки, на фоне которой отрабатывается тема ВКР. Затем следует чётко определить объём информации, которая составляет основу графической части замысла, текстуального пояснения к нему; сделать первоначальные наброски; представить замысел руководителю или консультанту для уточнений и дополнений, после чего завершить оформление графической части замысла. Одновременно с графической частью замысла излагается и оформляется его текстуальная часть.

После завершения этой работы и на основании полученных результатов рекомендуется уточнить календарный план работы, согласовав эти уточнения с руководителем.

Планирование

 выполнения выпускной квалификационной работы

Работа выпускника должна быть строго спланирована по срокам. Для этого составляется календарный план выполнения квалификационной работы и её структурный план.

В календарном плане (приложение 4) отражаются порядок и последовательность разработки выпускной квалификационной работы, очерёдность выполнения её разделов по времени. План подписывается выпускником и утверждается руководителем.

В календарный план целесообразно включить следующие мероприятия и виды работ:

подбор литературы и её изучение;

изучение нормативных правовых и нормативно-технических документов, методических разработок и других материалов по теме ВКР;

разработка структурного плана ВКР и согласование его с руководителем;

подбор (при необходимости) топографических карт, их получение и подготовка;

проведение исследований по теме, разработка необходимых документов, схем, чертежей, выполнение необходимых расчётов (в том числе с использованием ЭВМ);

написание разделов пояснительной записки (текстуальной части) и подготовка иллюстративного материала;

представление черновика ВКР руководителю на проверку;

устранение недостатков в работе после проверки её руководителем;

окончательное написание, оформление работы и представление её руководителю на отзыв;

предварительная экспертиза ВКР на кафедре;

представление ВКР на рецензирование и ознакомление с рецензией;

разработка доклада и оформление иллюстративных материалов к нему;

подготовка к защите работы перед государственной экзаменационной комиссией.

В календарном плане для каждого мероприятия, вида работ определяется срок исполнения и в специальной графе делаются отметки об исполнении руководителем при проверке работы выпускника (согласно приложению 4). В этот же период выпускник составляет структурный план выпускной квалификационной работы.

Структурный план (приложение 5) определяет направление и основное содержание выпускной квалификационной работы. Он должен содержать цели разработки или исследования, название разделов и подразделов, ориентировочно определять также объём каждого раздела (подраздела). Содержание разделов, а также введение и заключение, должны соответствовать выбранной теме.

Правильно составленный структурный план облегчает работу выпускника, обеспечивает последовательность и полноту изложения материала, его чёткое и логическое построение.

Структурный план подписывается выпускником и утверждается руководителем.

Календарный план выполнения выпускной квалификационной работы и структурный план должны быть рассмотрены и утверждены руководителем в течение первой недели выполнения работы.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 172.